Детский сад 29

Туда я пришла на работу в октябре 1992 года, после окончания Мытищинского педагогического училища. О самом училище у меня остались самые лучшие воспоминания. Там я встретилась и подружилась с очень интересными людьми. Из вечерней школы, которую я закончила накануне, со мной вместе учились мои одноклассники Катя Качалкова и Наташа Дианова. Из нас профи по педчасти к тому моменту была лишь Наташа. До поступления туда параллельно с вечерней школой Дианова работала няней в коррекционном детском саду. Профессия педагога передо мной уже давно маячила на горизонте, и я сделала выбор окончательно в её пользу. Итак в 1991 году в августе месяце я написала в ГОРОНО заявление, а с сентября уже училась там, в одиннадцатом педагогическом классе, как тогда это училище называлось. Мы располагались на базе учебного центра возле ММЗ лишь первую половину года, с января месяца мы занимались только при РОНО. Это было удобно, близко от дома и не страшно. Так как вечером после занятий ходить через переезд в Тайнинке – было жутким делом. Учиться было интересно, но и очень трудно. Сложность заключалась в том, что мы шли спецкурсом. То есть, вместо положенных трех лет обучения, весь объем знаний мы должны были получить за один год плюс практика. Почему такая срочность? За годы перестройки школы и сады заметно опустели на персонал, а после августовского путча 1991 года, педагогов был большой дефицит, особенно в детских садах. Зарплата маленькая, льготы небольшие, ответственность огромная – вот и все объяснение!
  В городе к тому моменту запустили спецпроект. Комбинат №29 должен был стать экспериментальным. Его уже построили на Юбилейной улице в новом районе, шла его отделка и туда набирали воспитателей. Получилось так, что будущий директор этого комбината была у нас в училище преподавателем основного предмета «Педагогика». Это Зубакова Тамара Анатольевна. Очень хороший, умный и грамотный педагог. За год обучения она пристально присматривалась к нам, своим ученикам, и присмотрелась. Меня она отобрала для работы в своем новом комбинате одной из первых. Я очень хотела пойти туда с Катей Качалковой, но её она, почему-то, не взяла. Зато со мной вместе из училища туда попали; Беляева Жанна, Абросимова Ирина, Оксана Панова и Злобина Ирина, но последняя ушла потом в свой бывший сад, откуда она пришла к нам в училище по направлению директора получать образование.
  Итак в сентябре 1992, я приступила к работе. К тому моменту в саду работал только один корпус ясельных групп. В остальных ещё шла отделка помещений. 1-ая младшая, в которой работали воспитателями Жанна с Оксаной, ещё только готовилась к открытию, а наша соседняя с ней 2-ая младшая группа уже была набрана в составе 15 воспитанников. Я работала в паре с Викой Франт. Красавицей Викторией Александровной. Это была сероглазая, кучерявая брюнетка, стройная и изящная, с крупными и яркими чертами лица. По характеру она была мягкая и уравновешенная, на два года моложе меня. Очень умная, энергичная девушка. Мы сработались сразу, быстро и успешно. Умело повели наши педагогические дела. Надо добавить, что привыкала я к новому месту работы не просто. Но затем втянулась, и дни потекли ровно и с удовольствием.
  И вот здесь мои воспоминания натолкнулись на высокую стену, отгородившую меня от светлой мечты о будущей педкарьере. А все потому, что в личной моей жизни тогда произошли перемены. Год назад я полюбила человека, который был на 20 лет меня старше, жил в Новосибирске, был военным и никакой перспективы совместной жизни у нас с ним не было. Это понимали я и он. Потому старались какое-то время больше не встречаться. Но всё сложилось таким образом, что в 1991 году во время Путча в Черновцах мы с ним встретились, и так вышло, что я оказалась свидетелем разыгравшейся там трагедии. Местные бандеровцы напали на военный лагерь нашей воинской части в Вижнице. Всё произошло стремительно и быстро. На глазах у нас случилось такое, чего и не надо бы знать.
  Я и товарищи по киношколе были вместе со съемочной группой там по делу службы. Мы сдавали свой первый дипломный фильм. Кому из чиновников тогда пришла идея снять его в Карпатах – не припомню, но то, что произошло там в те дни августа, я за-помнила навсегда. Это очень страшные воспоминания и ни к чему они мне сейчас. Просто я хочу увязать то моё настроение с тем, что потом было у меня на работе в 29 детском саду. Ближе к зиме моя работоспособность упала, я была задумчива, постоянно окуналась в те жуткие воспоминания. Думала о человеке, который чуть не погиб на моих глазах, но к счастью, мне удалось тогда повлиять на ход этих событий. И тем не менее, я оставила его раненым в госпитале, меня же срочно отправили в Москву, и я толком не смогла с ним попрощаться. А вот теперь даже не знала, жив он или нет, слишком тяжелы были его ранения. Обо всем этом я думала долгими часами, когда наша младшая группа погружалась в режимный тихий час. Ничего не шло на ум, я окуналась каждый раз в свои невеселые мысли и думы. За этим занятием меня часто заставала наша методист и была всегда крайне недовольна.
- Что ты бродишь, как тень? Делай что-нибудь для группы. Хватит сидеть и молчать. Не пойму, с чего Зубакова взяла, что ты талантлива и активна? Может это в училище было, а тут ты ни рыба, ни мясо.
  По началу, мне было обидно это слышать, а потом я просто перестала обращать на неё внимание, тем более, что узнала о том, как она приставала и к другим педагогам первого набора, которых привела в сад Зубакова из нашего выпуска. Всё это ей нужно было для того, чтобы однажды сесть в кресло Тамары Анатольевны, а тут нужна была своя команда и нас, значит, стареньких, нужно было побыстрее выжить из сада. О конфликте с Клоковой Галиной Николаевной мы слышали, но думали, что у Зубаковой тоже против неё авторитет имеется. Поясню: Клокова Г.Н. занимала тогда большой пост при ГОРОНО. Она была инспектором по учебной части и возглавляла наше 11 педучилище. Кстати, она преподавала у нас предмет «ИЗО» и довольно успешно. Именно она привела мне любовь к ДПИ и открыла основы этой нелегкой науки. Спасибо ей за это! Так вот, конфликт разгорался. Тамару Анатольевну уже во всю подсиживала её методист Галина Васильевна – подруга дочери Клоковой, а мы были в этой ситуации тусовочной колодой.
  Так или иначе, а жизнь наша садовская продолжалась. Один день сменялся другим, приходили в группу новые воспитанники в замен выбывших, менялись няни и условия пребывания. Одним словом, происходили рабочие моменты. Сперва с нами работала няня Тоня. Она жила в доме напротив нашего садика. Это была молодая, энергичная женщина, невысокого роста, худощавая, черноволосая и черноглазая. В начале я приняла её за узбечку или татарочку. А она оказалась тамбовских кровей, просто мама её была донская казачка. У Тони был симпатичный муж и двое прелестных детей. Сын Димка – школьник, семиклассник и дочь Анютка, воспитанница подготовительной группы. Когда девочка пошла в первый класс, Тоня уволилась, так как детский сад был ей больше в материальном и моральном плане не нужен. Вместо неё взяли Иру Карасёву, умную и способную женщину, которая пришла к нам в группу не одна, она привела с собой свою славную дочурку Лису, так она звала её ласково. Полное имя девочки – Василиса.
Она была такая умница! Ей было всего 3,5 года, но девочка всё уже умела делать сама; ухаживать за собой, следить за вещами и игрушками, одеваться, зашнуровать шнурки. Если всех остальных оболтусов мы тщательно одевали перед прогулкой и застегивали на все пуговицы, то Лиска всё делала сама, да ещё и другим помогала. конечно, ведь в своей семье она была третьим ребенком и семья Карасёвых считалась многодетной. Но долго её мама нянечкой у нас работать не стала, так как она была профессиональным хареографом. Тамара Анатольевна взяла её с расчетом на то, что в скором времени в нашем саду откроется танцевальный класс, а пока можно было и нянечкой побыть для того, чтобы за Лиской закрепить место в яслях.
  Когда наши воспитанники через год стали старшей группой, нас перевели в другое крыло здания, на западную сторону и взяли нам другую няню – няню Любу. У неё тоже был свой сынок Никита, так она его назвала в честь своего любимого актера Никиты Михалкова. Муж сперва ревновал, но потом свыкся с мыслью, что ему приходиться делить жену с сэром Генри. Смешная, конечно, история! Вот и стали мы жить весело: дети, Люба и мы с Викой. Соседями нашими были Панова с Беляевой, они переехали вместе с нами в это дальнее крыло. У них была вторая младшая ясельная группа. Жили мы дружно до того момента, пока наша заведующая не уехала в длительную командировку, куда-то на переподготовку, и тут началась атака со стороны методиста. Шел уже 1994 год, ребята за все это время превратились  в подготовишек. И методист заявила, что мы с Викой не можем с сентября готовить эту группу( выращенную нами и выстраданную) к школе, так как для этого нужны более грамотные и опытные учителя-воспитатели. А тут ещё и Вика вышла замуж и ждала ребенка. Её декрет как раз выпал на отпуск Зубаковой, и пока она в нём была, Галина Васильевна заставила меня и Оксану Панову, а за ней и Абросимову, написать заявление об уходе. Вот такой был итог моей работы в я/с №29. Вспоминаю я с любовью свою группу и всех с кем удалось поработать. Особенно детей. Сейчас смотрю на их фотографии, пытаюсь припомнить их имена, и тут же вспоминаю забавные случаи с ними связанные. Да, дети – это было самое радостное и светлое в моей работе!
- Самое главное для меня, это общение с ними, - сказала я как-то методисту. На что она мне ответила:
- Вы соображаете, что говорите? Что значит, главное – это общение?
- А, что для вас по вашему главное в этой профессии? – переспросила я, так и не поняв, что она имела ввиду, делая мне такое странное замечание.
Методист на меня как-то странно посмотрела и с тех пор ещё больше, почему-то, меня возненавидела. Но Бог ей судья!
  Спустя годы я узнала, что Зубакову она все-таки из сала выжила. После того, как Тамара пришла из отпуска и не досчиталась своих первых работников, она поняла, что осталась без союзников и моральной поддержки, а так же то, какую ей свинью подложила Клокова, послав на переподготовку. Вскоре Зубакова уволилась, её место заняла Галина Васильевна. И тут через полгода выяснилось, что она – наша бывшая методист и нынешний директор детского учреждения больна сифилисом. Получился грандиозный скандал. Всех работников сада проверяли каждые полгода, почему же её то не выявили раньше? Так со скандалом, которого ещё не знало мытищинское РОНО, она и ушла с работы. Больше её не взяли нигде и в лихие 90-е, она подрабатывала няней на дому. Её нанимали разные люди для своих чад, но больше месяца ни-где не держали. Права русская пословица: «Не рой другому яму, сам в неё попадешь.» Это о ней, о нашей бывшей методистке!
  Тамару Анатольевну я встречала потом несколько раз в городе. Карьера её так и не наладилась, а потом и вовсе подошла к закату. Она стала дважды вдовой. Е первый муж умер не за долго до её увольнения из сада. Потом она быстро вышла замуж за давнего приятеля своего. Она яркая и видная женщина естественно не могла долго находится в одиночестве! Но и со вторым мужем прожила недолго. Спустя 2 или 3 года он скончался, примерно, от той же болезни, что и её первый супруг. Сама же Тамара Анатольевна разделила судьбу нашей методистки. Она тоже стала домашней няней, но её дела сложились более удачно в отличие от обидчицы. В каждой семье она работала по долгу, её уважали и хорошо платили за этот труд. Ира Абросимова так же попробовала эту стезю, но у неё, как и у многих, ничего из этого не вышло. Тогда она вернулась в наш же сад, но не надолго. Потом перешла в детский сад «Дюймовочка», открывшийся в Тайнинке в конце 90-х и проработала там до пенсии. О Пановой я не знаю ничего, кроме того, что её бросил жених и ради денег и карьеры женился на не-красивой, но дорогой особе с влиятельными родителями. До сих пор вспоминаю, как Оксана танцевала с ним на нашем Новогоднем вечере в первый год открытия сада. Как ей тогда завидовали все! Это была удивительно красивая пара! Она – высокая ростом, русоволосая стройная красавица, и он – брюнет с орлиными чертами, с кучерявой черной шевелюрой, яркий и эффектный!
  Вика Франт родила дочь и после семи лет совместной жизни развелась со своим Сережкой, который просто-на-просто, спился. Она вторично вышла замуж за коммерсанта и удачно устроилась в частную школу воспитателем. А я ушла на работу в ТПКО «Эксперимент», но это уже совсем другая история.

   2 апреля 2014.               


Рецензии
Человек человеку - ВОЛК! Таковы были 90-ые годы! Р.Р.

Роман Рассветов   24.02.2019 17:51     Заявить о нарушении
Тогда мне было этого не понять. Казалось, что виновата сама, что можно было, что-то поправить, как то смириться, но опыта не хватило, только начинала свою трудовую деятельность, а подсказать было некому. Потом уже все прояснилось, относительно подставы, подсиживаний и т.д. Но, как хочется, чтобы было все иначе, по доброму...

Ольга Азарова 3   25.02.2019 00:03   Заявить о нарушении