Тегер
“Хочешь посмотреть эту церковь?”- предложил он, словно угадывая мои мысли. “ Да !“ – с радостью согласилась я.
Мы проехали через нашу деревню и по крутой дороге устремились к церкви. Я готова была ехать с ним вот так, сидя рядом долго - долго, всю жизнь. Нам было хорошо. Впереди два выходных дня вдвоём, что очень желаемое явление, может быть потому, что не частое.
Дорога вилась серпантином, поднимая нас всё выше над долиной. Деревья и высокий кустарник плавно сменялись низким кустарником, а затем зелёными лугами, на которых паслись овцы и коровы, одни без пастуха. Воздух обволакивал нас приятной, после городско жары, прохладой. Наши взгляды встречались, мы улыбались друг другу, жизни и окружающей нас красоте.
Оставив машину внизу, на стоянке, взявшись за руки, мы легко поднялись по склону. Перед нами посреди просторной площадки стояла большая церковь из тёмного базальта с двумя часовнями на кровле и никого вокруг. Обрыв окаймляла полуразрушенная крепостная стена.
Из небольшой постройки, что стояла по одаль, вышла пожилая женщина . Мы купили у неё свечи и вошли в притвор. Внутри был прохладный полумрак, к запаху церковных свеч примешивался запах мха и копоти покрывавшей вековые серые каменные стены. В углу было устроено место для жертвоприношений - чёрная копоть со следами запекшейся крови. Такое внутри церкви я видела первый раз и была неприятно удивлена. Пол представлял собой туфовые надгробные плиты с полустёртыми надписями или без надписи с изображением силуэта лежащего человека.
В Армянской апостольской церкви сохраняется обряд матаха - закалывание овцы или птицы. Богу приносится в дар не жизнь и кровь, а акт сотворения милости бедным в виде мяса, которое варится и раздаётся семи семьям. У меня этот обряд всегда вызывает внутренний протест.
Осия 14:2 «Вернитесь к Господу и скажите: «Пожалуйста, прости наши грехи. Примите наши хорошие жертвы хвалы вместо быков», псалом Ветхого Завета говорит, что "Жертва Богу - дух сокрушён. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит".
Более гуманно жертвоприношение в православии и католицизме. Одной из форм там считается сжигание ладана с помощью кадила, которое совершает священник или покупка свечей и кружечный сбор на помощь нуждающимся.
Цель жертвоприношения - приближение к богу, но ведь и молитва тоже является приближением к богу, если она не наиграна. И наконец мир меняется, меняемся мы, развивается наука. Изучая практику аюрведы о том, что молитва улучшает энергетику и здоровье, учёные установили - молитва любой религии имеет общее свойство: частота её колебаний равна 8 герц, что равно частоте колебаний магнитного поля Земли. Этим и объясняется её целебное влияние на организм. Во время молитвы улучшается кровоснабжение мозга, что способствует освобождению от стресса и обострению интуиции. Как говорится в Библии: "кто верит - тот спасается."
Обычно энергетика церкви, может быть, и запах ладана, оказывает на меня благотворное, умиротворяющее действие. Аскетизм наших церквей, тишина и полумрак располагают к спокойным раздумьям и осмыслению чего то важного в жизни, но здесь резко заболела голова.
Из притвора мы поднялись по ступенькам в саму церковь и зажгли свечи.
“Чтобы краски нашего чувства никогда не меркли” – это было нашим обоюдным желанием. Головная боль усилилась, и я поспешила выйти. Во дворе стало легко дышать, и боль прекратилась так же резко, как и началась.
Пожилая женщина сидела на скамейке под большим развесистым дубом, тут же был наскоро сколоченный из досок стол. Она угостила нас вкусным домашним мацуном.
Мы побродили вокруг, обнаружили старинную постройку с навесом прилепившуюся к крепостной стене со стороны долины. Позже я нашла информацию о том, что в старину деревня Тегер славилась лечебными травами, которые росли в округе, и эта постройка с навесом была лечебницей , где лечились армянские воины.
От лечебницы открывался прекрасный вид на город Бюракан и Бюраканскую обсерваторию с радиоастрономической станцией и одним из крупнейших в мире телескопом Шмидта. Мы сделали несколько фотографий и уехали.
Через несколько месяцев смерть разлучила нас в земной жизни.
Прошло девять лет. Я опять оказалась в этих местах теперь уже с автобусной экскурсией. Нас привезли в другой монастырь, неподалёку - Сахмосаванк. Я вспомнила Тегер и головную боль.
Приехав домой , я стала искать в интернете информацию об этом месте. По сохранившимся у меня фотографиям я нашла монастырский комплекс Тегер. «Комплекс состоит из купольной церкви и притвора. Согласно надписям фасадного камня притворного входа - монастырь был построен по распоряжению жены князя Ваче Вачутяна, архитектором Ахбайрик вардапетом. Комплекс воздвигнут на небольшом холме, из тёмно-серого базальта. Церковь (1213-1232гг.) принадлежит к типу купольной залы с двухэтажными приделами в четырёх углах. Церковь выделяется своим строгим видом и полным отсутствием декоративных украшений. С запада примыкает притвор, который своими размерами больше церкви. Исключительное явление в армянской архитектуре представляют две часовни, построенные над кровлей притвора в северо-западном и северо-восточном углах. Эти часовни непосредственно связаны со стремлением увековечить память усопших, захороненных в притворе, и по замыслу аналогичны распространенным в те века двухэтажным церквам-гробницам.» Церковь-гробница, угол для жертвоприношений – вот, оказывается, какая негативная энергия присутствовала там и стала причиной моей внезапной головной боли.
Свидетельство о публикации №215060901066