Друг мой - враг мой

            
    Это было давно и героя этого рассказа уже нет на этом свете. На днях, перебирая старые фотокарточки, натолкнулась на помутневшее фото. Там Иосиф Абрамович, мой вечный друг – враг и я склонились над чертежной доской, что- то увлеченно обсуждая. И, вдруг я вспомнила, все, что было в то время, когда кто-то сделал этот снимок, и что длилось  долгие годы, когда нам было суждено вместе работать.  Да, он был то моим близким другом, то моим врагом. Но менялись обстоятельства, и он опять становился другом. Что-то непонятное притягивало нас, нам  было интересно беседовать на любые темы. Он рассказывал о своей семье, о том, как женился, как ему непросто живется в семье родителей жены, как трудно ему было получить высшее образование, о его мечтах и желаниях. Мы с мужем приехали в этот Молдавский город недавно, и я только что поступила работать в этот проектный институт. У меня еще не было здесь не одного знакомого человека, и я была довольна, что у меня появился друг. Я с детства больше дружила с мальчиками, а не с девочками. Я всегда находила о чем говорить с ними и  их увлечения были мне понятны.
 
    Через год Иосиф Абрамович неожиданно уволился, как оказалось, его пригласили работать во вновь сформированный филиал Российского института. Вскоре он переманил и меня туда же. Там обещались и более высокая зарплата, и интересная работа, и перспективный  карьерный рост.
    Вот здесь впервые он стал на какое-то время моим врагом. У нас еще не было ни  своего  здания, ни штатного расписания, ни технической библиотеки, ни мебели. Просто кучка специалистов вместе с директором ютилась в подобии барака на берегу Днестра. Заказов тоже не было, мы все занимались тем, что вербовали специалистов и пытались обзавестись технической литературой. Но, однажды наш директор Иван Прохорович объявил, что наш головной институт выделил нам деньги на строительство здания института и жилого дома на 100 квартир. Дом по типовому проекту, а институт по специальному проекту. Начинать работу над ним надо немедленно и старшим инженером из нас, пятерых на то время строителей, он назначил меня. Вот тогда в первый раз и стал Иосиф Абрамович моим врагом. Сначала он крупно поговорил с директором, он считал, что на месте меня должен быть он. Потом он стал просто игнорировать мои распоряжения. Мне стоило большего труда не ввязываться в перепалку с ним. Он отказывался выполнять мои поручения, и я выполняла эту работу сама. Но работа была такая интересная, что я с удовольствием не поднимала головы от чертежной  доски. Вскоре были готовы наброски планировки здания,  и я отправила их на согласование в наш головной институт. Вскоре пришло письмо, что все планировки согласованы, и можно продолжить работу.

     К тому времени приняли еще несколько инженеров-строителей и нам выделили здание в центре города для временного размещения. Приказом были созданы две группы строителей и руководителями назначили меня и Иосифа Абрамовича. К моему удивлению он быстро успокоился, и мы опять стали дружески общаться. Моя группа проектировала корпус института, а его привязывала пятиэтажный дом, примыкающий к институту. Но, что- то у него не ладилось с кадрами. Две молодые женщины инженеры написали директору заявление с просьбой перевести их в мою группу. Когда директор спросил у меня, возьму ли я их, я отказалась, так как считала, что это не корректно. Я предвидела реакцию Иосифа. Директор согласился со мной, но девочки не захотели остаться и уволились. Иосиф тут же перестал со мной общаться. Опять я была виновата, что он лишился сразу двоих хороших специалистов. Опять мы стали врагами.

    Наконец оба проекта были готовы, и началась стройка. В рекордное время ее окончили, и мы переехали в собственные хоромы. К тому времени штатное расписание было почти полностью заполнено, у нас уже были 4 группы и руководителем одной из них был Иосиф. Начали создавать отделы и меня назначили начальником архитектурно-строительного отдела. Не трудно представить, что значит иметь у себя в тылу врага. Я избегала  лишний раз заходить в зал, где располагалась группа Иосифа Абрамовича.  Надо было что-то предпринимать и я пошла к директору. Выход из этого положения я видела один. Надо дать Иосифу Абрамовичу такую должность, что бы он утихомирил свою обостренную зависть. Он не мог в себе побороть чувство обиды, что меня ставят над ним руководителем. Тут уж ничего не поделаешь, такой он человек. Каждый раз попирается его мужское достоинство. Я это понимала и убедила директора назначить его начальником технического отдела. Уже на второй день он опять стал моим другом, особенно после моих поздравлений с его назначением. Я делала вид, что не обижаюсь на его прошлые обидные выходки, и мы опять были друзьями.  Иосиф Абрамович был хорошим специалистом и если бы не эта черта характера, он бы был  идеальным  другом. Прошло несколько лет и нам пришлось сменить главного инженера. На эту должность назначили Иосифа, где он и служил до расформирования нашего филиала после распада СССР. Больше мы с ним не конфликтовали. Работалось с ним легко. Он иногда обращался ко мне за помощью, и я всегда была готова с ним обсудить любую проблему.

   Когда началась перестройка, Иосиф Абрамович эмигрировал с семьей в Германию. Тогда многие евреи уезжали  именно туда. Но, говорят, он там с трудом вписался в местную реальность, и скоропостижно скончался от инсульта после какой-то ссоры на работе. Видно и там он не смог  побороть в себе зависть.  Это было сильнее его.
 
    Я не храню на него обиду, все же он умел быть хорошим другом, когда молчала его  подруга - зависть. А на днях, опять, перебирая фото, вдруг осознала, что на сегодняшний день все прежние руководители структур нашего института уже покинули этот мир. Осталась я одна.  Одна со своей памятью. И она не дает мне покоя, вспоминая то одно, то другое.


Рецензии
Добрый день, Людмила!
В Советское время люди основное свое время проводили на работе. И между ними начинались складываться какие-то отношения, от равнодушных или неприязненных, до чисто дружеских и даже любовных. Жизнь есть жизнь и никуда от нее не денешься.
Спасибо!

Виталий Овчинников   26.07.2015 11:09     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.