Зодчий, или партитура Щусева

Гете сказал: «архитектура – это музыка, застывшая в камне».
Если отталкиваться от этого знаменитого афоризма, то все, что создано на протяжении многолетней деятельности Алексея Викторовича Щусева можно смело назвать ораторией.
Казалось бы столь разные памятники архитектуры – мавзолей Ленина и Казанский вокзал, Марфо-Мариинская обитель милосердия и грозная штаб-квартира КГБ на Лубянке, гостиница Москва и Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле. И множество других архитектурных  проектов – воплощенных в жизнь или несостоявшихся.
Вокруг имени Щусева, как при жизни, но куда больше после смерти выдающегося зодчего, ходило немало  разного рода  легенд, домыслов, а порою злых наветов.
Появление подробного жизнеописания и творческого пути Алексея Щусева в малой серии «ЖЗЛ» не только поможет читателям этой интересной книги отделить зерна от плевел, но и взглянуть по-новому на уникальное наследие архитектора, без которого Москва не была бы той Москвой, какую мы знаем и любим.
Автор книги «Щусев: Зодчий всея Руси» Александр Васькин прослеживает жизнь своего героя в контексте эпохи, когда Россия переживала времена небывалого творческого подъема и окаянные дни русской смуты, когда сокрушали православные храмы и возводили монументальные строения в честь новых вождей и их идеологических химер.
У героя этой книги была возможность выбора  - остаться с Россией или продолжить творческие поиски на чужбине. Он выбрал Россию. Щусева можно обвинять за всякого рода надуманные прегрешения, но его вклад в сокровищницу русской архитектуры неоспорим.
На фоне сегодняшних высотных строений из стекла и бетона в силуэте Москвы, какие можно встретить в любом мировом мегаполисе, щусевские проекты смотрятся как нечто особо московское в нелепом окружении заезжих чужаков в столь же нелепом и чуждом московской природе «Москва-Сити».
Но нынче другие времена и  другая музыка в стеклобетоне… Которая никогда не станет ораторией по щусевски.


Рецензии