сознание и самоопределение

Сознание по своему пониманию ближе к мышлению. Человеческое самосознание, я, мыслит себя  как субъект, но дано как объект, доступный пониманию. Стремясь выразить свою самость, человек признает существование другого самосознания, и разумное существо в своем индивидуальном самосознании входит в реальное взаимодействие с другими разумными субъектами.
 В 1927 г  феноменолог Макс Шелер пишет работу «Положение человека в космосе» , где понятие антропология употребляет в его философском  значении, говорит о том, что такое человек  и каково его метафизическое положение среди всего мира.  Философская антропология , в общем направлении с  психологией,  изучает переживания и поведение человека в аспекте отношений  к предметному, социальному и культурному мирам, а также изолированное личностное бытие на основе психических функций.  Объектами метафизики называют Бога, мир и душу человека. 
Философская мысль античности говорит о сущности души, Платон представлял ее самостоятельно существующей , образующей и формирующей жизнь , исчезающей при смерти, но бессмертной. Декарт определял душу как нематериальную субстанцию, противоположную пространственно-протяженному миру. Была развита и концепция духовного как взаимосвязь переживаний и деятельности человека.  Аристотель учил о существовании у человека низших душ, растительной и животной.  Была поставлена проблема соотношения души и тела человека, и опробованы возможности восстановления правильной связи этих двух составляющих человеческой индивидуальности. Подчеркивая взаимовлияние телесного и духовного, материалистическое понимание указывало на духовное как результат телесного, спиритуализм же понимал тело поражением души. Лейбниц развивал концепцию предустановленной гармонии, согласно которой Бог настраивает и тело и душу синхронно. Окказионализм предполагает для каждого отдельного процесса тела и духа новое вмешательство Бога.  Были предприняты попытки постижения смысловых связей духовной жизни в   единстве с жизненными процессами, в их органической целостности.  Жизненная ситуация, феномены восприятия, чувства и ценности, в комплексном единстве с телесным состоянием, желаниями  и стремлениями представляют собой неразрывную ткань  понимания.
Фрейд, школа психоанализа, называет связь переживаний с глубинными слоями психики, где важнейшим инстинктом рассматривается сексуальность. Его ученик Адлер  видит движущую силу в стремлении к признанию и власти.
Психология развития   изучает изменение мыслительных структур и образов представления, развитие жизни чувств с учетом глубинных слоев психики .  Исследует социальные отношения, определяет восприятие таких детерминант как обычаи  и мода, язык и религия, правовые институты и формы воспитания.
    Определяя человека как духовное существо , невозможно опредметить его личность , его сущность, состоящую в открытости идеальным ценностям. 
Человека как предмет антропологии можно рассматривать в плоскости описательной,  где анализируются убеждения и личные предпочтения, культурное пространство, мотивы поведения.
Со времен Платона и Аристотеля  различают знания практические действенные, поэтические производительные и теоретические умозрительные.  Теоретическая наука занимается существующими предметами, практическая – предметами, зависящими от   человеческого воздействия, а поэтическая описывает возможные действия с предметами.  Проводя различие по цели – по внутренне присущему замыслу, имманентному области знания, в теоретической науке это истина, а в практической действие.  Аристотель говорил о практической истине, направленной на внешнее. Этика, практичная по своему внутреннему строю, направлена на упорядочивание человеческих действий.  Надприродные законы свободы в ней противопоставляются законам природного мира, используется нормативное знание о поведении, смысловая  цель которого – хорошая жизнь.  В компетенции биологии находится вопрос о жизненных функциях человека, о существенных родовых признаках и отличии от других существ. Философская антропология обозначает вопрос о самоидентичности человека , где личность связана с телесной сущностью, идентифицируемой на пространственно-временном уровне.  Вопрос о сущности человека описательный, но он важен для определения действия и для присущей личности воли.    Опыт самопознания человека складывается из внутреннего опыта, из несоизмеримости собственного я, и из опыта внешнего, полученного от знаний других людей.  Человек присутствует как для самого себя, воспринимая изнутри свое тело и себя в нем, так и для другого, принимая понимание внешнее.  Так, его открытый для самого себя внутренний мир прорывается в мир внешний, и проникновением друг в друга открывается опыт человеческого  бытия другого. 
Человек как живое существо осознает то , что с ним происходит, и на уровне человеческого бытия способен влиять  на происходящее.  Он может воспринимать происшествие без собственного действия,  и может осуществлять творческие действия , которые позволяют не попадать до конца во власть  от предшествующих происшествий.  Рождение и смерть не говорят о собственных действиях человека, но на жизнь, натянутую между этими событиями , человек имеет возможность оказывать влияние.  Человек в действии осознает себя как носитель своих поступков, но и помимо деятельного участия его я с ним происходят пассивные с его стороны происшествия.
Действие на практике реализуется в процессе его осуществления, в поэзии же как в продуктивном производстве вещи продолжают самостоятельное существование по окончании процесса. Аристотель понимает под практикой  - осуществление жизни и размышления, а внешне сделанные объекты поэзии сравнивает с искусством строительства. По концепции его «Никомаховской этики» удачная жизнь – это совпадение цели в осуществлении каждого отдельного действия.  В практической жизни человек непосредственно определяет свое бытие, проявляя все краски личностной сущности.  В производственном же процессе появившийся результат существует дальше независимо от человека.  Поэтому именно нетранзитивный тип действия в жизненном осуществлении становится целью человеческого внимания, выражая его собственное бытие.  Самообусловленная структура действия представляется как самоопределение человека, противопоставляя себя определению извне.    В   действии нетранзитивного типа человек как инициатор действия ориентируется на осмысленное обоснование своего бытия, на смысл, за счет которого его жизнь приобретает непрерывность и надситуационную целостность.  Конституционный процесс, становление я , самоопределение человека как личности отражает полноту обладания или распоряжения самим собой.


Рецензии