История Ильинского храма села Палищи

        История Ильинского храма (XVII-XX в.в.) села Палищи
         (Гусь-Хрустальный район Владимирской области)

        Находясь в самом сердце Мещерского края, буквально у истоков великих Мещерских озер, село Палищи, вместе с жителями деревень «Палищенского куста» представляют большой интерес для ученых этнографов и лингвистов. Именно здесь сохранился очень древний «палищенский» говор. Как считает кандидат филологических наук, зав. отделом диалектологии Института Русского языка  им. Виноградова РАН -  Исаев И.И. этот говор уходит корнями во времена еще до разделения славянского языка .

Существует легенда, передаваемая из уст в уста многими поколениями жителей окрестных деревень о том, как появился Ильинский храм на месте древнего поселения, названного впоследствии погостом Палищи. 
« …Давно это было. Поехал, раз князь Владимирский  в дальний путь и настигла  в пути его страшная буря. Чудом спасся князь со своими спутниками и повелел на месте спасения поставить часовню Ильи Пророка. А потом на это место пришли жить православные крестьяне, появилось село и был построен храм».
               
                Изучая краеведческую литературу, я нашел в книге Попова А. «По мещерскому краю» упоминание о походах князя Всеволода Большое Гнездо на р. Пру в начале 13 века. Как раз его путь должен был пролегать по реке Буже или же вдоль -ее -  через места, где потом возник погост, а потом и село Палищи. Поскольку летом, при отсутствии дорог, по Мещере можно было безопасно передвигаться только водным путем, то я предполагаю, что этот поход осуществлялся  на стругах по реке Буже, через озеро Святое.
          В начале первого тысячелетия нашей эры озеро Святое, судя по анализу спутниковых снимков,  было более чем в три раза больше по площади и включало в себя залитые водой низменности, превратившиеся в последствие в низовые болота. Так что берега озера  вероятно находились в 1210 году в непосредственной близости от того места, где сейчас стоит храм и село.
                В комментариях к летописи Рождественского монастыря, основанного женой князя Всеволода в конце 12 века я нашел следующие строки: « 1210 года послал князь Великий Всеволод посла с полком Кузьму Ратьшича, меченошу своего, и взял Пру, и возвратился со многим полоном во Владимир».
                Значит  легенда о строительстве Ильинского храма основана на реальных событиях  более чем семисотлетней давности (!) и в моей версии звучит так: « Послал Великий князь Всеволод Большое Гнездо своего меченошу Кузьму Ратшича с малой дружиной на реку Пру за данью. Плыли они на княжеских стругах. И воевал Кузьма Ратшич Пру и взял большую дань. А когда возвращался -  настигла его буря великая посреди озера у устья Бужи. Чудом спаслись воины от неминуемой гибели в небольшом мелководном заливе, где ветер был потише…
 
               Переночевал княжеский меченоша со своими воинами на небольшом пологом холме не далеко от берега, а когда проснулся, то за свое чудесное спасение решил поставить на этом месте часовню посвященную Пророку Божью Илье – повелителю грома и молнии, вод небесных и вод земных… И было это в лето 1210 года… ».
               
             Первое достоверное упоминание о Погосте Палищи относится к 1637 году, согласно списку с писцовых книг боярина В.Кропоткина: «В Суловской кромине погост подле Тюшинского болота, а не погосте церковь Илья Пророк, древена, клетцки, а в церкви образы и книги и ризы, и на колокольнице колокола и клепало, и все церковное строение мирское – приходных людей на погосте – ж: двор поп Дмитрий Семенов, двор дьячек Ерошка Иванов, двор просвирница Анница. Пашни церковные пахотные середние земли 6  четвертей, да лесом поросло 6 же чети в поле, а в дву потомуж, сена около Поль 20 копен». (1)

            После того как мимо Палищ был проложен торговый тракт Владимир – Рязань, погост Палищи постепенно стал разрастаться и превратился в большое село. В селе уже были купеческие дома, амбары, лавки, трактиры, постоялые дворы. После исчезновения Касимовского царства в конце 17 века, Палищи стали относится к стану Муромского сельца Владимирской епархии.(2)
             Вместо обветшавшей и упоминаемой в 17 столетии Ильинской церкви в 1773 году была построена новая деревянная церковь того же храмонаименования. В 1779 году погост Палищи снова был отчислен от Владимирской к Рязанской Епархии.Кроме того, для зимнего времени была построена другая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которая в начале 19 века была разобрана и продана в село Казанское (Шеино), в это же время,на деньги прихода была заложена каменная Ильинская церковь с зимними отапливаемыми Крещенским и Покровским пределами построенными в  1818 году.
                Главный же  Ильинский предел, который не отапливался и на зиму закрывался, был построен в 1841 году. Трехъярусная колокольня была построена в 1853 году.
                В 1879 – 83 г. была произведена накладка стен и потолок в пределах Крещенском и Покровском был поднят на 2 аршина (1,4 м 22 см) Стены  были отштукатурены и украшены живописью, устроены новые иконостасы, освященные 24 ноября 1884 года. Были сложены духовые печи и весь храм стал теплым.(1)

  В Рязанском областном архиве мне удалось найти иллюстрированный альбом с изображением храмов Рязанской епархии (3), в котором наряду с другими была и фотография Ильинского храма сделанная
в 1913 г. ( 3 ) При сравнении старой фотографии с  теперешним видом храма  хорошо заметна разница в облике шпиля колокольни храма. Уроженец села Палищи  Процеров Н.Е. рассказал , что  в 1944г. в шпиль колокольни ударила
молния. Шпиль загорелся и упал,  повредив крышу и потолок храма.
Шпиль был вскоре отремонтирован, но его облик был изменен.
     Не смотря на репрессии 30-х годов XX столетия  храм не был закрыт и подвергнут разграблению.  В этом величайшая заслуга не только простых людей местного прихода, но и многих поколений священников, которые заслужили среди народа почет и уважение.

Священники Ильинского храма.

На сайте Рязанского областного архива (5) мне удалось найти опубликованный  обширный список настоятелей храмов Рязанской епархии за 17,18,19вв.  Из которого мы узнали имена и фамилии священников храма до 1879года включительно. Имена священнослужителей в более позднее время (до 1937 г.)
были восстановлены по воспоминаниям  и письменным документам уроженцев села Палищи: Процерова Н.Е., Процеровой К.Н.,
 Коптевой Н. В.:


п/п Имена священнослужителей Годы служения в храме примечание
1.
Дмитрий Семенов
       1637г
Дата упоминания

2. Макарий 1770г. Дата упоминания

3. Иоанн
1770г Дата упоминания

4.
Петр Васильев
   1781
Выбыл в этом году
5. Иаков Фидотьев 
1781 Дата упоминания

6.                Василий Федоров 
         1784 Дата упоминания

7. Евдоким Иаковлев 27 ноября 1793г Дата упоминания

8. Иоанн Мартинов Ростиславов  22 ноября 1793г. Дата упоминания

9.

                Федор Иоаннов Енейдов

16 декабря 1814-1832 г.г. Время служения

10.                Петр Иоаннов Погорелов ? -  1833 г. Время служения

11. Аркадий Павлов Вишневский
21 июля 1831 – 1841 г.г. Время служения

12 Алексий Ильин Рубецкий 
27.09.1833г Дата упоминания

13 Филипп Васильевич Рождествин 6.11 1839г Дата упоминания

14 Иоанн Петров Покровский
8.05.1841г Дата упоминания

15 Иоанн Мартинианов Веселкин

1860г.
1873г.крестил 17.07 Я.Л. Барскова Дата упоминания

16 Михаил Иоаннович Дмитриевский -

18.10.1866г

Дата упоминания

17
               Иоанн Никитин  Процеров


1868 - ?         
Время служения
Приезжал из села Дмитриево
18 Петр Постников

? - 1874г Время служения

19 Герасим Сергиев Политов
28.04.1874 по 23.11. 1883г.
Время служения

20 Митрофан Иоаннович Органов

2.06.1879г.

Дата упоминания

21 Василий Измайлович Куракин 29.11.1883г Дата упоминания

22 Павел Иоаннов Грацинский      1890г.
Дата упоминания

23       Иван Андреевич Головин
1905 - 1917 Время служения

24 Процеров Григорий Васильевич 1905 - 1922г. Время служения

25 Головин  Павел Иванович
1917 - 1937 г. арестован 6.09.1937г. осужден тройкой расстрелян?

26 Головин Василий Иванович
с 1919г (лишен сана в 30-х г.г.)
27      Процеров Василий Григорьевич
         1922г. -1937г
         арестован 6.09.1937г. осужден тройкой расстрелян 15.11.1937

28 отец Владимир (?) Весёлкин??? арестован 6.09.1937г.

29 отец Герасим (1878-1958) с 1943г. до
        1949г.уволен за штат,жил в с. Палищи.Умер в 1958г. похоронен в ограде
        Ильинского храма
30 отец Иван  (Иван Фёдорович Киселёв) с 1950г.(в конце 20-х г.г.служил в 
        храме (чин не выяснен) был репрессирован и сослан на работы 
        Беломорканал, в 1933г освобожден и сослан в Архангельскую область.
31.     отец Александр  ????
32.     отец Михаил (М.В.Вознесенский)- в начале 50-х г.г. , но вскоре был
        переведён в Прибалтику.
33.     отец Анатолий 1949?-1957
34 отец Лев 1958-?
35      отец Борис ?
36 отец Николай ??
37 иеромонах отец Михаил(Михаил Андреевич Ахлестин (1891-1984)с1959г. 
        служил в Ильинском храме,уволен за штат, ушел в затвор.Жил в Палищах 
        до 1980г.Умер в с. Пятница (Великодворье)похоронен при храме с.
        Пятница.
38 отец Владимир   ??
39 отец Вениамин(Григорьевич Трохин)послепринятия монашества-отец
        Мифодий.
        1967-1985 (перевели в Костерёво Московской обл.)
41 отец Августин 1985-1990 (перевели в пос Курловский)
42 отец Владимир 1991
43 отец Михаил 1991-1992
44 протоиерей отец Александр Трусов 1992-2017(умер 1.08.2017)
45 иерей отец Дмитрий Шеин с 2017г. служит и ныне.

     Как видно из списка, первыми начали служить в новом каменном храме – новостройке - священники Петр Иоаннович Енейдов и Петр Иоаннович Погорелов с 1818 по1833г. Главный Ильинский предел  был пущен при Иоанне Петровиче Покровском в 1841г. При нем был сооружен  первый золоченный иконостас и сооружена трехъярусная колокольня в                1853г. С 1879 по 1883 годы храм был основательно
отремонтирован при настоятеле Герасиме Сергеевиче Политове.
Сменивший его Василий Измайлович Куракин, заказал новый иконостас, который сохранился до сего дня.

      При нем главный Ильинский предел был расписан по альбомам Васнецова.  В эти же годы на три яруса колокольни были  подняты новые колокола. Самый большой колокол  первого яруса весил 825 пудов.
        На втором ярусе был колокол, в который звонили во время пурги, чтобы  путники на торговом тракте не сбились с пути. Весил он 365 пудов.(4)
         
        Священники Палищенского храма не только служили Богу, благоустраивали и украшали храм, но и много сил тратили на ниве просвещения, воспитывали детей.

              Младший сын священника Ивана Мартиниановича Ростиславова - Ростиславов Димитрий Иванович родился в 1809 году. Образование получил в Касимовском и Рязанском Духовных Училищах и в Рязанской Семинарии, а высшее — в С.-Петербургской Духовной Академии. По окончании курса Академии он был утвержден в степени магистра и определен бакалавром по кафедре физико-математических наук в той же Академии — в 1833 году (6-го октября). С 25-го ноября 1835 г. по 28-е сентября 1836 г. он работал в должности профессора физико-математических наук, а 27-го июля 1838 года был назначен ординарным профессором. Во время своего пребывания при Академии он получил должность Инспектора Академии, а также в продолжение 12 лет, с 1834 по 1846 год, был экономом Академии. В 1863 г. в Лейпциге  издал книгу "Об устройстве духовных училищ в России" (т. I — 502, т. II — 581 стр.), а  в 1866 году книгу  "Черное и белое духовенство в России". Умер 18 февраля 1877года. Последние годы жил в Рязани, занимаясь устройством бесплатных публичных лекций по физике и естественной истории (1859—1866). Написал несколько учебников, отличающихся ясностью и общедоступностью изложения.

        В семье священника Ивана Никитовича Процерова 11 июня 1875 года родился сын Павел Иванович, которому суждено было оставить глубокий и яркий след в истории развития просвещения Рязанского края в начале 20 века. Он был первым профессором Рязанского государственного университета, первым ректором Рязанского педагогического института, первым  председателем общества исследователей Рязанского края. В 1904 году он окончил естественно-историческое отделение физико-математического факультета Московского университета и выехал в Германию, где в течение года работал на немецких заводах в химических лабораториях. Вернувшись в Россию в 1907 году, Павел Процеров, получил должность преподавателя естественной истории в частной гимназии, а затем в 1-ой Рязанской мужской гимназии. Будучи преподавателем гимназии, организовал в Рязани первую химико-бактериологическую лабораторию, в которой были произведены ценные анализы воды при строительстве городского водопровода. Несколько позже, когда крестьяне села Спас-Клепики Рязанского уезда решили открыть среднее учебное заведение, П.И. Процеров был приглашен крестьянами для его организации. В результате была создана одна из первых в России бесправных крестьянских гимназий совместного обучения, ставшая образцовым учебным заведением. В это же время П.И. Процеров широко развернул внешкольную просветительскую работу и организовал производственные артели местных кустарей. А в 1917 году после Февральской революции он был избран подавляющим большинством голосов родителей и преподавателей председателем совета двух рязанских гимназий. 1918 год стал особо важным в жизни П.И. Процерова: после преобразования Рязанского учительского института в педагогический вуз, он был назначен ректором этого учебного заведения, встречался с наркомом просвещения   А.В. Луначарским, который горячо поддерживал инициативы Павла Ивановича по дальнейшему развитию института.
          

         Трагична судьба священника Ильинского храма Процерова Василия
Григорьевича. Родился он 27.января 1895 в селе Таптыково Касимовского уезда Рязанской губернии. В 1905г. семья его отца священника Процерова Григория Васильевича переехала в село Палищи. Учился Василий Григорьевич в Рязанской духовной семинарии с 1910 по 1916 годы. После революции с 1917 по 1918 год работал в Туме счетоводом райпотребсоюза, а с 1919 по 1920 г. учителем по ликвидации неграмотности. С сентября 1921г. был назначен заведующим детской колонией в г. Спас-Клепики. В 1922году сменил отца, став настоятелем Ильинского храма в селе Палищи. Сан  священника из рук отца должен был получить его старший брат – Евгений Григорьевич. Но он был военным, воевал на передовых позициях в Первую мировую войну в чине подпоручика и священником быть не мог по моральным соображениям. Шестого сентября 1937 г. Василий Григорьевич был арестован Курловским РО УНКВД Ивановской области. Как написано в обвинительном приговоре за «участие в контрреволюционной церковной подпольной группе…, где вел контрреволюционную фашистскую агитацию». По постановлению Тройки УНКВД Ивановской области от 15 ноября 1937 г. Процеров В.Г. был расстрелян. Его жене -  Антонине Николаевне Процеровой было сообщено, что Василий Григорьевич умер от воспаления легких  6 марта 1943г. в лагерном лазарете. По постановлению Президиума Владимирского областного суда от 18.02.1957г. Василий Григорьевич был реабилитирован посмерно. Правду о смерти отца и место его захоронения узнала его дочь Людмила Васильевна Процерова – доцент Московского инженерно-строительного института, сделавшая запрос в Управление ФСК (теперь ФСБ) Владимирской области в 1994г. (см. приложение)

Под жернова репрессий в то время попадали не только священники, но и простые служители церкви.


   Харьков Николай Александрович родился 16.12.1873г. в с. Вещур Касимовского уезда. До революции служил псаломщиком в  храме с. Палищи, с1919г.по 1931г.г. – дьякон Ильинского храма в с. Палищи. В 1930, 1931 судим за антисоветскую деятельность. 13.10 1931г. Гусевским РО ПП ОГПУ по Ивановской пром. Обл. привлекался за подстрекательство женщин к массовому выступлению в с. Палищи  23.12.1931г. выслан на 5 лет в Архангельскую обл. Вернулся в 1933г. Вновь арестован 3.09.37г. Курловским РО НКВД. 4-5.02.38г. осужден на 6 лет лишения свободы. Умер в Ивановской тюрьме (сведений о дате в архивах НКВД нет)
 
Легенды и были Ильинского храма.

« …Было это в 80-х годах прошлого века (19в.). Храм в Палищах был отремонтирован, привезли и установили новый иконостас, покрыли его сусальным золотом. Хотели осветить его к Ильину дню, но не было колоколов на колокольне. Ждали большие колокола из Рязани. А как их везти через болота-то, да по гати…  Решили дождаться зиму, чтобы везти колокола на санях. И вот выпал снег, ударили первые морозы. Гать замерзла. В большие сани запрягли двенадцать лошадей и потащили колокола из Рязани в Палищи. Тащили много дней. До села осталось 12 верст,  но начался снежный буран. Кони выбились из сил и встали. Чтобы они отдохнули и поели их распрягли из саней и подвели к подводе с сеном. Уставшие возницы закутались в тулупы и приготовились ночевать в открытом поле, кое как развели костер и уснули. Проснулись утром, а саней-то с колоколами и нет! Все дороги заметены снегом. Вдруг слышат – колокол звонит. Поехали на этот звон и вскоре увидели окраину села. Глядь, а сани с колоколами – у Храма стоят и народ в круг толпиться… А еще годом раньше везли большой колокол по льду через озера. Лед треснул и колокол утонул. И  с тех пор, кто бывает на Святом озере - слышат иногда его звон из под воды, некоторые даже выходили на звон, когда плутали по лесу»

              Колокола с церкви были сброшены в начале 30-х годов. А до этого летом 1931 г. была попытка некоторых злобствующих коммунистов разграбить церковь, вынести и сжечь иконы. Возглавлял эту группу один матрос с Балтики, приехавший погостить в д. Тальново. Пришли они к Храму и начали требовать открыть двери. Никто из мужиков не вышел защитить Храм, потому что все боялись. И только три женщины вышли на защиту Храма: Наталья Копина, Мария Калинина и пожилая бабулька – церковный староста, которую все в деревне от мала до велика называли Леля – Маша. Они-то и не дали разграбить Храм.

          Эти события отмечены как «женский бунт».  Потом началась война и храмы по приказу Сталина перестали разорять. Благодаря мужественному поступку трех женщин Храм, так и не был закрыт и вот уже  188 лет в нем не прекращается служба. Это уникальный случай по сравнению с судьбой других Храмов нашего района и области.

                Есть легенда о смерти монашки Суздальского монастыря от руки бандитов на Тальновском болоте и об ее отмщении, легенда о помещице Баташихе, легенда об атамане мещерских казаков Тимохе Брыкине, легенда об утоплении целого цыганского табора в Цыганском Омуте у деревни Мокрое…


Литература.

1. Добролюбов И. «Из историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за 17,18,19вв» т.4, Рязань. Типография В.О. Тарасова, 1891. с. 147-149.;

2. Скулов Н.И. «Заповедными тропами Мещеры» / Изд. ООО НПО
                «Маштекс» - Владимир, 2004. С. 24-29;
 
 3 «Иллюстрированный альбом с изображениями церквей и монастырей   
     Рязанской епархии». Рязань. Типография В.О. Тарасова, 1893. с. 56;
 
 4. «Гусь-Хрустальный. Очерки истории Мещерского края».
   / Изд.  «Мещера». ИП Васильев С.Ю. 2006.
 
  5. . Официальный сайт   
     Рязанского областного архива: http://www.history-
                ryazan.ru/node/2772;
 

   


Рецензии