Все в памяти моей... Гл. 65. Уже декабрь...

   …Ветер. Сильный. В новостях  по  радио  предупредили:  сильный   ветер,  дожди  по  всей  стране,  ночью  на  Хермоне  и  в  северных  горах  снег. В  Иерусалиме  дождь  со  снегом…  И  так  три  дня, до понедельника. Уже перевалило  на  вторую  половину  февраля,  -  а   все  еще  «холоднее,  чем  обычно», - вот  уже  третий  месяц  в  новостях  повторяют  эту  фразу.
 
    Эвкалипт  за окнами с  силой  царапает  ветками  трисы (жалюзи),- я опустила  их,  боюсь, как  бы  не  вылетели  от  такого  напора   стекла.  И  вообще,  этой  зимой   почти  все  время  держу  их  опущенными,  -   так  в  квартире  кажется  теплее,  хоть  и  сумрачно, и  свет  приходится  держать  включенным  весь  день.  В  редкие  солнечные  дни  я  убираю  трисы  полностью,  и  тогда  салон  и  мою  рабочую  комнату  заливает  праздничным  сиянием. Лучи  солнца печатают на  полу,  на  ковре,  яркие  квадраты  окна  и  Фифка  греется  и  нежится  в  них,  как  в  солярии.

   Настроение… -  по-всякому. Прошло  уже  три  месяца,  как  побывала  в  гостях  Лариса,  а  все   никак  не  приду  в  норму: заболела  еще  при  ней, в  ноябре,  гриппом, - лежать  было  некогда, - экскурсии,  поездки,  магазины, Эльдар  (само  собой)… Хотя  Сергей  и Ирина очень помогли  в тот  момент. И вот, "икается"  до
сих  пор.  Да  еще  и  новости  каждый  день  по  радио  и  телевизору   не  из  лучших: из  Газы  водопроводные  трубы,  начиненные  взрывчаткой, летят  (ракеты-самоделки),  на  дорогах  черт-те-что,  цены  растут,  как  на  дрожжах,  войной  с  Ираном  пугают…

   Стараюсь  отвлечься  от  всего  этого.  Книги,  подруги,  вязанье,  хороший  фильм  и,  конечно  же,  - Элька.  С  ним  не  соскучишься. Ну,- и  работа:  шью  на  заказ,  пока  Элька  в  школе.  А  сегодня  ходила  на  почту,  пробежала, -  по  пути, -  по  магазинам,   и   даже   ненастная  погода  не  смогла  перебить  ощущение  скорой  весны.   Пригорок  у  дома  покрылся  яркой  пушистой  травой,  расцвели  ирисы,  цикламены.  Прямо  у  каменных  ступенек  лестницы.
 
    А  я  снова  и  снова  вспоминаю  наши  первые  месяцы  здесь…

    …Уже  декабрь, а вечера  все  еще  по-летнему  теплые. Я тороплюсь в  ульпан.  На  мне  легкий  костюм  из  черного, в  белых  цветах, креп-жоржета, -  длинное,  по  щиколотку,  платье  без  рукавов  и  свободный  блузон, - на  ногах   светлые  замшевые  босоножки  на  широком  каблуке,  такая  же  светлая  сумка  на  плече, -  в  ней  учебник,  тетрадь,  очки,  и  шалька  из   ангорки:  прикрыться  от  ночной  прохлады,  когда  будем  с  Машей  возвращаться  домой.  Маша – это  моя  новая  подруга,  москвичка,  мы  познакомились  в  ульпане,  живем  почти  рядом  и  теперь  редкие  свободные  часы  проводим  вместе.

    В  группе  нас  пятнадцать человек,  возраст  “подростковый” - от  пятидесяти  пяти  и  выше…  Вся  география  бывшего нашего  отечества   налицо:   из  Москвы,  Свердловска,  Харькова,  Биробиджана,  Алма – Ата,  Грозного...  Я  и  еще  одна  женщина – из  Барнаула.  Только  две  семейные  пары,  остальные – одинокие…

    Преподает   у  нас   Шошана  (морА – учительница),  темноволосая,  смуглая,  невысокого  роста.  Ей  немного  за  сорок.

   Преподавание  только на  иврите,  ни  слова по-русски  она  не знает, значение       каждого  нового  слова  поясняет  потешной  пантомимой. Есть  недовольные: почему  преподаватель  не  русскоязычный? А  мне  нравится,  так  интереснее. И  поневоле  приходится  заговаривать  на  иврите!
 
   Занятия  наши  проходят  в помещении  религиозно- культурного  центра  Рамбам.  Здесь,  в  четырех  зданиях,  разместились  три  синагоги,   школа – шестилетка,  большая  библиотека,  где  есть  приличный  русский  отдел, -  я  ахнула,  увидев  здесь  многое  из  того,  что  ранее  было  у  нас,  в  Союзе,  запрещенным  или  тщательно  скрываемым.   Открытием  были  для  меня  книги  Свирского,  Сэвэллы,  Довлатова. А  с  каким  наслаждением  я  набросилась  на  новинки  Дины  Рубиной!  И  главное  –  маленькая,  щупленькая,  очаровательная  Элла,  библиотекарь, -  в  неизменной   аккуратной   шляпке,  темной   юбке  почти   до  пола  и  шерстяной  кофточке.  За   стеклами   очков  ясные,   почти   детские,  голубые   глаза   и  приветливая  улыбка  на  светлом,   в  легких  морщинках,  лице.  Она   постарше  меня,  уже  давно  в  стране,  и  поэтому  мне  интересно  слушать  её  суждения  и  советы.  Очень   часто  у  нее   припасено   для  меня  в  “заначке”   что-то  совершенно  новое  и  интересное. И отношение мое  к  ней  какое-то  родственное.  Я  обьясню,  почему.

   …Тридцать  первое  декабря.  Канун  нового,  2000-го  года.  Здесь  этот  день  обычный,  не   праздничный:  так   называемый  светский  Новый  год  здесь  не  встречают.   Празднествами  отмечается  новый  год  в  сентябре,  по  еврейскому  календарю,  он  уже  наступил,  и  не  2000-й,  а  5760-й!

   Я  обхожу  зубные  поликлиники  в  нашем  районе:   не  спала  ночь,  маялась  с  зубом…   Уже   нашла  четыре, -  все  закрыты.   Ну,  еще  бы!   Почти  все  дантисты -  наш  брат,  из  Союза,   и  все  уже  готовятся   к  встрече  Нового  года. Еще одну  такую  ночь  я  не  выдержу. Что  же делать? К  кому  обратиться?
 
    Живем  мы  здесь  третий  месяц,  знакомых  мало, и  то только   те,  с  кем  пока  учимся  в  ульпанах.   И  я  вспоминаю:  Элла,  библиотекарь,  она  давно  здесь,  может,  подскажет…   И  уже  бегу  в  Рамбам,  в  библиотеку.    На  мое  счастье – Элла  на  месте.
 
    Мы  еще  мало  знакомы  и  смотрит  она  на  меня  слегка  настороженно:  что  еще  нужно  этой  дамочке?   А  я  от  боли  уже  едва говорю.  Элла  открывает  ящик  стола  и  молча  достает  и  подает  мне  визитку.   Читаю:  зубной  врач  Чалик  и  т.д. ….  И  адрес  поликлиники.
 
-   Это  недалеко, - говорит она и звонит  по  телефону: - Яша? Примешь  больную?  Да!  Острая  боль…  Спасибо, - и обьясняет,  как  быстрее  пройти к  поликлинике.
 
    Новогоднюю   ночь  я   праздную  без  зубной  боли  и  с  временной  пломбой!
С  тех  пор  я  все  эти  годы  бываю  (по  необходимости!)  только  у  Яши.  И -  о,  как  мир  тесен!  А  особенно  -  Хайфа!  Яша  с  Нелей,  женой,  оказываются  близкими  друзьями   Руни  и  ее  мужа  Володи, - и у  нее  на  юбилее  я  вместе  с  ними.  Но  это  уже  чуть  позже…

   А  пока  все  мое  семейство  разместилось  в  одной   квартире.  По  разным  комнатам.  У  меня  и  у  мальчиков  тоже  свои  спальни. Вместе  собираемся  за  обеденным   столом.   В  первые  дни  купили  хороший  телевизор,   стиральную  машину-автомат  и  большую  электродуховку.  Поражало  многое  - в  сравнении  с  нашей  прошлой  жизнью.  Едва  успели  въехать  в  квартиру  – на  следующий  же  день  (без  всякой  очереди!)  установили  телефон.  В  Союзе  этого  приходилось  ждать  годами!   И  установили  бесплатно,  подарком  от  компании!   Кабельное  телевидение   подключили  сразу  же,  по  звонку,  и  тоже  подарком!   Конечно,  по  звонку  Йоси. (Борьба  за  клиентов!) И  еще  вспоминается  случай.
 
    Как-то,  недели  через  две  нашего  проживания  на  новом  месте,  прихожу  вечером  из  ульпана  домой  и  застаю  всех  сидящими  в  салоне  с  похоронными            физиономиями.  Пугаюсь:
 
-   Что  случилось?
               
  Оказывается,  они  все  вчетвером  были  на  Адаре  (торговом  районе  города),  покупали  детям  все  необходимое  для  школы.   И  когда  уже  возвращались  с  покупками  домой,  за  разговорами,  со  множеством  пакетов  в  руках,  оставили  в  автобусе  Маринину  сумочку.  А  в  сумочке!...  Больничная  карточка  Марины,  колечко  с  бриллиантиком  в  бархатном  мешочке  (подарок  Андрея)  и...  три  тысячи  шекелей!   Все   деньги,   которые  получил   Андрей  на  свою  семью  в  аэропорту! И  времени  уже  девять  часов  вечера…  Что  делать?  Страна   (пока   еще!)  чужая…  Город  (пока  еще!)  чужой…  С  языком  проблемы…  И  где  теперь  искать  сумочку  и  тем  более – деньги!…   И  все  же:  решаем – звонить  Йоси.  Йоси  говорит  по-русски,  ему  можно  все  обьяснить.

-  Надо  сейчас  же  ехать  на  тахану - мерказит (автобусную  станцию) - говорит  Йоси,  -  и  писать  заявление.

   Сергей  с  Андрюшей  едут  через  весь  город  на  автобусную  станцию.   Уже  ночь.  Мне  страшно.   И  всем  нам  пока  еще  страшно:   все  новое,  все  еще  чужое…

    Проходит  неделя. Рано  утром  все  разбегаются:  дети -  в  школу,  родители  в  свой  ульпан.  Школа  недалеко,  надо  подняться  на  соседнюю  улицу.  Ульпан – далековато,  но  молодежь  ходит  пешком -  автобусом  (посчитали!)  –  дорого.  Я  остаюсь  на  хозяйстве.  Мне  на  занятия  вечером.  Готовлю  обед,  убираю  в  квартире,  бегу  в  магазин  или,  -  если  успеваю,  -  на  шук  (базар).

    За  заботами  почти  забываем  о случившемся. Деньгами  с  Андреем  поделился  Сергей,  и  вообще -  не  голодаем,  не  пропадем!  Ведь  все  вместе.  И  вдруг  звонок.  Поднимаю  трубку.
 
 -  Это  Марина  Кулинич? – женский  голос  с  сильным  акцентом.
         
 -  Нет,  это  мама, - отвечаю. – Марина  в  ульпане.  А  что  случилось? -  уже  пугаюсь  я.
               
 -  Я  звоню  из  бюро  находок, с автобусной  станции.  Меня  зовут  Фая. Марина  оставляла  в  автобусе  сумочку?
               
-   Ой!  Да,  да!  Оставляла, - уже  радостно  почти  кричу  я  в  трубку.
               
-   А  вы  не  помните,  что  было  в  сумочке?
               
-   Помню-помню! -  и  я  перечисляю  все,  что  там  было.
               
-   Пусть  приезжает  на  тахану-мерказит.   Водитель,  его  зовут  Якоб,  все  отдаст… 
               
    ...Вот  это  да-а-а!  Вернули  все!

-   А  я,  как  идиот,  еще  начал  деньги  пересчитывать!… -  смеялся  Андрей.

    Мы  еще  не  знали,  что  к  каждой  сумочке,  пакету,   к  любому  свертку,  забытому  в  автобусе,  на  скамейке  в  парке  или  на  автобусной  остановке – отношение особое: там  может  быть  взрывное  устройство, специально  оставленное  в  самом  людном  месте.  И  завидев  подобный  предмет, -  о   нем   немедленно  сообщают  в  полицию.  Так  и  на  этот  раз:  кто-то  из  пассажиров,  обнаружив  на  сиденье  забытую  Мариной  сумочку,  сообщил  о  ней  водителю…

   Якоба  отблагодарили  бутылкой  коньяка…
 


Рецензии