Нельзя врачевать тело, не врачуя души

«Нельзя врачевать тело, не врачуя души» - Сократ

Карл МАРКС как психолог

Можно полагать, что любой великий мыслитель, выступая как математик, вместе с тем является и большим психологом. В этом смысле и Карл МАРКС, разработав абстрактную теорию прибавочной стоимости в применении её к буржуазному обществу, является математиком и, соответственно, психологом. Лев Симхович Выгодский в «Сознание как проблема психологии поведения» берёт эпиграфом такие слова МАРКСа: - «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю».

Выгодский, «Моцарт психологии», как его признал мир, был марксистом, и он поможет нам вычленить психологию МАРКСа. Для этого мы начнём с обсуждения ещё одной цитаты, ученика Выгодского, А.А.Леонтьева, который ссылался на другого психолога, Даниила Борисовича Эльконина: - «Не забыть: если бы Выгодский был жив и я смог бы, как это часто бывало, за чашечкой кофе в кафе «Норд» задать ему вопрос, то я спросил бы его: «А ты понимаешь, что своей теорией интериоризации ты отрицаешь то понимание психики и сознания, которое существовало до сих пор в так называемой классической психологии? Отрицаешь изначальность, заданность «души» и всей душевной жизни, отрицаешь, что человек рождается пусть с несовершенной и неразвитой, но всё-таки душой, что она уже есть в нём и что носителем её является мозг. Ты, наоборот, утверждаешь, что «душа» человеческая, человеческое сознание (психика), существует объективно вне нас как явление интерпсихическое в форме знаков и их значений, являющихся средством организации совместной, прежде всего, трудовой деятельности людей, и что только в результате этого взаимного воздействия людей друг на друга возникает интрапсихическое в форме тех же знаков и значений, но направленное на организацию своей собственной деятельности. Душа не задана человеку изначально, а дана ему во внешней, чисто материальной форме!»

Чтобы прорваться через ряд громоздких, приведённых выше, цитат, выделим самое для нас существенное. Во первых, «у плохого архитектора» уже заранее есть идея того, что он будет строить, как цель мобилизующая волю для деятельности в достижении идеала. Во вторых, эта идея и идеал, «разлиты» заранее в объективном сознании общества, в котором деятельность человека осуществляется. Два диалектически совместимых положения – Христос в нас и мы во Христе, - как это бы назвал человек верующий.

Итак, через марксизм Выгодского идеализм МАРКСа обращается в гносеологию, теорию познания, которая ясно утверждает существование объективной психики или, как было бы понятнее другим психоаналитикам, коллективного бессознательного. Объективное, как коллективное, обязан человек осуществить, превращая бессознательное, идеал, в реализованную цель. Возможно такое исключительно, начиная деятельность в Пустом Пространстве Чистого Разума, как мы обозначили в начале построения Общей Идеалистической Психологии, Общей Практической Психологии и Общей Психологии Искусства. Аминь.

00:30:00.00 в Урочище Мир, моб. +79688616437 09.06.15


Рецензии