Мог ли это написать Ершов? 2. Москва

Москва в сказке "Конёк-Горбунок".

   Пётр Павлович Ершов был, как известно, уроженец Сибири. С восьми лет жил в Тобольске, шестнадцати лет приехал в Петербург поступать в Университет вместе со старшим братом. В Москве он не бывал до 1858 года. Тогда приехал по инспекторским делам,ненадолго, и больше уже здесь не бывал.
   При этом знал он Москву досконально - и современную ему, и - ещё более- историческую. И в сказке своей, написанной до 1834 года, отразил древнюю столицу так, как и коренным москвичам не снилось. Потому что - если кто сомневается, - град-столица в "Коньке-Горбунке" - это Москва. Потому хотя бы, что должности решёточных, глашатаев, конюших, спальников, рядовых (молотчих) - это московские придворные боярские должности. Отчасти только место действия переносится в Петербург, - ближе к концу сказки. Тогда выплывает питерская фауна, - рыбка салакушка,  - а так же и питерская лодка - шлюпка Царь-Девицы.
 
Итак,

Столица та была
Недалече от села...

   Столица в шестнадцатом веке была  - Кремль да Китай-город, - а дальше всё были сёла. Поскольку придворные должности в сказке всё допетровские, то время соответствует от шестнадцатого - до восьмидесятых-девяностых годов семнадцатого века. Хотя в сказке есть - на наш взгляд -несколько указаний на князя Василия Тёмного, жившего, как известно, в пятнадцатом веке (1415-1462). Но столицей Москва стала только в конце пятнадцатого века, при его сыне Иване III.
   Вообще, вся эта историческая обстановка достаточна условна, и на самом деле - как мы считаем, - сказка отражает современность, - то есть, век девятнадцатый. Всё же прочее - камуфляж и бутафория, вроде маски несчастного князя Василия, - может, автор лишь потому на него и указывает между строк?
Но - даже если это всё - игра в историчность, - то игра, проведённая на самом высшем уровне, игра, в которую играет Автор по-настоящему образованный. И ещё - по-настоящему любящий Москву. Можно ли любить город заочно, ни разу не побывав в нём? Наверное, можно. По крайней мере, пример Ершова нам это наглядно показывает!..

    Первое указание на конкретное место в Москве, - на мой взгляд, -  дано в этой строчке:

Виснет пластью надо рвами,

   Пласть - это доска. "Пласть" - церковнославянское слово. Самая известная пласть - первая икона Богородицы, написанная евангелистом Лукой с живой Девы Марии на пласти обеденного стола. Соединение кобылицы, уподобившейся пласти, - то есть, допустим, иконе с ликом Богородицы,  - с летящим на ней благим дураком, и рвов, приводит нас к единственному зданию в Москве, в котором всё это сочетается: Богородица, ров и дурак. Это - Храм Василия Блаженного, или Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву. Красная площадь. Естественно, с неё и должно всё начинаться!

   Когда Кобылица с Иваном наскакались, дурак загоняет беременную лошадку в пастуший балаган. То есть, балаган вроде бы в селе - если пастуший. Но при этом, "лишь только рассвело", он отправляется в село, - домой, - значит, был всё же в городе? И следующая строчка сказки нам это подтверждает - он был на Пресне:

Отправляется в село,
Напевая громко песню:
"Ходил молодец на Пресню".

   То, что последняя строчка -  это цитата из оперы А.О. Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват",  - признала даже ершововед И.М.Климова. (И странно  было бы не признать!) Но сейчас мы не будем углубляться в эту тему, которая нас снова, - не ровён час, -  приведёт к Пушкину, - будем лучше думать о "топографической гениальности" Ершова. Ведь он совсем не случайно соединил балаган и Пресню. Именно на Пресне и бывали балаганы, что прекрасно описал, например, Е.А. Баратынский в своей поэме "Цыганка".

Неделя светлая была
И под Новинское звала
Граждан московских...

На краткий срок, в единый миг,
Блистая пёстрыми дворцами,
Шумя цветными флюгерами,
Средь града новый град возник, -

пишет Евгений Абрамович о балаганах под Новинским монастырём. (Новинский Богородицкий мужской монастырь, что на Бережках. Основан митрополитом Фотием. 1431 - 1933. В 1933-1934 гг. на этом месте было построено здание Института курортологии*).

Далее - братья едут на рынок продавать чудо-коней.

Тут они коней впрягали
И  в столицу приезжали,
Становились в конный ряд,
Супротив больших палат.

   Место это так же очень узнаваемо. Стоит только справиться, где были конные ярмарки в Москве, и картина становится ясной: это Мясницкая, 23,** Там, где сейчас - газон перед театром "Et cetera...", стоял храм Флора и Лавра, - покровителей животных, и прежде всего - лошадей. Между храмом и торцом дома Дмитриева-Мамонова (Юшкова) - вдоль Боброва переулка, - и стояли продавцы с конями. Дом Юшкова (первоначально - Дмитриева-Мамонова)  и сейчас смотрится внушительно, а в то время, конечно, это были "большие", - даже огромные, - "палаты".
   Переулок же этот на Мясницкой, в настоящее время - "Бобров", - назван в честь купца по прозванию Бобр, чьи палаты были здесь, - вероятно, - во времена Ивана Грозного, - может быть, - и так же - "большие". Но поскольку мы считаем, что автор описывает, прикрывшись камуфляжем старины, современную ему Москву, то всё же - это знакомый и нам - дом Юшкова (Дмитриева-Мамонова). (Переулок одно время имел и наименование "Юшков", - в честь владельца этого дома.)

    А храм Флора и Лавра - святых-покровителей лошадей, - стоял здесь с незапамятных времён. Сначала он был деревянный, и неоднократно горел, - но каждый раз отстраивался заново.

    Храм же этот "лошадиный" (прости, Господи!) стоял здесь вовсе не случайно.
    Когда-то - а именно, - ещё во времена Иоанна Грозного, - здесь были царские конюшни. Это - очень важный для нас момент. Поскольку автор воссоздаёт как бы реальность ивангрозновской Москвы, то он и приводит Ивана и братьев с чудо-конями прямо к царским конюшням. Кстати, отчего-то источников об этих царских конюшнях почти что нет. Об этом пишет - насколько я знаю - только один историк - но которому можно абсолютно доверять - Алексей Фёдорович Малиновский.***


   В конце сказки - в I - III изданиях, соединились два слова: "таганы" и "котлы". Не надо особенно напрягаться, чтобы догадаться, что так же эти слова соединены в двух смежных микрорайонах Москвы - Таганка и Котельники. Потому и рядом они, что в одной слободе делали котлы, а в другой - таганы для них. И на стыке их, на высоком холме, с недавних пор взметнулся на коне памятник князю Дмитрию Донскому. Он вёл своё войско "на Котлы", когда московские войска объединялись против Мамая. Первая битва за Москву против басурмана - хана была Куликовская битва. Мамай не случайно упомянут в сказке. Он так же связан с Московской темой.

    И - может быть, - хотя мы и не уверены в этом... Ну, да ладно, выскажемся уж до конца!

Войско Дмитрия Донского шло вдоль речки Рачки - по современному Колпачному переулку, - тогда ещё голому берегу речки ( застраивать эти места начнёт сын Донского Василий I),  - шло на Мамая. Мамай упомянут в сказке в сцене с Китом:

Утро с полднем повстречалось,
А в селе уж не осталось
Ни одной души живой,
Словно шёл Мамай войной!

   Не может ли под Китом, - кроме того, - что он, - конечно, государство Николая, держава его, - всё это так... Но - не имеется ли здесь ввиду ещё и здание - по левую руку от Колпачного(речки Рачки) - в Хохловском уже переулке, - здание палат Украинцева, в пушкинское (то есть, ершовское!) время ставшее Коллегией Иностранных Дел, гда хранился Московский Исторический Архив. Расположены эти палаты как раз поперёк дороги - к Покровскому бульвару. Там Пушкин изучал материалы Пугачёвского бунта. "КИД" - Кит? Почему бы и нет?

   Вот сколько московских мест досконально знал не бывавший тогда ещё в Москве сибиряк П.П. Ершов!


*В 2006 году историческое здание Института курортологии было снесено: на его месте построен многофункциональный комплекс «Новый Арбат, 32».


** Ныне в этом здании - Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

*** "Конюшенный двор в Кремле построен при Феодоре II... ... До того времени конюшни государевы были на Мясницкой, подле церкви Флора и Лавра". / А.Ф. Малиновский. Историческое обозрение Москвы. - М.: "Вече", 2007. - С. 110-111.

Продолжение следует: https://www.proza.ru /2015/07/22/53


Рецензии
Уважаемая Елена! Очень интересный исторический анализ! Любопытно было бы получить отзыв компетентного историка по этому поводу, конечно. Ну, а такое доскональное знание Москвы указывает на то, что Ершов, бывая лишь проездом в столице, целыми днями изучал летописи и карты Москвы:-) :-) :-) :-) :-) .
С уважением, Д.Г.

Дмитрий Георгиевич Панфилов   16.06.2015 19:01     Заявить о нарушении
Ершов был в Москве единственный раз в 1858 году. Сказка "Конёк-Горбунок" была напечатана в 1834. Ершову было 19 лет (1815 г.р.), студент 3 курса Петербург. ун-та.

Елена Шувалова   16.06.2015 19:21   Заявить о нарушении
Спасибо за оценку.

Елена Шувалова   16.06.2015 19:28   Заявить о нарушении