Какутич Иван Иосифович
В РККА с 1935 года.
В звании лейтенанта командовал звеном в 4-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 15 сентября 1938 года в качестве пилота истребителя И-16 2-й эскадрильи 21-й истребительной группы республиканских ВВС.
«…На разборе все говорили наперебой, каждый старался дать выход своим эмоциям, поделиться впечатлениями от первого боя. Оценивая действия ведомых, Иван Какутич заметил:
- Держались в бою цепко. А вот стреляли-то без толку. Надо действовать наверняка, когда видишь врага в прицеле. А зря боекомплект расходовать нечего. Плохо и то, что не все заметили истребители противника. В бою надо все видеть.
Первый боевой день показал, что вражеские бомбардировщики стали появляться на высоте более 5000 метров. Подняв боевой «потолок», фашисты, очевидно, решили, что республиканские истребители не смогут им противодействовать.
Нам необходимо было искать какие-то резервы. Но где их взять? Ведь с набором высоты мощность мотора падает и снижается маневренность самолета. Каждый из нас думал над этим нелегким вопросом.
- А может, уменьшить боекомплект? - предложил кто-то. - Ведь если каждый будет экономить патроны, стрелять только наверняка, с малой дистанции, то на полетное время их хватит и половины.
- А я думаю, можно отказаться от кислородных баллонов со всеми их принадлежностями, - вмешался Иван Какутич. - На высоте до 6 тысяч метров, ежели втянемся, то и без них обойдемся. - Мои орлы, - командир звена указал на нас, - уверен - справятся…»
(Из книги «Вместе с патриотами Испании»)
Всего в Испании совершил 8 боевых вылетов, участвовал в 2 воздушных боях.
14 (20) августа 1938 года на истребителе И-16 СМ-232 был подбит зенитным снарядом в воздушном бою в районе Эбро. При вынужденной посадке на пляж Камбрилс в 10 км от линии фронта получил травмы. Из госпиталя был сразу отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1939 году получил звание капитана и стал командиром эскадрильи 23-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в советско-финляндской войне со 2 марта 1940 года.
10 марта 1940 года при вылете на боевое задание погиб в результате авиационной катастрофы, произошедшей из-за заводского дефекта истребителя И-153 № 6158. Похоронен на месте гибели в районе Карельского перешейка Ленинградской области (Россия).
Награжден орденом Красного Знамени* (22.02.1939).
Примечание:
* Орден имел порядковый № 2440.
Свидетельство о публикации №215060900327
Что касается 20 августа бои были, но потерь у советских 2 и 5 эскадрилий И-16 не было вообще (сверьте с Абросовым, 2008).
Спасибо, за списки вечером буду сводить...
С ув. Павел
Павел Селезнев 03.12.2018 12:32 Заявить о нарушении
Что касается 20 августа бои были, но потерь у советских 2 и 5 эскадрилий И-16 не было вообще (сверьте с Абросовым, 2008).
Спасибо, за списки вечером буду сводить...
С ув. Павел
Павел Селезнев 03.12.2018 17:33 Заявить о нарушении