Тегер

  Солнечным сентябрьским днём мы ехали по долине горы Арагац в деревню Агарак, на дачу. Мы не предполагали, что это была наша последняя загородная поездка.                Перед нами расстилалось живописное предгорье. Вдали на высоком холме  виднелась церковь. Скоро мы доехали до деревни.
      “Хочешь посмотреть эту церковь?”- предложил он, словно угадывая мои мысли.   “ Да !“ – с радостью согласилась я.
Мы проехали через нашу деревню и по крутой дороге устремились к церкви.  Я готова была ехать с ним  вот так, сидя рядом  долго - долго, всю жизнь.    Нам было хорошо. Впереди два выходных дня вдвоём, что очень желаемое явление, может быть потому, что не частое.
    Дорога вилась серпантином, поднимая нас всё выше над долиной. Деревья и высокий кустарник плавно сменялись низким кустарником, а затем зелёными лугами, на которых паслись овцы и коровы,  одни без пастуха. Воздух обволакивал нас приятной, после городско жары, прохладой. Наши взгляды встречались, мы улыбались друг другу, жизни и окружающей нас красоте.
    Оставив машину внизу,  на стоянке,  взявшись за руки,   мы легко поднялись по склону. Перед нами посреди просторной площадки стояла большая церковь из тёмного базальта с двумя часовнями на кровле и никого вокруг. Обрыв окаймляла полуразрушенная крепостная стена.
    Из небольшой постройки, что стояла по одаль, вышла пожилая женщина . Мы купили у неё свечи и вошли в притвор. Внутри был прохладный полумрак, к  запаху церковных свеч примешивался запах мха и копоти  покрывавшей вековые  серые каменные стены. В углу было устроено место для жертвоприношений  - чёрная копоть со следами запекшейся крови. Такое внутри церкви я видела первый раз и была неприятно удивлена. Пол представлял собой туфовые надгробные плиты с полустёртыми надписями или без надписи  с изображением силуэта лежащего человека.
  В Армянской апостольской церкви сохраняется обряд матаха - закалывание овцы или птицы. Богу приносится в дар не жизнь и кровь, а акт сотворения милости бедным в виде мяса, которое  варится и раздаётся  семи семьям. У меня этот обряд всегда вызывает внутренний протест.
   Осия 14:2 «Вернитесь к Господу и скажите: «Пожалуйста, прости наши грехи. Примите наши хорошие жертвы хвалы вместо быков», псалом Ветхого Завета говорит, что "Жертва Богу - дух сокрушён. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".
     Более гуманно жертвоприношение в православии и католицизме. Одной из форм там считается  сжигание ладана с помощью кадила, которое совершает священник или покупка свечей и кружечный сбор на помощь нуждающимся.
    Цель жертвоприношения - приближение к богу, но ведь и молитва тоже является приближением к богу, если она не наиграна. И наконец  мир меняется, меняемся мы, развивается наука. Изучая практику аюрведы о том, что молитва улучшает энергетику и здоровье, учёные установили - молитва любой религии имеет общее свойство: частота её колебаний равна 8 герц, что равно частоте колебаний магнитного поля Земли. Этим и объясняется её целебное влияние на организм. Во время молитвы улучшается кровоснабжение  мозга, что способствует освобождению от стресса и обострению интуиции. Как говорится в  Библии: "кто верит - тот спасается."
    Обычно энергетика церкви, может быть, и запах ладана, оказывает на меня благотворное, умиротворяющее действие. Аскетизм наших церквей, тишина и полумрак располагают к спокойным раздумьям и осмыслению чего то важного в жизни, но здесь резко заболела голова.
     Из притвора мы поднялись по ступенькам  в саму церковь и зажгли свечи.
   “Чтобы краски нашего чувства никогда не меркли” – это было нашим обоюдным желанием. Головная боль усилилась,  и  я  поспешила выйти. Во дворе стало легко дышать, и боль прекратилась так же резко, как и началась.
     Пожилая женщина сидела на скамейке под большим развесистым дубом, тут же был наскоро сколоченный из досок стол. Она угостила нас вкусным домашним мацуном.
Мы побродили вокруг, обнаружили старинную постройку с навесом прилепившуюся к крепостной стене со стороны долины. Позже я нашла информацию о том, что в старину деревня Тегер славилась лечебными травами, которые росли в округе, и эта постройка с навесом была  лечебницей , где лечились  армянские воины.
    От лечебницы открывался прекрасный вид на город Бюракан и Бюраканскую обсерваторию с радиоастрономической станцией и одним  из крупнейших в мире телескопом  Шмидта.  Мы сделали несколько фотографий и уехали.
      Через несколько  месяцев смерть разлучила нас в земной жизни.
     Прошло девять лет. Я опять оказалась в этих местах теперь уже с автобусной экскурсией. Нас привезли  в другой монастырь, неподалёку - Сахмосаванк.  Я вспомнила  Тегер и головную боль.   
  Приехав домой , я стала искать в интернете информацию об этом месте. По сохранившимся у меня фотографиям я нашла  монастырский комплекс Тегер. «Комплекс состоит из купольной церкви и притвора. Согласно надписям фасадного камня притворного входа - монастырь был построен по распоряжению жены князя Ваче Вачутяна, архитектором Ахбайрик вардапетом. Комплекс воздвигнут на небольшом холме, из тёмно-серого базальта. Церковь (1213-1232гг.) принадлежит к типу купольной залы с двухэтажными приделами в четырёх углах. Церковь выделяется своим строгим видом и полным отсутствием декоративных украшений. С запада примыкает притвор, который своими размерами больше церкви. Исключительное явление в армянской архитектуре представляют две часовни, построенные над кровлей притвора в северо-западном и северо-восточном углах. Эти часовни непосредственно связаны со стремлением увековечить память усопших, захороненных в притворе, и по замыслу аналогичны распространенным в те века двухэтажным церквам-гробницам.»                Церковь-гробница, угол для жертвоприношений – вот, оказывается, какая негативная энергия присутствовала там и стала причиной моей внезапной головной боли.
               
      


Рецензии