Мог ли это написать П. П. Ершов? 1. Церковнославян

Церковнославянизмы, старорусские слова, цитаты из священных текстов, слова из народных заговоров, пословиц, песен и пр. в сказке "Конёк-Горбунок".

   Сказка "Конёк-Горбунок" - первая авторская сказка, вышедшая под вторым заголовком "Русская сказка". До неё сказки у нас были - либо из западноевропейских источников - как "Бова-королевич", либо - из ближневосточных - как "Еруслан Лазаревич". Нет, русские народные сказки - они, конечно, были, - как фольклор. Но это был - "низкий" жанр.
   Конечно, первые авторские русские сказки - это сказки А.С. Пушкина. Однако, ведь во всех них проглядывают западноевропейские источники, и сам их язык ещё по-европейски гладок.
   Язык же "Конька-Горбунка" - не так гладок, он порой "топорщится" непривычными  нашему слуху словами, которые порой кажутся нам даже грубыми, "неотёсанными". А это - тот самый русский народный - исконный - язык проявляется. Зачастую, это - церковнославянизмы, - от которых ухо наше теперь совсем почти отвыкло. Давайте рассмотрим текст сказки "Конёк-Горбунок", выявляя в нём слова непривычные, режущие слух, кажущиеся нам грубыми, или непонятными, или неуместными.


1. Пласть. Церковнославянизм.

Виснет пластью надо рвами

Пласть - это широкая часть доски.

 Интересный факт: самую первую икону написал святой апостол и евангелист Лука на 
п л а с т и стола, за которым трапезничали Иисус и Дева Мария.

"Предание говорит, что евангелист Лука первый в мире написал образ Божией Матери, держащей на руках Предвечного Младенца, а затем еще две иконы Пресвятой Богородицы и, желая узнать, угодно ли это Богоматери, принес их Ей. Богородица, увидав образ свой, изрекла пречистыми устами: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сими иконами». / Энциклопедия людей и идей: Апостол Лука евангелист, иконописец. Иконы апостола Луки, Евангелие от Луки.


   Нам могут возразить насчёт этого слова - пласть, - что оно появляется только в IV издании сказки, - а это 1856 год. И что это - совершенно точно - правка П.П. Ершова, - поскольку А.С. Пушкин был уже - как известно, - 19 лет как мёртв.
   Здесь у нас лишь один аргумент: мы придерживаемся версии С.Е. Шубина в том, что все правки "Конька-Горбунка" сделаны Ершовым по рукописям Пушкина. Опасные места - что касались церкви, например, - в первом варианте были сглажены, - чтобы не придралась цензура. Со смертью Николая I (1855) времена настали гораздо более либеральные, и можно стало вставить те слова, - которые, - видимо, были изначально задуманы Пушкиным. Таково наше мнение.

2.Выпущай / Выпущай меня на волю. (Так же - с IV издания, - 1856.)

"Вот один из заговоров, который читается бабкой-повитухой.
"Стану я,  раба  Божия (имя рек),  благословясь,  Пойду,
перекрестясь, Из избы дверьми, из двора воротми. Выйду в
чистое  поле,  Помолюсь и поклонюсь на восточну сторону.
На той восточной стороне стоит престол Господень, На том престоле Господнем сидит Пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь, и поклонюсь Пресвятой Матери Божьей Богородице. "Пресвятая Мати Божья Богородица, Соходи с престола Господня, бери свои золотые ключи, Отпирай у рабы Божьей (имя рек) мясные ворота, И  в ы п у щ а й  младеня на свет и на Божью воли". Во веки веков, аминь!"

Заговор произносят три раза на воду, дают ее пить роженице или обливают водой ." / Чеснов Я.В. Дети в христианском структурировании времени.
 Источник публикации: Ежегодник УРАО. Под ред. В. Н. Поруса. - М.:Философский ф-т МГУ, 2001 № 2

Очень интересный пример слова "выпущай", - связанный именно с родами. Ведь и наша Кобылица должна родить!

Есть это слово и в церковном заговоре на Георгия Победоносца - покровителя полей:

Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
В ы п у щ а й  росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На ядронистое,
На полосистое
Людзям на здоровье!


3. Седьмица.(С I издания. 1834.).

Седьмиц-а(-у) / Ну, Гаврило, в ту седьмицу Отведём-ка их в столицу...


Седмица — церковнославянское название недели (семидневного промежутка времени)[1][неавторитетный источник?]. Широко употребляется в календарях, богослужебных указаниях и т. п., издаваемых Русской Православной Церковью. / Википедия.


Продлил Ной ещё седмицу,
Послал на свет голубицу... / Стих о потопе Ноя Праведного.

// "Рукописное наследие Древней Руси". - Л.: "Наука", 1972. - С. 226.


4. Клепли / Ты на чёрта не клепли,..(С I издания. 1834.).

Пример:

"Чёрт в ладоши не клепал." / Пск. Шутл. Значит: очень рано утром. (Интересно, что именно псковское, - родное А.С. Пушкину.)

Клеплю - церковнославянизм: бью, ударяю во что-либо звонкое, напр. в колокол или в доску, звоню. (Уст. церк,); указываю, обвиняю. Отсюда - слово "поклёп".

Кольца очугуню, ожелезю я. И надежно скрепы з а к л е п л ю, - так писала поэтесса Серебряного века Зинаида Гиппиус.


5.Переться / Что переться - дело наше! (С IV издания, - 1856.)


   Значение слова претися: - церк. (прать и переть) спорить, состязаться, препираться. Пряхся со стратигами, Неем. Пряхуся пастырие герарстии с пастырми Исааковыми.  /Быт. Прение ср. пря ж. спор, ссора; | состязание, тяжба; | битва, сраженье или | драка. Прительный церк. сварливый, спорливый. Вскую мя родила еси мужа прительна! Иер.

6.Содом / Чтобы не было содому,..(С IV издания, - 1856.)

Содом - легендарный библейский город, по Библии уничтоженный Богом вместе с Гоморрой за грехи жителей.
В современном русском разговорном языке «содомом» называется шум, беспорядок, суматоха. /Википедия.

«...пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт.19:24).

7. ЧУдно дело!(С I издания. 1834.).
 
/... велики и чудны дела Твои, Господи Боже
Вседержитель! /Апокалипсис Иоанна Богослова.

8. Солнцево селенье. / Как он в солнцевом селенье
Киту выпросил прощенье;... (С I издания. 1834.).

4 Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. В солнце положи селение Свое,
5 и Той, яко Жених исходяй от чертога Своего, возрадуется, яко Исполин тещи путь.

Псалмы Давида. Псалом 18.4;5.


9. Под ногами лес стоячий,
   Облака под ним ходячи,.. (В I-III изданиях - "Облака над ним ходячи".)

"Превыше облака ходячего, выше леса стоячего — Превыше облака ходячаго, выше л;са стоячаго (себя считать). (Выраженіе, встр;чаемое въ старинныхъ былинахъ о русскихъ богатыряхъ.)//Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография).

Выше   леса   стоячего ( ниже   облака   ходячего ).
Выше   л;са   стоячаго  ( ниже   облака   ходячаго ) — конь б;житъ.
Ср. Между т;мъ какъ сильные, могучіе Полканы-богатыри, обутые въ семимильные сапоги всев;дущаго нев;жества, съ гордымъ презр;ніемъ къ т;снымъ пред;ламъ душной вещественной атмосферы, подымаются, отъ земли отд;ляются  выше   облака   ходячаго ,  ниже   л;са   стоячаго  — мы, скромные п;шеходы, бредемъ по земной поверхности потихоньку и полегоньку...
Нікодимъ Надоумко (Надеждинъ). Сонмище Нигилистовъ. (В;стн. Европы. 1829 г. 1.)



10. Вот те истинный Христос,
Справедлив мой, царь, донос.(С I издания. 1834.).

"По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие..." /Иосиф Флавий.


11.День осьмой. / Напоследок, в день осьмой...(С I издания. 1834.).

"Ибо, с одной стороны, нет такого "восьмого" дня во времени этого мира, которое пока неизменно измеряется "седмицами". ...С самого начала христиане собирались как Церковь, чтобы совершать Евхаристию, в первый день недели (то есть, в день, следующий за седьмым).... Однако полный смысл этого собрания ... ... был в том, что в нём Церковь выражала себя как восхождение на небеса, а это означает исполнение себя за пределами времени, участие в Христовой трапезе Его вечного Царства.
... восьмой день - день за пределами  времени, за пределами "семи", за пределами этого мира - как своё участие в "невечернем дне" Царства Божьего". /Протопресветер Александр Шмеман "Водою и Духом".


12. Щёлок / Словно щёлоком облит...(С I издания. 1834.).

И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое / Книга пророка Исайи, гл.1.

13. Чем тебя я огорчил?
    Али тем, что полюбил?(С I издания. 1834.).

    Чем тебя я огорчила,
    Ты скажи, любезный мой, -
    Или тем, что полюбила,
    Потеряла мой покой!

/Устная песня XVIII века.

На основании этой песни написан сентиментальный романс А.П. Сумарокова:

   Чем   тебя   я  оскорбила,
   Ты   скажи   мне , дорогой!
   Тем ли, что  я  не таила
   Нежных мыслей пред  тобой?


14.Из какого ты народа... (С I издания, 1834). Буквальная цитата из Ветхого Завета, из Книги Ионы:

   Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? какое твое занятие, и откуда идешь ты? где твоя страна, и из какого ты народа?


15.  Вишь, что старый хрен затеял:
     Хочет жать там, где не сеял! (С IV издания, - 1856.)

«Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью!» (Мф. 25: 26–27), Притча о талантах.

16.   Вот конёк бежит по киту,
      По костям стучит копытом.(С I издания. 1834.).

Черна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна; тугою взыдоша по Руской земли. /"Слово о Полку Игореве."

17.  Всё, что было живота...("Все телеги собирали; В них, не мешкая, поклали Все, что было живота И оставили кита...").

"...а что было живота их, то все взяша". /Никоновская летопись.

18. "Как по моречку, по морю,
     По широкому раздолью,
     Что по самый край земли,(В отдаленье от земли - в I издании)
     Выбегают корабли..." .

Возможно, - несколько видоизменённый кант XVIII века "Пётр I на корабле":

     ПЕТР I НА КОРАБЛЕ

Ах  по   морю ,  морю   синему ,

По  синему  морю по Хвалынскому,

Что плывут тут, выплывают тридцать кораблей.

Что один из них корабль, братцы, наперед бежит,

Впереди бежит корабль, как сокол летит;

Хорошо больно кораблик изукрашен был

Парусы на корабле были тафтяные,

А тетивочки у корабля шемаханского шелку,

А подзоры у кораблика рытого бархату.

На рулю сидел наш батюшка православный царь.

Что не золотая трубушка вострубила,

Да что взговорит наш батюшка православный царь;

«Ах вы гой еси, матросы, люди легкие!

Вы мечитеся на мачты корабельные,

Вы смотрите во трубочки подзорные:

Что   далеко   ли   до   Стекольного?»


19.Распроклятый тот карась
   Поносил меня вчерась
   При честном при всём собранье
   Неподобной разной бранью..." (С IV издания, - 1856.)



433: И бысть межи обоихъ (бояр) брань велика и слова неподобные... Ник. лет., XII, 18 (XV в.). [Правление Василия Тёмного.]


20.   Вспомни, матушка-царица,
      Ведь нельзя переродиться;
      Чудо бог один творит". (С IV издания, - 1856.)

  Здесь характерно слово "матушка", обращённое семидесятилетним старцем к пятнадцатилетней царевне. Оно наводит на цитату из Григория Нисского о крещенской купели:
" эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь".

  Кроме того, это напоминает слова Никодима, обращённые ко Христу:
 
  "Ты Учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог”.


   К этому же, "Ведь нельзя переродиться" - слова Никодима:  “Как может человек родиться, будучи стар?” /Евангелие от Иоанна. Гл.3.


21.  "Коль себя не пожалеешь,
      Ты опять помолодеешь..." /"Снова ты помолодеешь" - в I-III.

  "А чи диво ся, братие, стару помолодити?".. /"Слово  о Полку Игореве".



22. Болесть злая /Вон отсюда, болесть злая!

  "Того же лета преставися благоверный князь Святославъ Юргевичь, месяця генваря
въ 11 день. Се же князь избраникъ Божий бе от рожества и
 до свершенья мужьства, бысть ему б о л е с т ь  з л а, ея же болезни просяхуть на ся святии апостоли и святии отци у Бога, кто бо постражеть болезнью тою - якоже книгы глаголють - тело его мучится, а душа его спасается. Тако же и тъ во истину святый Святославъ, Божий угодникъ, избраный въ всех князехъ, не да бо ему Богъ княжити на земли, но да ему цесарство небесное. И по успеньи его положено бысть его тело в церкви святыя Богородица
Суждали."  / "Лаврентьевская летопись". СТР. 123 оборот.

Перевод на современный русский язык:

"Того же лета преставился благоверный князь Святослав Юрьевич, месяца января в 11 день. Сей князь и избранник Божий был болен з л о ю  б о л е з н ь ю  от рождения до мужеского становления; подобной болезни просят святые апостолы и святые отцы у Бога, - ибо кто страждет тою болезнью, - как говорят книги - того тело мучится, а душа - спасается. Так же и ты, воистину святой Святослав, Божий угодник, избранный изо всех князей; не дал ему Бог княжити на земле, но дал ему царство небесное. И по смерти его положено было тело его в церкви святой Богородицы Суздальской".

23. На конька Иван взглянул
    И в котёл тотчас нырнул,
    Тут в другой, там в третий тоже,
    И такой он стал пригожий,
    Что ни в сказке ни сказать,
    Ни пером не описать! (С IV издания, - 1856.)

"Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещёный облачается в белую одежду, которая в литургических текстах и в святоотеческих писаниях именуется так же блистающей ризою, ризой царскою, одеждой нетления и т. п."/ Протопресветер Александр Шмеман "Водою и Духом".

24. Володетель.

Люба ль я вам? Отвечайте!
Если люба, то признайте
Володетелем всего
И супруга моего!». / с I изд., 1834.

   Существительное "володетель", вероятно, соотносится с глаголом "володеть", который мы помним из "Повести Временных лет": «И ркоша: «Поищемъ сами в соб; князя, иже бы волод;лъ нами и рядилъ по ряду, по праву»; "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; да и пойдите княжить и володеть нами".


25.Твоего ради талана
   Признаём царя Ивана!(С I издания. 1834.).

  Слово "талант" происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. /Википедия.



   Вот такой - наверняка, - далеко неполный, - список слов, выражений, цитат в сказке "Конёк-Горбунок", связанных с церковными обрядами, церковными текстами, либо с фольклорными песнями, балладами, заговорами, приметами.

Если всё это воспроизвёл П.П. Ершов, - то мы недостаточно чтим его талант.

И напоследок -
               
                притча из "Лавсаика".

     Нас давно занимал вопрос: почему Спальник начал примечать за Иваном всякие нехорошие вещи именно "неделей через пять"?
 
     Вспомним, что было перед доносом Спальника. Как вёл себя наш герой?

Ну, так видите ль, миряне,
Православны христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях, об отце
В государевом дворце.
Да и что ему до братьев?
У Ивана красных платьев,
Красных шапок, сапогов
Чуть не десять коробов;
Ест он сладко, спит он столько,
Что раздолье, да и только!

Раздолье это длилось пять недель, через которые

Спальник начал примечать,
Что Иван коней не холит,
И не чистит, и не школит; и т.д.

   Два раза повторено в сказке, что неприятности посыпались на Ивана "неделей через пять". Откуда такое число недель?

   А число это из притчи в сборнике "Лавсаик", написанном в IV веке епископом  Еленопольским Палладием для учёного мужа по имени Лавса (или Лавс). Притча о добродетельной жене, превращённой отвергнутым ею ухажёром в лошадь. Вернее, бесовским наваждением она всем виделась лошадью, оставаясь при этом в своём естестве. Горестный муж привёл её к мудрому святому Макарию, и тот снял с жены-кобылицы заклятие. Сняв же, сказал женщине, что случилось это с ней потому, что она давно не причащалась."Никогда не оставляй посещать церковь, никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастие случилось с тобою оттого, что ты уже пять недель не приступала к пречистым Таинам Спасителя нашего", - так напутствует её святой Макарий.

   Надо ли говорить, что и наш сладко евший и вдоволь спавший Иван так же не причащался все пять недель? Вот его бес и попутал! Спальник доложил царю про перо и наплёл про то, что Иван обещал достать и Жар-птицу; царь послал дурака за Жар-птицей; и вот там, на серебряной горе, ловя эту волшебную птицу, царский конюший и причастится святых тайн. Но об этом - в другом месте.
Все, кто ходит в православную церковь, знают, что причащаться рекомендуется хотя бы раз в месяц - то есть,  - в четыре недели. Пять недель - это уже больше месяца. Это можно знать и без текста древней книги, конечно! И в православной России это знал каждый крестьянин, - не то что студент Университета, - каковым был Петя Ершов. Но СЛОВА про пять недель есть - насколько мы знаем - только в Притче о женщине, превращённой в лошадь, в книге "Лавсаик", - и как цитата взяты, видимо, из неё.


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/06/09/1841


Рецензии
Уважаемая Елена! Очень глубокий анализ по теме. " Конька" Вы уже знаете не только вдоль, но и поперёк! Ершисты ( ершововеды) знакомы с этим материалом? В смысле, они когда- нибудь сами сделал подобный анализ текста?
С уважением, Д.Г.

Дмитрий Георгиевич Панфилов   16.06.2015 15:44     Заявить о нарушении
Спасибо за высокую оценку, уважаемый Дмитрий Георгиевич! Ершововедам такой подробный анализ совершенно не на руку - поэтому они его не делают. Глубокая и интересная работа по "Коньку" есть у Н.А. Рогачёвой - историка, - которая пишет о должностях московских бояр, упоминающихся в сказке. Но она всё же стоит на позиции, что автор - Ершов.

С признательностью,
Е.В. Шувалова

Елена Шувалова   16.06.2015 17:13   Заявить о нарушении