Размышление июньское 15-е О потерянной добродетели
Если потеряна добродетель, то теряются все добрые духовные качества, связанные с ней. И во всех знакомых местах мы будем выбирать нехорошие вещи для концентрации внимания на них; услышав знакомые слова, мы будем реагировать на них по-другому, чем раньше, и хорошо если ещё это заметят (тогда мы сможем пойти обратно); наконец, мысли станут какими-то другими, как будто не своими. [смотрите размышление 16 мая 2015 в сборнике "Майские тезисы"]. Потом мы привыкнем к ЭТИМ мыслям, мы привыкнем к ЭТОМУ коммуникативному поведению, мы привыкнем к ЭТОЙ унылости в жизни. Три предложения в предыдущей фразе, разделённые запятыми--это этапы деградации. [есть и более сильная классификация, её можете посмотреть в моём произведении о рассказе "Ионыч" Чехова]. Следует, однако, не впадать в отчаяние от этого, а попытаться остановить, лучше всего на 1-ом, или, хотя бы, на 2-ом этапе. После 3-его шансов мало. Но надо уповать на Господа, надо всегда ставить планку добра выше, чем она у тебя самого, а для этого нужно, во-первых, самопознание, а во вторых, формирование мировоззрения (мировоззрение и в самом деле может изменить после достижения 3-его этапа деградации, поэтому я так и пишу). Также надо знать, что всегда есть уровни, которые расположены ниже, где ты находишься.
В теории множеств есть понятия верхней и нижней границ, а также самой верхней из нижних границ, и самой низкой из высших границ. Так вот, падать ниже первой нельзя, и подниматься выше второй тоже нельзя. Это сделать можно только тогда, когда будет пройдет один из этапов, обратный этапу деградации. У Никодима Святогорца есть 5 уровней пути к совершенству, но они отличны от моей трактовки Ионыча, а митрополит Филарет выделяет 6 [см. книги "Невидимая брань" и "Что такое жизнь и как должно жить?", потом подробней напишу ссылки]. Как бы то ни было, общее правило остаётся то же. Надо только выбрать, насколько сложной хочешь ты сделать свою жизнь. Но в любом случае, она должна быть настолько хорошей, насколько ты сожешь. Надо бороться, и тогда добродетель вернётся.
Рецензии