Народническая историография

В конце 60-х гг.19 в. в России начала оформляться народническая историография. Ведущими  теоретиками народничества были:П.Л.Лавров(1823-1900)и Н.К.Михайловский(1842-1904). В "Исторических письмах" П.Л.Лавров,отрицая объективное содержание человеческих знаний о развитии общества,утверждал,что истиной является то,"что нам кажется истиною".Еще дальше в субъективно-идеалистическом толковании общественного развития пошел идеолог либерального народничества Н.К.Михайловский. Историю он рассматривал как процесс постепенного порабощения личности,а цель прогресса усматривал в ее освобождении от влияния общества и сводил к "борьбе за индивидуальность". В своем произведении "Герои и толпа" он обосновал теорию,согласно которой "герой"может менять направление общественного развития,увлекая за собой "слепую толпу"-народные массы. Противопоставляя общество природе,а личность обществу,Михайловский отрицал возможность познания общественных явлений,как и "сущность вещей" вообще,предвосхищая неокантианские теории.  Для обоснования возможности некапиталистического развития России теоретики народничества обращались к анализу экономических процессов ,протекавших  в пореформенный период. Н. Даниэльсон в " Очерках нашего пореформенного хозяйства " утверждал ,что для утверждения капитализма в стране нет необходимых условий:отсутствует развитый внутренний рынок,а внешние рынки уже заняты другими государствами. Представление о том ,что благодаря общине и артельным формам производства Россия минует капитализм,содержалось в работе В,Воронцова" Судьбы капитализма в России". Крупнейшим представителем либерально- народнической историографии был Василий Иванович Семевский(1848-1916).В 1882г. он защитил магистерскую диссертацию "Крестьяне в царствование Екатерины 2" В 80-е годы Семевский читал в Петербургском университете курс лекций, который из-за радикального содержания был запрещен министром Деляновым.В 1889 г. Семевский защитил докторскую диссертацию на тему "Крестьянский вопрос в России в 18 и первой половине19 века" Семевский характеризовал барщинную и оброчную систему хозяйства и показал значение отличий в правовом положении крестьян - помещичьих,государственных ,посессионных, дворцовых и церковных. В исследовании"Политические и общественные идеи декабристов" Семевский проследил процесс формирования воззрений декабристов,осветил их программные документы и дал характеристику политических взглядов руководителей движения. В целом,разработка новых проблем и привлечение обширного фактического материала не оградила народнических историков от воздействия принципов буржуазной историографии.


Рецензии