Сердце Фонарщика

…Когда в Пустой Город приходит вечер, молчаливый и упоительно задумчивый, когда кафе «Парадиз» открывает свои двери для всех неспящих, и уже под аккомпанимент джаз-банда выводит свои первые аккорды волшебный саксофон Великого Блюзмена, на улицы Города выходит Фонарщик.

Этого мрачного типа в заношенной паре и дырявом цилиндре знает, наверное, каждый, кто хоть раз бывал в Городе. Его шаркающая походка слышна издалека, ворчливый голос знаком каждому, кто хоть раз сталкивался с Фонарщиком во время его ежевечернего обхода. Лицо у него неприятное, обрюзгшее, искажённое кислой гримасой постоянного недовольства. Грубая недельная щетина, редко встречающаяся со смертельно острыми бритвами Цирюльни, кажется, переползает с двойного подбородка на брыластые щёки и бакенбарды. Фонарщика нельзя назвать ни толстым, ни тощим, но, судя по всему, он занимает точно такой объём пространства, какой пристало занимать чиновнику его ранга.

При себе Фонарщик всегда носит позеленевший от времени бронзовый фонарь и шаткую деревянную лестницу. Подходя к очередному уличному фонарю, Фонарщик приставляет к нему лестницу, лезет вверх по хлипким ступенькам, – и вот уже вспыхивает в ночи ещё один огонёк, что неизменно манит к себе созданий, похожих на бабочек, мотыльков, и майских жуков. Впрочем, эти эфемерные существа не имеют ничего общего с обычными насекомыми. Мотыльки Пустого Города – это души тех, кого среди людей принято называть несчастными влюблёнными. Безответные, отвергнутые, потерянные, забытые, – все они здесь, все они слетаются на свет масляных фонарей. Но отчего так влекут их эти неверные, слабые огоньки?

В Городе на этот счёт ходят разные слухи. Одни утверждают, якобы Фонарщик знает рецепт особого масла, и ни одна душа не может устоять перед этим тонким, чувственным ароматом. Другие спорят: чушь, дело вовсе не в масле! Дело в огне, естественно! Который совсем даже и не огонь, как и масло – явно не масло! Сами посудите: зачем душам влюблённых какое-то там масло?..

Все спорят, но никто не решается спросить самого Фонарщика: очень уж скверный у него характер. За словом Фонарщик в карман не лезет (тем более, что карманы его сюртука насквозь дырявые), может и нагрубить, и обругать. Людных мест не любит, избегает кафе и баров, торопясь зажечь все фонари и скрыться от посторонних глаз в своём доме, – старинном белёном особнячке в Черёмуховом переулке. Из всех обитателей Пустого Города (тех, кто думает, что задержался здесь ненадолго, и тех, кто твёрдо решил, что останется в Городе навсегда) только Продавец Надежд да Старший Околоточный общаются с Фонарщиком на равных, но и с ними этот ворчун разговаривать не любит: так, обменяется парой слов, и довольно. И покуда не настанет вечер, и сумерки не опустятся на Город, никто не вспоминает о нелюдимом Фонарщике, – а утром фонари волшебным образом гаснут сами собой…

…Они не знают, нет. Никто не знает, что Фонарщик не всегда был Фонарщиком. Никто не знает, что за грубостью и уродством прячет он свою хрупкую стеклянную душу, тут и там покрытую трещинами, совсем как маленький рак-отшельник, прячущий мягкое, уязвимое тельце в раковине.

Никто не знает, что сердце его давно не бьётся в груди. Оно горит мягким, неугасимым светом в бронзовом фонаре Фонарщика, чей свет оживляет все фонари Пустого Города, зажигая тусклые огоньки любви для тех, кому никогда не согреться в её лучах.

Ведь эту любовь и очередную несчастную бабочку всегда разделяет невидимая преграда фонарного стекла.


Ладышкино, 10.06.2015


Рецензии