Свобода - это рабство!

Свобода! Как часто мы слышим это слово! Весь мир будто сошел с ума. Со всех сторон звучит: «Отстаивайте свою свободу!», «права и свободы»,  «свобода самовыражения»… Свобода, свобода, свобода… Но многие ли из нас понимают, что такое свобода? У каждого будет свое определение этого слова, но будет ли оно правильным?
Самое бытовое понимание свободы – возможность самому выбирать, что и как делать. Но даже самый неискушенный человек вряд ли назовет это настоящей свободой.
Почти каждый из нас считает себя свободным. Но вдумайтесь, так ли это? Действительно ли вы свободны во всем? Можете ли Вы освободиться от самого массового на сегодняшний день рабовладельца – Интернета? Можете ли вы остановить себя, когда внутри вас кипят страсти? Если нет, разве вы свободны? Большинство людей, которые кричат везде и всюду «Свобода!», являются рабами вещей, рабами своих прихотей, рабами своего «хочу». Некоторые считают влечение центром, вокруг которого крутится мир. И ведь мир так и будет крутиться. Для них. Прикрывая все свои прихоти словами «Почему нет, если хочется?», они сами порой не замечают своего рабства и никогда не признают его. Много можно говорить о формах и разновидностях этого типа рабства, но стоит ли? Оно и так очевидно. Из всех форм  «несвободы» эта – самая распространенная, а неспособность избавиться от нее говорит лишь о полном бессилии. Многие сейчас же осудят столь слабовольных людей, но не спешите: осуждая их, вы осуждаете себя!
О том, что такое свобода размышляли и многие писатели. Один из наиболее известных ее образов представлен Максимом Горьким в образе Челкаша. Этот босяк не привязан ни к деньгам, ни к земле. Он не привязан ни к чему. Внешне. Он свободен? По мнению Горького – да. Но, победив большинство привязанностей к материальному, он сделался рабом... свободы! Она опьянила его, она сделала его страшно гордым, она заставила его презирать всех, кто является рабом материи!  Этот человек стал рабом своей свободы. Парадоксально, но это так. Освободившись от рабства «хочу», он стал рабом своего «Я».  Таким образом, Челкаш представляет второй тип рабства, куда более редкий, но и избавиться он него крайне сложно.
Но есть и третий тип. Человек может быть рабом Божиим. Такие люди не привязаны ни к чему материальному, ни к своему «Я». Они, в отличие от людей, являющихся рабами первого и второго типов, любят всех. И если рабы материи никогда не смогут ею насытиться до конца, а рабы свободы всегда будут томиться от нее (вспомните «Легенду и Ларре» того же Горького), то подобное чувство не знакомо рабам Бога. Разумеется, что не каждый, кто так себя называет, таков. Ведь сказать можно многое, а вот Истина одна.
Итак, вернемся же к изначальному вопросу. Что такое свобода? А теперь уместнее спросить, есть ли она вообще? Не стоит ли нам согласиться с тем, что свобода – это рабство, идеей, предложенной Дж. Оруэллом в своем романе «1984»? Задумайтесь, насколько глубока эта мысль! Свобода – это рабство. В этой фразе скрыто сразу две непривычных для нас идеи. Из приведенного выше мы видели, что свобода действительно может поработить. Но эта фраза содержит и вторую мысль: «Рабство – это свобода». А вот о том, насколько это правильно, судите сами. Но нужно ли из такой формулировки делать вывод, что мы заранее обречены, нужно ли из-за этого отчаиваться? Неужели у человека нет свободы в принципе, а все это лишь мираж?
Свобода есть, и она заключается в том, что каждый сам выбирает свое рабство.


Рецензии