Отдай мою душу!

                "Торг - яма: берегись, не ввались, упадёшь - совсем
                пропадёшь" (русск. пог.)         

                Скольких из нас  в тяжёлые годы спас базар! Но он и требует жертв - базар съедает душу…  Для некоторых корысть начинает затмевать всё, обесчувствливает сердце! На базарчике,  где я сейчас «подвизаюсь» - при случае избавляюсь от излишков овощей с дачи, вот уже много лет торгует Вера.    Её знают все - с раннего утра до позднего вечера, зимой и летом, в будни и в праздники, в любую погоду, её глаза нащупывают в прохожих возможных клиентов.
Она никогда не болеет, не отдыхает, всегда   на посту, как стойкий оловянный солдатик! Ничего другого, кроме базара, она не знает, ничто её не интересует.
               Ещё и лето не началось, а её лицо уже обуглилось на солнце.  Светило печёт по-серьёзному, жарит невыносимо, мы все уже прячемся от солнца, как можем, только не Вера! Она стоит на своём месте, как привыкла, под прямыми солнечными лучами. Тут её место, тут привыкли видеть её клиенты, а она дорожит каждым! Люди же любят купить что-то у «своего» продавца, словно отмечаются: это Я пришёл!.. Любят  переброситься парой фраз, ведь для многих теперь это и составляет всё общение…
              Я знаю, что у Веры  есть муж, дочь, внучка. Они редко подходят сюда. Вера, наверное, обеспечивает им материальное существование, но их жизнь проходит мимо неё, без её участия. С семи утра до девяти-десяти вечера колотится она здесь, четырнадцать, а то и шестнадцать часов в сутки Вера не жена, не мать, не бабушка - продавец…
              У неё нет дачи, свой товар она приобретает здесь же – купит подешевле, продаст подороже, и имеет больший доход, чем сами производители дачной продукции. Иногда сами сдаём свой товар на реализацию Вере, чтобы поспешить на дачу, ведь там другая, тоже бурная жизнь - шумит ветер, распевают птицы, цветы наливаются красками, а овощи - соками... Вера охотно принимает товар, но  потом получить деньги не совсем просто - отдавать деньги она не любит.
                Других дел, кроме базара, у неё нет. Нечем торговать – Вера сама будет сидеть с чужим товаром, просто без всякой выгоды, не идти же домой! Такое ей и в голову не придёт. Выходных у неё нет, отпусков тоже, и в самые большие праздники она здесь. Сейчас карантин, торговать частникам нельзя, но она здесь - умудряется подкладывать свой товар ЗНАКОМЫМ УЗАКОНЕННЫМ продавцам, её дело не стоит! Вере немало лет, но выглядит она в два раза моложе, словно заключила сделку с дьяволом - МОЛОДОСТЬ ЗА ПОКЛОНЕНИЕ ЗОЛОТОМУ ТЕЛЬЦУ!  Улыбается редко – всегда сосредоточенна, но однажды я её рассмешила:               
               - Вечером иду на концерт в филармонию, – сказала Вере, сидя рядом с ней за прилавком. Она улыбнулась, думая, что шучу. Для неё, кроме базара, не существует другой жизни, и всякие такие вещи, вроде концертов, подруг, дружбы, любви, книг  и прочей ерунды кажутся, вероятно,  абстракцией.             А я в тот день, действительно, побывала на концерте. Певцы нашей филармонии имеют прекрасные голоса, но столичного  блеска в них нет - концертные костюмы скромные, сами держатся не как герои исполняемых ими арий - графини да князья - не особенно уверенно. Возвращалась, полная впечатлений, потрясённая, словно в другом мире побывала, и вокруг смотрю другими глазами - как похорошел город! Во мне ещё звучат любимые вновь услышанные мелодии, романсы, арии из  любимых оперетт: "Мистер Икс", «Сильвы», зажигательная песня  Никиты из «Холопки», фрагменты «Гусарской баллады»...
              - Без женщин жить нельзя на свете, нет!..
              - Снова туда, где море огней...
              - Жил-был Анри Четвёртый, он славный был король!.. - каких артистов послушала, каких людей повидала! Местных энтузиастов культуры, знакомых и незнакомых любителей музыки, единомышленников! А с какими лицами выходили старые тётки, вроде меня - они снова словно побывали молодыми чаровницами - ведь нам кажется, всё было так недавно!.. Вечер прекрасный! Скоро будет темнеть. Завтра снова на дачу, на базар, а пока всё в городе успокаивается, надо копить силы для завтрашней схватки с жизнью...
            Я еду на микроавтобусе в свой двадцатый микрорайон, скоро проедем и наш базарчик,  наверняка он уже опустел. А вот и он. Покупателей, действительно, нет, и, похоже,  давно. А из продавцов  остались только самые энтузиасты – Алик–курд, торгующий картошкой, и… Вера.

              Базар, отдай ей душу, и не забери мою!..


Рецензии