Промысел 2 1 4

Начало:
http://www.proza.ru/2014/04/28/602

Предыдущая страница:
http://www.proza.ru/2015/06/09/748

Неправильной формы узкий колодец допускал только звёздный свет. Снизу, из расположенных на разной высоте круглых отверстий, дул горячий ветер. Треугольные сновали поминутно, карабкались по отвесным стенам, точно несоразмерно длинные пауки. Яйцу, то и дело, приходилось увёртываться от нечаянных прикосновений восьмипалых рук и ног.

Для ожидания не удалось бы найти более привлекательного места, чем продувная и проходная дыра, из которой легко выскочить вверх. Если ползуны не встревожатся, можно двигаться дальше. Созерцание Треугольноголовых в таких количествах оптимизма не добавляло.

Кин был рад, что твари в шапках. Ползающие с непокрытой головой особи заставляли зажмуривать глаза. Жёсткого черепа пещерные жители не имели. Постоянно деформирующаяся голова позволяла проникать в ничтожную щель, но впечатление на неискушённого зрителя производила угнетающее.

Без шапок ползали преимущественно дети или особи маленького роста. Дрожь прошивала позвоночник при мысли о том, как было бы приятно погладить по головке такого детёныша.

«Знаешь, охотник, сказала Ида, - то, что эти агрессивны - половина правды. Взгляни, как внимательны друг к другу, особенно большие к маленьким».

«С такой головой будешь внимательным. Неловкий удар, и расплывётся».
«Не очень расплывается, охотник. Одному, я видела, прищемили голову дверью. Ничего. Почесался и побежал дальше».

Прищемили чем?»
«Пологов в пещерах нет. Проходы закрываются подвешенными с боку широкими досками».

«Так удобно, женщина?»
«Прочнее закрывается, да».
«Почему ты закрывающееся назвала таким словом?»

Ида вывела на монитор видеозапись в тоннеле Чернобрюхих, показала, какие бывают двери на Земле.

«Огромная называется воротами. Слова я взяла у болотных людей, смотри».

Глинобитные круги действительно полога не имели. Стойбища, неизвестно для чего, были обнесены частоколом, широкие раздвижные закрывалки позволяли въехать двум автомобилям.

«Зачем так?»
 «Понять не могу. Копытных островитяне не держат, хищника ограда не остановит, человека, - тем более. Может быть считают зубастую стену красивой? Надо при случае выяснить. Кстати, пологи у болотных тоже есть, дублируют дверь внутри. Так теплей».

«Я гляжу на тебя, женщина, и удивляюсь. Как ты можешь искать добра во врагах! Мейса наслушалась, не иначе».

«Милый!»
Ида прижалась к первому охотнику приречья, погладила по щеке.
«Главный враг человеку - он сам. Поддержка враждебным силам - навязчивый опыт, совокупность удобных представлений, уверенность в том, чего нет».

«Эти убили твоих соплеменников, сама еле уцелела и сомневаешься?»
«Убил кто?»
Кин пожал плечами.

«У Чернобрюхих, будем называть так пещерных жителей, тридцать два равноценных по приложению усилий пальца. Сколько особей под хребтом и на севере, не знаю. Гибель моих соплеменников случилась от нажатия одного пальца, принадлежащего не очень умной голове. Если я в ослеплении гневом или страхом не учту остальных голов, буду не умней погубившей».

Только теперь Кин понял, что не взял ножа. В оболочку не попадали предметы извне. Одежда рассыпалась, личные амулеты падали с оборванного ремешка и валялись там, где входил.

«Я безоружен, - сказал охотник, - зачем пришли?»
Досада жгла, точно проглоченный уголь.
«Ты говорил Вейту: идёшь разведать».
«Если найдём пойманных женщин, что предпринять? Глядеть и ничего не делать!»

«Я привыкла делать наверняка, одним касанием, охотник. Тем более, ты забыл, в лапах, обладатели которых не видят дальше собственного носа, чудовищной силы оружие».
«С чего ты взяла, женщина! Одно и то же я слышу каждый раз!»

«Забыл молнии? Они, я знаю, - мелочи. Смертоносное оружие много лет назад привезено из нашего стойбища и попало в восьмипалые или ещё какие-нибудь руки. Однажды им воспользовались, уничтожили стоянку, не могу сказать, чью».
«На Белом Острие?»
«Нет, охотник. Далеко отсюда, там, где не живут люди».

«Белое Остриё чем отшлифовано?»
«Здесь пытался начать свой путь движок».
«Вроде твоего?»
«Да. Чуть проще».

«Смог или разбился?»
«Расплавился. Обрати внимание: зеркало наклонено к воде. Форма напоминает стекающую от реки каплю».
«Да, я заметил».

 «Попытка, охотник, по времени совпала с легендой о рождении сорока братьев. Ещё сверху видно, покажу когда-нибудь, в воде у входа в тоннель валяются обломки. Происхождение сомнений не оставляет».

«Отсюда кто-то пытался двинуться?»
«Пытался, да. Погиб сам и чуть не погубил население бассейна Великой реки. Вот почему, я считаю, надо забыть о врагах и переживаниях, действовать предельно осторожно».

Кин согласен не был, но противопоставить тоже оказалось нечего, и охотник напомнил:
«Ты обещала сходить в круг служения Создателю. Там душа становится трезвой, власть прошлого и страх перед будущим сливаются в каплю, застывают, вроде тех камней».

«Сегодня, - сказала Ида, - память дня, когда женщине открылось, что Слово воплотится через неё».

Система движка учитывала особенности маршрута, держала календарь. На земле было седьмое апреля, шесть пятнадцать по Гринвичу.

Здесь, Ида знала, единого календаря нет. Люди бассейна Великой реки путаются с летоисчислением. В каждом стойбище по-своему считают время: по зарубкам на камне, по памяти старейших, по наиболее значимым событиям, вроде смены основного русла реки.

Неделя определена фазами дымного светила, одинакова у всех, - семидневная. В сутках без малого двадцать шесть земных часов. Месяц включает пять недель. Год, в отличие от земного, действительно круглый, состоит ровно из шестидесяти, начинается со дня рождения света.

Проснувшись после абгрейта, Ида не вдруг осознала происшедшее накануне. Поступок не укладывался в параметры поведения члена экипажа сверхдальней экспедиции. Донни с третьего рукава развёл программиста 1788, точно хулиган-заводила отличницу!

«Тебе не слабо сходить на костёрчик?»
Сказал охламон.
«А не слабо!»
Ответила девочка из младших классов и мгновенно выполнила неслабу.
После такого поступка следовало отправиться к директору, получить в дневник запись о вызове родителей. Впрочем, родитель в лице Кин-Нокка вызвался тотчас, прикрыл, договорился, чтобы на первый раз не выгнали из школы.

Когда вероятность завершения земной, или вне земной (не знала, как её назвать) жизни стала очевидной, Ида решила рассказать о Христе. Теперь, после нелепого аутодафе, миссионерство казалось граничащей с недоверием Богу глупостью без просвета.

Конечно, ехала Аделаида Бартон за сто миль свой нос разглядывать. В бассейне Великой реки решительно некому общаться с Создателем мира. Дикие первобытные люди ничего не понимают, забиты, запуганы, только что произошли от обезьян.

Отсмотрев видеоматериал той ночи, Ида поняла: информация о воплощённом Слове не оставила равнодушных. Евангелие -, действительно благая весть. Но представительнице земли нечего сказать охотникам и женщинам с обитаемой планеты.

Здесь, как ни парадоксально, знают гораздо больше. Именно знают, а не веруют. Знание конкретно до обыденности, точно речь идёт о ложках и горшках. Есть, конечно, люди, которым до таких сфер дела мало, но и простаки, вроде Майт, побоялись бы выглядеть невеждами, не посмели сказать: Бога нет.

Когда колдун спросил о завете для не знающих воплощённого Слова, Ида вспомнила место из деяния апостолов, где об этом же спрашивали новообращённые из необрезанных. В пятнадцатой главе сказано:

 «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
 а написать им, чтобы они воздерживались от осквернённого идолами,
от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того,
чего не хотят себе».

Ида вовремя переформулировала, или дано было переформулировать слово Божие. Кроме блуда и последней фразы, - суть нарушения закона продолжения рода, запрещать оказалось нечего. Процитируй дословно, не была бы понята.

Кровь есть, даже в трудное время, никому в голову не приходило. На Земле сказали бы: Сто лет мак не родил, и голода не было. Скоропортящуюся жидкость сливают, чтобы мясо дольше сохранялось свежим.

Удавленины не едят по той же причине. Задохнувшуюся в силках добычу отдают лесу.
Что такое идоложертвенное, следовало объяснять отдельной строкой.

Идолам не приносят жертв. Сопровождающийся сожжением съедобных трав и лепёшки обряд освящения круга - по сути приглашение к обеду, призыв отданным огню предкам племени войти в семью, признание праотцами новой семьи.

Ида ещё в Излучине обратила внимание: личные амулеты, статуэтки домашнего алтаря, обрамления большого костра изображают только человека, причём, предельно натуралистично. В набор амулетов входят фигурки людей разных профессий. Как правило, там охотник, хранитель с бубном, кормящая грудью женщина, рыболов, если племя живёт у воды, пряха, косторез, хозяйка с горшком и ложкой, поддерживающий огонь ребёнок.

Моти подарил жене родоначальника племени Синих камней амулеты, в знак принадлежности к жителям бассейна Великой реки. Мастер сделал фигурку пловца под парусом, кузнеца, человека с глиняной дощечкой и палочкой для письма. Таким образом: охотник на промысле, в чужом стойбище или ещё где-нибудь, несёт на ремешке набор изображений соплеменников, прообраз фото и видео.

Тейладз - первопредок, зачинатель стойбища. Ида предположила, что у Синих Камней Тейладз будет ассоциирован с Кином.

При очертании нового круга указывается граница власти человека над природой, - суть просьба Создателю предоставить место, защитить пространство. Алтарных членов семьи следует омыть и покормить, точно домочадцев.

Осквернение алтаря означает мистический разрыв с племенем и сообществом людей. Дать прощение осквернителю может любой не являющийся родственником по ветви соплеменник. Генк ушёл с Мейсом. Колдун Эйи накормил преступника, по сути, восстановил единство.

Колдовской круг не ставит цели ухода в недоступные сферы, а является формулировкой вопроса и получением ответа. Бубен в руках хранителя задаёт ритм, выставляет интонационные рамки, защиту от сиюминутной суеты.

Если участники круга, каждый и вместе, обращаются к Создателю мира, ответ получают от Создателя, каждый лично и один на всех.

Когда Ида спросила: можно ли мужчинам общаться с духами, Вейт понял, поддержал. Колдуны, она заметила, тоже.  Термина

Бог, тот, кому следует поклоняться, здесь не знают. Создателю не поклоняются так же, как руки не поклоняются голове. Называют качествами: Держащий Силы, Отец мироздания, Предвечный.

Господ и рабов тоже нет. Царя пришлось бы изображать или объяснять, для чего он, такой, нужен.

Некоторые колдуны  общаются с разными духами. Делают так потому, что считают: обратиться к лесному хозяину за помощью на охоте проще, чем к вышестоящему начальнику. Земной пословицы: скоро только кошки родятся, не хотят знать желающие обрести успех в сомнительной профессии, предпочитая власть посредством страха. Определённых ритуалов нет, хотя поборники знания тайн дискутируют на данную тему.

До полномасштабного язычества в бассейне Великой реки далеко. Исподволь формируется система примет, отличных от календарных и промысловых наблюдений. Как сложится структура верований, покажет история, которую программисту 1788 не суждено изучить.

Котти, повелитель знающихся с подручными духами, явление новое, почти декоративное. Мудрецу из глиняных пещер повинуются желающие избавиться от ответственности.

Вожди сильных племён не кичатся местом, выполняют работу администратора, смотрят на повелителя тайны, как на индикатор нарушения закона продолжения рода. Фактически же властвует закон.

Ослушание карается смертью ослушника, гибелью семьи, ослаблением и распадом племени, как с Пайти.

В благополучных племенах палачей нет. Закон и возмездие существуют вне зависимости от воли человека.

Страх перед Создателем является анахронизмом. Люди бояться не наказания, но собственного ухода от Источника жизни. «Они более заботились и скорбели о собственном своем вреде, нежели о том, что оскорбили Бога.» *[Иоанн Арндт. «Об истинном христианстве»] Вот как давно это началось!

Соблюдающий закон получает очевидное преимущество. Выгода не сиюминутна, подтверждается во времени. Существуют обычаи, принятые в племенах правила. За нарушение наказывают изгнанием, постановкой у костра, запретом иметь женщину.

Правила меняются, закон выживания неизменен и беспощаден. Отсрочка в наказании не означает отмену. Люди знают, но нарушают по мелочам и серьёзно.

Кин захотел услышать о благовещении. Ида ещё раз убедилась, что написанный для людей земли текст не по силам здешним, Цитируя, видела, как поводит родоначальника племени Синих камней от грамматических изысков.

«Подручный Создателя, - войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Вседержитель с Тобою; благословенна Ты между жёнами.
 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла,
что бы это было за приветствие.
 И сказал Ей Гавриил: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Создателя;
 и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.
 Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего,
 Пределу водительства Его не будет конца.
 Мария же сказала Подручному Духу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
 Он сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила
Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Создателя.
 ибо у Него не останется бессильным никакое слово.
 Тогда Мария сказала: Вот я, послушная дочь Предвечного; да будет Мне по слову твоему. * [Евангелие от Луки  глава 1, стихи 28-34]

Представительница Земли аккуратненько убрала трудно объясняемые термины и считала: вопросов не будет, но получила такой, какого не ждала.

Продолжение:
http://www.proza.ru/2015/06/11/1733


Рецензии