Что нужно для счастья

       - Ну, а где же вы собираетесь жить, - спросила мать, когда мы объявили родителям, что подали заявление в ЗАГС.
       - Ты же знаешь, что у нас негде, квартира полуторка, твоя сестра спит в проходной комнате, да и отец после инфаркта…
       - Вы же молодые специалисты, только закончили университет, сможете ли платить за съемное жилье?
       Если говорить честно, этот вопрос меня тоже беспокоил. С одной стороны была Любовь, у меня не было сомнений в моем выборе спутницы жизни. С другой стороны – низкая зарплата, ведь молодой специалист… А главное - никаких перспектив на получение жилья, ведь положенные 6 кв. метров на человека в доме  родителей имеются, значит на очередь не поставят. Да и сколько ждать, даже если и станем на очередь? По оптимистичным прогнозам не менее 10 лет.
       А зарплата… Получал я тогда 105 рублей - ставка младшего научного сотрудника Академии Наук в 1971-м. Ну иногда премию подкинут, 10 руб. в квартал. Ни о какой кооперативной квартире, где надо было платить тысячи, даже не стоило помышлять. А чтобы зарплата заметно поднялась, надо защищать диссертацию. Еще не менее 3 лет пройдет… Да, все это наводило на грустные мысли… А мне уже было 24 года…
       - А может мы с Мишкой договоримся насчет жилья?- подумав, сказал мой будущий тесть.
       - Его жена Аня переехала к нему, а ее комната в общежитии стоит свободная, она там давно уже не живет. Только приезжает показаться, чтоб комнату не отобрали, помыть полы, когда ее очередь …
       Мишка, точнее Михаил Владимирович  Колесов, был брат моей будущей тещи, о котором она очень заботилась. Он был инвалид войны и единственный из ее близких, кто уцелел. Еще трое братьев так с фронта и не вернулись.
       Поехали мы в гости к Михаилу и Анне с моими будущими женой, тестем и тещей, конечно, не с пустыми руками. Душевно посидели и договорились по-родственному, что мы там в ее комнате пока поживем, платить им не будем, только по счетам за квартплату и услуги.
       Когда мы приехали посмотреть комнату, она нам не понравилась, вид у нее был нежилой. Рядом с домом находилась тюрьма. Комната в общежитии малосемейного типа, в нашем блоке-квартире еще проживало 4 семьи.  Всего в квартире было 5 комнат, одна кухня, один туалет, ванная, которая использовалась не по назначению, она была до верха забита тазами, баками и стиральными досками. Горячей воды не было, воду грели в баках на газовой плите. Нас это не пугало, ведь с «милым рай и в шалаше». Наша комната требовала срочного ремонта, поэтому на следующий же день мы приехали и покрасили окна, двери и стены. Но почему-то стены стали не лучше: какие-то разводы, цвет неопределенный… Что ж, строительного опыта тогда у меня еще не было, это был первый в моей жизни ремонт.
       Соседи по блоку оказались строителями. Посмотрев на мою работу, они принесли свои инструменты, новый колер и в течение часа все стены переделали. Теперь можно было обустраиваться. Повесили на окно шторы, ведь комната на первом этаже. Подруга жены подарила нам торшер. Мы купили и привезли большой раскладной диван. Нам казалось, что  этого вполне достаточно для начала семейной жизни.
       Про свадьбу писать здесь не буду, скажу только, что все прошло хорошо. Гостей было много, приезжали даже мои родственники из Ленинграда. Многие продукты тогда были в дефиците, в ЗАГСе надо было брать талоны на приобретение обручальных колец, туфель, платьев и пр. Записались мы в Минском дворце бракосочетания 26.06.1971, потом была поездка через семь мостов города... Запомнилось, когда мы шли к машинам от вечного огня на площади Победы, перед нами остановился троллейбус. Водитель в микрофон поздравил нас, и пассажиры зааплодировали.
       После окончания свадебного вечера мы поехали в нашу комнату, где и началась самостоятельная семейная жизнь. Постепенно обживались всем необходимым, ведь ничего своего не было. Много нам тогда и не требовалось, даже столика на кухне мы не имели, ведь оба работали, домой приезжали только переночевать. Соседи к нам относились доброжелательно, друг-другу мы совсем не мешали.
        Несмотря на принятые в те времена меры предохранения, через несколько месяцев жена забеременела. Наступило время рожать. В больнице по месту нашей прописки в это время ходила какая-то инфекция, и все знакомые нам не рекомендовали туда ехать. Подруга моей матери, работающая акушеркой, посоветовала не спешить, а ехать в ближайший городской роддом в последний момент, когда уже там не смогут не принять. 
       Телефона у нас не было, поэтому каждые десять минут после начала схваток я бегал от жены до телефона-автомата на улице, чтоб консультироваться с той акушеркой. Она подробно меня расспрашивала об периодичности схваток, о других деталях, потом советовала подождать еще… Когда же схватки участились, сказала, чтобы вызывали скорую. Я тут же позвонил.  Приехал врач - мужчина средних лет, и по нашей просьбе повез нас в тот городской роддом. Было около 3 ночи. В соответствии с пропиской ее надо было везти еще несколько километров  в 1-ю Клиническую больницу. Но когда в приемном покое медсестра обратила на это внимание, доктор ей сказал:
        - Я не хочу чтоб женщина рожала в машине, вы что не видите, что уже все начинается…
       В общем, приняли ее, а я отправился домой пешком, идти надо было километра три.
       Утром, встав раньше обычного, по дороге на работу я заехал в роддом. Смотрю на доску, где вывешены голубые и розовые листочки с информацией о новорожденных. Сразу стал изучать голубые, ведь все «опытные специалисты» прогнозировали мальчика. Тесты по определению пола тогда еще не делали. Даже мой тесть, у которого кроме моей жены еще росли три сына, не сомневался в том, что будет мальчик, у него были свои методы определения.  Он утверждал, что никогда не ошибался. Среди голубых листиков я нашей фамилии не нашел, подумал, что не родила еще. На всякий случай посмотрел розовые. И тут…-  есть! Родилась девочка в 5.00 утра 22 сентября! Я изумился от неожиданности, да так, что долго не мог в себя прийти. Но пока ехал на работу, уже настроился по-деловому. Надо было всех обзвонить, дать поручения.  Ведь в то время не было принято покупать вещи для ребенка заранее. Тем более пол не был известен. А все было в дефиците. Кто-то из новоиспеченных бабушек сразу оправился в магазин за материей, чтоб пошить пеленки. Кто-то поехал за распашонками. У меня на работе начали скидываться на коляску, у жены – на кроватку…
       Когда я  вернулся в нашу комнату, пригласил соседей отпраздновать это событие. Почему-то пришли одни мужчины,  мы хорошо отметили. Но настоящие приключения нас ожидали впереди.
       Однажды, вернувшись с работы, я застал свою жену в слезах. Оказывается соседи высказали ей свое недовольство, что мы тут живем. Ведь нам пришлось поставить небольшой кухонный столик и свое мусорное ведро на кухне. Жена уже села дома с грудным ребенком, мы уже стали соседям мешать. Когда мы жили вдвоем, не было проблем. А теперь появилась новая семья, тут и стирка, и готовка на кухне. А почти у всех соседей были малые дети, в одной из комнат жили даже с двумя детьми… Им стало тесно. А мы ведь там не были прописаны. Соседи начали делать мелкие гадости, например, выставлять столик и мусорное ведро на нем из кухни в коридор к нашим дверям. Я вставал утром и все ставил обратно, но это повторялось неоднократно. Потом они вызвали участкового. Тот пришел, посмотрел наши документы, побеседовал с нами и ушел. При этом участливо сказал, что половина молодых семей в Минске проживают так же, не по месту прописки.
       Но соседи не унимались. Кто-то им сказал, что если они отсудят эту комнату у Анны, то могут расшириться, т.е. эта комната достанется семье с двумя детьми. И они серьезно этим занялись. Мне пришла повестка в суд. Я, наивно веря в человечность нашего суда, явился к точно назначенному времени. Там уже молчаливо сидели две наших соседки. Меня пригласили в качестве соответчика, ведь не я владелец комнаты. Ответчиком была Анна. Но она по какой-то причине не пришла. Прибыли только представители истца - соседи и я. Из-за неявки Анны суд не стал рассматривать наш вопрос, а перенес заседание на другой срок. Когда я беседовал с секретарем суда насчет нового срока, то предупредил, что через месяц уезжаю в производственную командировку, заодно попытался расспросить, какое возможное решение суда нас ждет. Из ее ответа стало понятно, что ничего хорошего: штраф, выселение…
      Мы, конечно, предупредили Анну, чтоб она почаще бывала на той квартире, ведь могут отобрать. Из-за командировок я пропустил еще два назначенных срока заседания, предоставляя в суд документы, билеты, письма с работы и пр. Командировки были далекие и серьезные, не от меня зависели сроки поездок. Я работал тогда по договорам с предприятиями Военно-морского флота. Суд писал гневные письма в наш институт, что я срываю заседания суда. Теперь переносы заседаний случались из-за моего отсутствия. А я, вооружившись документами, повестками, письмами,  начал ходить по инстанциям. Меня, тогда еще молодого и неопытного, поддержали мои коллеги и руководство на работе. Дважды я встречался с вице-президентом Академии Наук Кондратом Крапивой – известным белорусским писателем. Он старался помочь мне как молодому специалисту. Показался интеллигентным, добрым и внимательным человеком. Помогали и директор нашего Института А.В. Лыков, и другие известные ученые, академики,  профсоюзные деятели.
       Нервы мне, естественно, попортить пришлось немало, это вспоминается по сей день, но в результате мне дали комнату в академическом общежитии малосемейного типа на улице Академической в двух шагах от места работы.
       Наконец-то у нас свой угол, да еще и с умывальником в комнате! Рядом с домом Ботанический сад, парк Челюскинцев…! Пусть наша комната небольшая, метров 12, туда вместились только диван, шкаф, детская кроватка, маленький столик и торшер. Но это было свое!  С соседями мы быстро подружились, да так, что многие годы и потом поддерживали связь. Там мы прожили 6 лет, пока наконец, не смогли построить кооперативную квартиру. Но это уже совсем другая история. А в тот момент мы были на пике своей счастливой поры. Любимая красавица жена, маленькая хорошенькая дочка, все молодые, здоровые…, любимая работа, много хороших друзей – ну что еще нужно для счастья!   

          На фото: Любовь. А что там впереди?


Рецензии
Владимир, я поздравляю Вас и Вашу жену с прекрасной датой - золотой свадьбой!
Будьте здоровы и счастливы!

Светлана Шаляпина   14.04.2023 00:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! И вам желаю здоровья, счастья и успехов!
С уважением,

Владимир Кожин 3   14.04.2023 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.