Рецепция макиавеллизма. Основные понятия, часть 1

Продолжение  http://www.proza.ru/2015/06/05/1338

                "Если же мы сможем доказать, что одни и те же слова
                употребляются различными авторами в разных значениях,
                то мы легко отыщем решение многих противоречий".
                Пьер Абеляр

«Государь (итал. Il Principe; также часто встречается более близкий к оригиналу, но менее точный по смыслу перевод «Князь») —…. Первоначально книга носила название: De Principatibus (О княжествах)»  (Государь, Макиавелли  –  Википедия).
Словарный перевод «Il Principe» – «Принц», «Principatibus» – «Принципат». Однако в российской истории принцев, как и принципатов не было.  Наиболее близкими, по объёму суверенитета,  были князья с княжествами. Но учтём, что и «Il Principe», и «Principatibus» - это производные от «Princeps» – «Первый». Вполне возможно, что Википедия считая, что по смыслу будет более близким перевод  «Il Principe» как «Государь» исходит из этого перевода, что Государь он не только "тоже", но и более чем в чём-то «Первый». Но, при этом, Википедия не учитывает закон перехода количества в качество. В  историческом развитии вначале были княжества с князьями, а уж потом государства с государями. Отсюда, князь более Первый, чем государь. То есть, нашим переводчикам всё же следовало бы анализировать деяния Героя принца в подчинённом ему принципате. Ну, в крайнем случае, Героя князя в подчинённом ему княжестве. По всей видимости, в государстве не может действовать Герой-одиночка, государь, но действует многоликий госаппарат, спаянный единым интересом. Может ли  этот госаппарат сообща использовать макиавеллианские принципы  захвата, удержания и распространения своей Власти? Википедия там же сообщает, что эти «принципы, описанные в книге, актуальны и в современной политике».

Таким образом, для решения вопроса о возможности рецепции макиавеллизма необходимо определить, как минимум, тот объект, кто, как Господь наш, един в трёх лицах. Так же, вполне естественно, предварительно необходимо определить и эти триединых сущности, что у Макиавелли и его переводчиков имеют наименования:
; Герой (он же Принц, или Князь, или Государь),
; Государство (или княжество или принципат),
; Власть
 
В труде Макиавелли отражена триединая сущность – Герой принц-Принципат- Власть. Триединая – так как изъятие любой из составляющих ведёт к уничтожению самой сущности. Переводчики этого труда, в зависимости от того, кому переводили, отражали, если учитывать только данные из Википедии, иные триединые сущности – это или Герой князь-Княжество-Власть, или  – Герой государь-Государство-Власть.
Вполне естественно, что между этими триедиными сущностями имеются качественные различия. Но нас-то интересует, то единое, что содержится в них, что является основным свойством как для них всех, так и для иных представителей всего живого. Вполне естественно, что такое обобщение возможно только в рамках системного подхода, когда любое Живое, его основные функции, можно смоделировать системой, имеющей одно и тоже внутреннее строение для любого Живого, возникающего не по мановению, а естественно происходящего из Преджизни, так же, как Преджизнь из неживой Природы.

Но при этом следует учитывать общеизвестную посылку о том, что современная  наука накопила  столько  фактов, что  путем  подбора  некоторого их множества можно  обосновать  любую, даже  фантастическую, гипотезу. То есть ниже изложенное, как и выше изложенное, полностью  лишено "непреклонной уверенности" в истинности сделанных обобщений и тем более не содержит "безоглядной  непримиримости" к иным определениям. А поэтому для наименования такого  обобщения и обоснования следует использовать такое понятие, как "компилятивизм" - с учетом того, что согласно  энциклопедическому определению  «Компиляция – сочинение, обоснованное на использовании уже известных трудов».
По-видимому, ни один уважающий  себя  политик  не станет достигать "высоких идеалов" в рамках компилятивизма. Возможно, по этой причине за данной идеологией если и есть будущее, то - свободное от "дикой резни". 

Далее приведём основные определения.


Рецензии