Сварливая жена

 СВАРЛИВАЯ  ЖЕНА

Моего отца  все звали Лео. Просто Лео. Хотя его настоящее имя было Леонид, а по отчеству Гаврилович. Вёл он уроки физкультуры в школе,   где  учились мы с братом,  и завучем  младших  классов являлась  наша мама. Как-то осенью  ему  предложили "горящую"  путёвку  в крымский санаторий.

На самом деле,  у  него проблем со здоровьем не было,  а лечиться  надлежало  учительнице  английского языка,  отказавшейся  в последний  момент от поездки. Так как никто другой не захотел  воспользоваться  профсоюзной  бесплатной   путевкой,  упросили  моего батю,  преподавателя  не  очень важной  дисциплины.

Ему состряпали в районной поликлинике  несуществующий диагноз. Мы проводили отпускника  на  самолёт и принялись  ждать известий.   Через непродолжительное  время  доходит  послание, в  котором глава нашего семейства описывает санаторное  житье - бытье.  Он,  подвижный  и  деятельный,  страдает  от  безделья.

"В  воскресенье  дома отправились бы в соседний лесочек за грибами, шиповником и облепихой, а вообще-то надобно ещё капусты  бочоночек заквасить, на диване  обивку  поменять",  -- сетовал курортник, по простоте  душевной, согласившийся  на  авантюру.
В весточке, по счёту второй, пришедшей следом за первой, он рассказал о соседях по обеденному столику.  Двое из них бывшие фронтовики.
Они  с  удовольствием вспоминали  о  былых заслугах, один о защите  Сталинграда, другой Одессы. Третьей   оказалась девочка подросткового  возраста   из Сибири, больше года мыкающаяся  по  больницам после  несчастного  случая  во  время трюка-- разрыва страховочного троса.  Передвигалась  та  на  костылях.

Сердце  учителя  физкультуры не выдержало, и  занялся  он инвалидом.  Помимо грязевых аппликаций  и  ванн, массажа, лечебной физкультуры, предписанных  юной пациентке, наставник принуждал  Жанну (так звали циркачку) ползать часами по накрытому тяжелыми матрасами полу,  разрабатывал ей  суставы ,и уже, спустя неделю,  обозначился  явный прогресс.               
Накануне  его  возвращения мы получаем  телеграмму  с убивающим  наповал  текстом:
«Я не приеду. Ждите  подробности».

Позже  доходит  письмо, адресованное  мне, двенадцатилетней. Как  оказалось,  великодушный   Леонид  Гаврилович  все  дни  проводил с сибирской акробаткой,  бывшей воспитанницей  детдома. По окончании циркового училища её ждали успех и слава. Неудачное  падение  изменило жизнь на сто восемьдесят градусов. Гимнастке  сделали несколько операций. Но движения в позвоночнике оставались ещё граниченными.  Спортсменка  превратилась  в калеку.  Ничего личного  в  их отношениях  отец не усмотрел, по его мнению. За день до отъезда он предупредил, что занятия  окончены  и  ей придётся самостоятельно выкарабкиваться  из болячек. Много ходить, приседать, наклоняться. Обнадежил её тем, что  организм  молодой  и должен  справиться.

***
 
Накануне папиного отбытия домой,  в Кишинёв,  подопечная на  обед  не  явилась. После трапезы  Лео  отправился  в Ялту за подарками для нашей семьи.  Он, двигаясь вдоль шоссе  к  остановке, неожиданно  заметил  человека в море. На дворе поздняя  осень. Люди кутались в пальто  и  куртки. Отец со всех ног бросилсят вниз. По мере  приближения, разглядел Жанну, стоящую по пояс  в ледяной воде. Физкультурник вытащил её на берег. Взгляд у той  был невменяемым.  Она сильно  переохладилась.
В санатории  ей  оказали помощь. Отец, тревожась  за неё,  не  отходил  ни  на  шаг.

Придя в себя, девушка заявила, что без Лео её жизнь бессмысленна.  Перед взрослым  мужчиной  возникла дилемма:  предать  семью любимую  работу и посвятить жизнь  больному  человеку  или оставить всё,  как есть, вернуться к нам и жить с мыслью, что на этом свете есть брошенная им одинокая девочка, почти ребёнок.   
"Мы должны,оказывается нести ответственность перед теми, к кому близко подошли и однажды сделали   добро, --писал  мой  отец.-  С мамой,  как известно, у нас отношения сложные, -- продолжал он.- Не может человек жить без любви и уважения".

Как я уже говорила, мои родители  учителя. Но мама, по природе своей,   далека от педагогики. Частенько мы,  дети,  слышали одну и ту же историю  про её знакомство с папой. Рассказанное  всегда  будоражило   душу.

Она   оканчивала институт  и проходила  стажировку  в школе, где  физруком  работал Лео. Последний  влюбился  в  практикантку  и,  с её  слов,  прицепился,  как  банный лист.  Маме  он  не  нравился.

Подкарауливал  её,  дарил цветы,  приглашал  в  театр. В конце  концов,   они поженились.  Как молодые специалисты  получили квартиру, правда,  в старом жилом  фонде: две комнаты с верандой,  служившей одновременно  кухней, столовой  и   прихожей.

Из  удобств  был   умывальник. Печку   топили дровами  и углём, а  купаться   ходили в городскую  общественную баню.  В нашем дворе насчитывалось  десять  таких же примерно квартир. С детства мы привыкли к бесконечным  претензиям  к отцу.  Мама постоянно выказывала  недовольство.То сквозит, то вермишель   недоварена, то слишком громко работает телевизор, то порог грязный и т.д. и  т.п. Больше всех доставалось главе семьи, когда у нас бывали гости.

Дом наш любили все. На семейные торжества приходили мамины подруги  с мужьями. В нашей семье готовил папа.  От борща до калачей.  Мама  никогда  плитой не итересовалась. К праздничному столу подавались на закуску рыбка  собственного посола  с   картошкой  в мундире  и соленья: огурцы, помидоры, лесные  грибы.

А на горячее -- две курицы: одна   в   сметанном  белом соусе,  другая   в  красном томатном. Пили наливки:  вишневую  и  земляничную.  Десерт, незабываемый десерт, который  никто не мог повторить!
Торт из ореховых коржей без муки  с  заварным  кремом и  шоколадной глазурью.
Вечеринки удавались на славу. Отец  играл на гармошке,   рассказывал  смешные истории, танцевал по очереди  со  всеми  дамами.  И в течение вечера  не  раз натыкался  на мамин взгляд,  полный осуждения. Когда же гости  уходили, начинался разговор, будто записанный на плёнку:

«Разве не понимаешь, что так нельзя  стол  накрывать? Где ты видел, чтобы  в  праздники ели селёдку с картошкой? Да  ещё с неочищенной?

А грибы? Ими же можно отравиться! И что это за деревенщина -- наливка? Не мог купить шампанское и водку?  А речи твои?  Плоские шутки. Это же примитивизм!Смеются из деликатности. И играть ты не умеешь. Стыд и позор.

Запомни, ты физкультурник, человек   малообразованный,  дикий, неразвитый,  не читаешь книг, ни одного писателя  не  знаешь,  с  тобой же не о чем говорить».

Отец никогда не возражал, только  обещал: «Ниночка, исправлюсь!»

Друзья, наоборот, восхищались:  «Лео, мы так соскучились  по  твоим закускам, наливкам, выпечке.  Ты  неповторим!»

Действительно, у  маминых товарок   столы  накрывались по общепринятому  стандарту: "оливье", колбаса  и  сыр,   шпроты,  фабричный  торт, коньяк,  вино.   Когда у мамы случалось плохое  настроение, она заводила  песню о том,  что совершила ошибку,  связав жизнь с таким неудачником как наш папа. Вот её  подруги умнее.

Одна,  жена  стоматолога, меняет шубы, как перчатки. Летом  отправляется с семьёй в  круизы то по  Волге, то по Чёрному   морю.  Другая замужем за литератором, так живёт в приличном доме с централизованной подачей газа и отопления, а недавно отдыхали в Венгрии.

У третьей  муж  кинорежиссёр; в  их  доме  бывают знаменитости  и   ездят  те  на фестивали.   

Наш  папа  слыл многоуважаемым  человеком. К нему хорошо относились все, кто его знал.  Особенно ученики  школы. Тот,  кому грозила  двойка  в четверти, мог  запросто  подойти  к Лео, и он  всё  улаживал. Папе удавалось любого преподавателя  упросить поставить спасительную тройку.

Такого дипломата ещё надо поискать! Он отправлялся с бедолагой на задний двор школы и выслушивал целую исповедь - почему и как получилось, что его знания по тому или другому предмету низко оценены.

Потом грозился, дескать, если двоечник не подтянется в следующей четверти, то больше никогда и никому Лео не  возьмётся помогать. Ни разу папу не подвёли. Это был замечательнейший   приём -- оказывать доверие авансом.

Отец хоть и зарабатывал денег не вагон и маленькую тележку,  но, благодаря его хозяйственности, мы жили неплохо. Во-первых, он делал многое своими руками.  Ему по плечу было всё: ремонт квартиры, мебели, сломавшейся техники, обуви,  консервация продуктов на зиму,  шитьё   пододеяльников.

Летом, когда многие тратили деньги,   сэкономленные в течение года, на  отпуск,  папа работал в пионерсм лагере, совмещая должность физрука и  массовика—затейника, пополняя тем  самым  домашний бюджет.

Зря, конечно, наша  мама корила  мужа.   Соседи, те, что пожилые  и  одинокие, часто  обращались  к  отцу. То лампочка перегорела, то утюг сломался, то замок надо поменять, то дверь скрипит. Никогда папа никому не отказывал.  Зато к празднику 23 февраля эти  же, беспомощные соседки в быту, задаривали Лео подарками.  А мама, как правило, ворчала: «Нечего из-за всякой ерунды нас беспокоить. Пусть вызывают слесаря-плотника-электрика».
Соседских  детей  Лео  водил  на маёвку  к  озеру, что недалеко от города. Разбивался  лагерь, натягивались  сетки, устраивались  состязания; вечером собирались у костра, пели, читали  стихи. Да,наш глава семейства не знаком с произведениями Бунина, Гумилёва, Паустовского, описывающих  чьи-то судьбы. Но сам проживал тоже интереснейшую жизнь, наполненную добрыми поступками.

"Рано или поздно, каждый человек столкнётся с тем, что надо решиться  на  какой-то  значительный шаг, -- писал он в том письме, -- в основе которого лежит благородство и рыцарство, ничего более.

Поступок,  скорее, обществом не будет одобрен, а, наоборот,  осуждён. Но это может придать особый смысл жизни. И каждый из нас осознает своё предназначение на земле.

Не  совершается такое сгоряча, а  после  длительного взвешивания аргументов "за" и "против". Чтобы на это пойти, человеку придётся многим пожертвовать, и на это не все способны. Я всю ночь раздумывал над тем, как я не верусь к вам, моим  детям.   

Дочурка, я жил без любви. А теперь  передо мной открывается перспектива  стать  любимым, нужным,  единственным.  Будущее этой девочки зависит от меня,   моего решения.

Жизнь  я вам  дал,  и это самое   главное.  Вы с братом выросли хорошими людьми. Я никогда от вас не отрекусь и  всегда буду  помогать. Не рви это письмо,  дочка.  Оставь его и прочти, когда  станешь взрослой.

Как бы твоя жизнь ни сложилась,  не повторяй маминой ошибки: не ругай человека, с которым свяжешь жизнь.  Не  ищи недостатков. Всегда благодари  Всевышнего за то, что есть сегодня. А  если человек не по душе, не мучай себя и его.  Лучше  расстаньтесь".

Наша мама после известия три дня не вставала с постели.
Немало  времени минуло с тех пор.  Она  так и не нашла себе пару.  Её  подруги тоже разошлись с  мужьями. Стоматолог   женился на медсестре, известный   литератор  на корректоре, талантливый режиссёр переехал в Белокаменную  без второй половины. Худо-бедно мама научилась  готовить. Жизнь наладилась.
Только ещё долгое время соседи, школьники, учителя спрашивали, где  Лео и когда он вернётся. Обычно мы отвечали, как учила нас бабушка:
"Уехал в Сибирь. Как заработает  много денег, так сразу и назад".

Мы подросли. С папой и его второй  женой увиделись спустя много лет.  Он   выглядел  счастливым человеком.
(записано  со  слов  случайной  попутчицы)
            


Рецензии
Очень интересная и очень типичная история. Вы прекрасно изображаете психологические проблемы людей и их результаты, акцентируя внимание именно там, где нужно. Это рассказ мог бы стать иллюстративным примером в пособии по психологии межличностных отношений.

С одной стороны - женщина с нарциссическим поведением в состоянии фрустрации, создающая при помощи манипуляций систему зависимости. Бесконечные придирки, как правило, призваны вызвать у близкого человека постоянно чувство вины, желание "искупить", "исправиться" - а значит, еще больше обслуживать прихоти нарцисса. При этом нарцисс все равно пребывает в состоянии тревоги, поскольку в любовь не верит и считает, что удержать человека можно только силой, только убедив его, что он - плохой, недостойный, а значит никому не нужен. Такие "сварливые жены" иногда еще любят говорить что-то вроде: "Да кому ты нужен, кроме меня?" или "Да ты без моего чуткого руководства шагу ступить не можешь!" Т.е. сознательно формирует у зависимой личности комплекс неполноценности. Характерно также утверждение "ты мне никогда не нравился. я просто уступила". Хотя это - очевидная чушь: зачем тогда брала цветы и ходила на свидания? Зачем вышла замуж? Но психологическая созависимость - штука иррациональная, ее участники не обращают внимания на такие "мелочи" и вообще не склонны логически анализировать ситуацию. Иногда удается удерживать эту схему взаимоотношений всю жизнь. Но это - лишь в том случае, если "нарцисс" обладает высоким интеллектом и хорошей интуицией. В противном же случае "нарцисс" не понимает, когда "перегнул палку" или когда ситуация стала опасной (как в случае с циркачкой). А если и понимает, то вместо того, чтобы дать "задний ход", начинает еще сильнее давить. И, если созависимая личность достаточно сильна и решительна - это усилившееся давление обычно становится последней каплей, необходимой для разрыва.

С другой стороны - самодостаточный человек, увлеченный своим делом, реализующийся в профессии (а если бы это было не так - он бы не увлекся реабилитацией циркачки). Но находящийся под постоянным прессингом, чувствующий себя будто в цепях. Благородство поступка - в данном случае, конечно, самооправдание. Но вполне простительное - созависимый человек, которому постоянно пеняют на его недостойность, нуждается в самооправдании. Во всяком случае, на первых порах после разрыва отношений. То, что произошло между учителем физкультуры и гимнасткой - естественное развитие событий. Что привлекло учителя первоначально - трудно сказать. Личность гимнастки или увлеченность желанием ей помочь, выполнить трудную задачу - так сказать, профессиональный интерес. Возможно, и то, и другое. Но, без сомнения, он проявил к ней чувства не только врача и учителя. Конечно, если это честный человек - чувств этих он, скорее всего, на тот момент сам не осознавал. Ведь мужчины нередко принимают за любовь только прямое физическое влечение. Что-то более глубокое замечают не сразу. Особенно это понятно, если речь идет не о людях с тонкой психической организацией, а таких как спортсмены, военные, крестьяне. В общем, те, кто смотрит на жизнь достаточно просто и прямолинейно. Учитель наверняка объяснял себе чувства к девушке исключительно сочувствием и желанием помочь. Но, безусловно, там была другая основа. Они - близкие по духу люди. Оба занимаются спортом. Оба одержимы любимым делом (а без одержимости в цирке делать нечего, минусы этой профессии многократно перевешивают плюсы, если только не любить свою работу без памяти). И оба способны бороться до последнего. Учитель помог девочке восстановиться - это как вместе покорить Эверест. Люди после этого не могут остаться чужими. А кроме того, учитель увидел, как бывает, когда женщина его тоже любит и уважает, а не манипулирует и унижает. Именно это, а не "благородное желание связать жизнь с инвалидом" явилось побудительным мотивом его поступка. И это - прекрасно. Потому что иначе ни он, ни его гимнастка не были бы счастливы. А так - все получилось чудесным образом. Жаль, конечно, брошенную жену, но... она сама выбрала свою судьбу. Хотя, тоже, конечно, не родилась такой - ее просто неправильно воспитали. А у нее не хватило ума и смирения, чтобы понять, что с ней что-то не в порядке, что проблема - в ней, а не в окружающих. Но это - обычное дело для детей, которых в детстве не любили. Они просто не знают, что такое любовь, поэтому строят отношения на различных других основах - расчете, психологических манипуляциях, насилии... не потому что такие злые и нехорошие, а потому что не представляют себе иных способов.

И напоследок хочу сказать, что очень рад за девочку. И хорошо ее понимаю. Со мной была похожая история (не в смысле отношений, а в смысле травмы, после которой пришлось уйти из большого спорта). Но, хотя я и видел в спорте свое главное предназначение, и перспективы были очень многообещающие, но кроме этого в жизни были и другие смыслы. Поэтому потеря этих перспектив не стала для меня катастрофой всей жизни. А гимнастка, когда поняла, что профессия для нее потеряна, переключила все внимание на помогающего ей человека, на отношения с ним. Смысл ее жизни теперь был в нем. Поэтому она чуть не покончила с собой. когда поняла, что лишается и его. Но, к счастью, все закончилось хорошо.

Василий Котов   12.08.2023 12:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 47 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.