Хмара

ХМАРА.
Я жила с бабушкой в Киеве после смерти папы. Жизнь была нищенская, её бедной даже назвать трудно. Не знаю, выжили бы мы, если б не соседи по коммуналке, по двору, и вся эта атмосфера дружбы, общих праздничных столов, открытые двери и закон взаимовыручки.

Наша соседка по коммуналке была отличной портнихой и обшивала меня из того, что было. Да так ловко, что мне умудрялись даже завидовать. Тётя Маша жива ещё по сю пору. Я была два года назад у неё в Киеве в гостях.

 Она уже старенькая, далеко за восемьдесят. Болят ножки, но дырочку малюсенькую, « прокурку», как я их называю, на моём кардигане заметила в момент. Вдела ниточку в микроскопическое ушко иголочки и художественно и изящно затянула дырочку.

Я изумлённо спросила про очки, вернее, про их отсутствие. На что тётя Маша мне как придурку повторила, что у неё не глаза болят, а ноги.
Но сейчас я расскажу не о ней, хоть она достойна отдельного рассказа. Я расскажу о другой нашей соседке- красавице Ольге Хмаре.

Тогда мы были маленькие, а они молодые тридцатипятилетние. Мы носились по двору, играли в лапту, прыгали в классики, а у них проистекала просто итальянская жизнь со страстями, любовями, завистью, обидами.

Мы с бабушкой жили на четвёртом этаже в комнатке. В другой жила тётя Маша с мужем и дочкой Наташкой, постарше меня лет на пять. По этой причине я ей была неинтересна. Меня же к ней и ко всему из жизни взрослых тянуло как магнитом. Ушки были на макушке двадцать четыре часа в сутки.

На пятом этаже жила моя самая-самая любимая подружка Томуся. Мама у неё тоже была портниха. Так что мне и там изредка перепадало. А на их площадке, с общим коридорчиком на две квартиры  жила, как бельмо в глазу, до непозволительной наглости, красивая тётя Оля Хмара с тремя сыновьями.

Была она разведена. Но отец двоих её старших детей, Толика и Игоря постоянно, таскался к ним со слезой в глазу: « Вернись! Я всё прощу!». Но высокая, белокурая Ольга имела ввиду и бывшего мужа, и всё, что он ей сулил. Про отца младшего сына, Аркашки, никто ничего не знал. У Ольги и спрашивать было бесполезно.

Она отставляла длинную ногу, запрокидывала лицо и хохотала. Да так заразительно и звонко! Аж до ненависти к этому алому рту с белыми и крепкими зубами. Короче, спрашивать - себе дороже!

Женщины двора очень Ольгу опасались. Если какой из них случалось послать в булочную мужа, то она металась от окна к окну, прослеживая маршрут и считая минуты. Больше всего они все боялись, что муж попадёт в сети, расставленные красивой и весёлой Ольгой.

Те бы и рады в сети попасть, но для Ольги они были слишком мелкой рыбёшкой. Не в смысле денег, а в смысле чувств. Что они ей могли дать? Эти, приколотые к юбке?

Она была не из тех, кто оправдывается и радеет за свой авторитет у кумушек на скамейке. Но её семья  жила дружно и чисто. Дети ухоженные, сама Хмара - работяга и отменная мать. В их доме всегда была огромная ёлка в Новый год. А конфет и мандаринок  на ней было! Не счесть!

И ребята были серьёзные, рукастые. В доме прибрано. Сами аккуратные. Бегали со всеми по двору, гоняли мяч. Но это было их заслуженным  досугом, а не скучным тягучим, сонным времяпровождением, как для многих.

Ольга бралась за любую работу,  лишь бы дом – полная чаша. И никто, не дай Бог, не посмел пожалеть её мальчишек. Они вязали изумительные коврики, что-то ещё и ещё выдумывали, чтобы пополнить бюджет семьи. Но денег не всегда хватало. И Ольга сдала угол студенту. Угол - в буквальном смысле этого слова.

 Студент жил в комнате мальчиков, подтягивал их по математике, а ещё платил за угол какие-никакие деньги.

К тому времени, когда  мальчики исправили все свои двойки и даже тройки по алгебре и геометрии, живот у Ольги уже полз стремительно и  вверх, и в ширь.
Я по малолетству не сразу это заметила. Опыта было маловато в девять лет, но Наташка из моей квартиры мне всё популярно объяснила про Ольгу Хмару. Это было одно из первых моих нравственных потрясений.
 
Как-то шли с бабушкой по центру Киева, через парк Шевченко на Красноармейскую к родне и столкнулись с Хмарой. Она шла с полной сеткой продуктов и с огромным животом в больницу к Аркашке, младшему. Он лежал там  с воспалением  лёгких.

Бабушка участливо с ней беседовала, давала советы по реабилитации Аркашки после больницы. Бабушка была докой  в области медицины.  Тридцать лет отстучала на машинке в военном госпитале Киева и знала много терминов, что внушало соседям священный трепет.

А к осени Аркашка оклемался и в школу пошёл, а Ольга благополучно разрешилась от бремени крикливой девчонкой. Студент, естественно, растаял. Девчонку растили в неге и любви. К трём годам это была уже оконченная нахалка и симпатяга- Ленка.

Женщины двора пребывали в унынии. Ольга опять стала опасна. А мужики просто косяком на неё шли. Мужики и сплетни. А та жила, не замечая. Да и некогда ей было. То Аркашке пальтишко надо справить, то Ленке- любимице платьице новое. Да что тут говорить? Дети!

Время на месте не стояло. Дети росли. Росли и мы с Томусей. Подросли настолько, что уже простаивали с мальчишками в подъезде. Мальчишки уже пытались нас целовать, но мы ещё не очень годились на это дело.

 А Ольга Хмара вышла замуж за мужчину со смешной фамилией – Окрошко, который был моложе её лет на десять. И уже носила по двору огромное пузо. Родила Павлика. Окрошко сгорал от страсти к жене и от любви к сыну.
Ленка была добровольной нянькой. Прогуливала Павлика во дворе. Проводила среди него воспитательную работу:

- Куды прёшь в сандалях, б@дь такая! Маты полы намыла!
 Соседки выговаривали Ленке, что так с братиком нельзя разговаривать. Надо ласково, по - хорошему.
Ленка с соседками была согласна, но только отчасти:

- Та я ему, б@ди, уже тры разы казала!

Мы повзрослели. Я уехала в Таллин, вышла замуж. Родила сына. Развелась. Томочка моя в Киеве тоже  вышла замуж. Родила сына. Развелась.

Как-то летом я приехала с сыном в гости в Киев. К родне, к Томусе. Нам было по двадцать три года. Мальчишки у обеих на время наших каникул брошены были на бабушек и мам. А мы каждый вечер  вращались, романились, бегали по ресторанам и просто по танцулькам. Короче, крутили своё кино.

И вот, в родном  своём дворе наткнулись на красиво и интеллигентно постаревшую Ольгу Хмару. Остановились поговорить за жизнь. Она давно уже выгнала своего Окрошку. Выгнала, как только он стал поглядывать на молодых.

- Ну что обо мне говорить? Не интересно! Как вы-то, красавицы?

Красавицы потупились и грустно вздыхая, поведали тёте Оле Хмаре, что мужья, де им попались никудышные, и сыновей-то они поднимают, не щадя сил никаких…

- А что же любовников себе не заведёте, такие справные барышни?
Девочки фарисейски вздыхали, высоко поднимая бровки домиком. Сие должно было означать: « Как можно? Мы не по этому делу! Мы сыновей рОстим!»

- Слушайте, девчонки, что я вам скажу: в любой подворотне, под любым забором… Лягать, лягать  и лягать! Когда вам будет столько, сколько мне, вы не вспомните тех, кому давали! Вы вспомните того единственного, кому не дали. И горько заплачете! А поезд-то уже ушёл!

Но девчонки уже в нетерпении перебирали стройными ногами. Их ждали! Они должны бежать! Попрощались и ускакали на тонких каблучках.

Хмара стояла в недоумении и раздумье. Она очень хотела надеяться, что две эти глупые куколки поскакали лягать! Добавлю от автора. Надежды были оправданы. Не так категорически, но всё же…



 Таллинн. 31 мая 2015год.


Рецензии
Сонечка!!! Какое чудо этот рассказ- воспоминание, просто восторг!Столько доброты, иронии, естественности, что душа радуется.
Живо, ярко и почему-то так знакомо)...
Ах, эти дворы и судьбы нашего детства! Незабываемы.
Обнимаю!

Яна Голдовская   14.06.2015 11:47     Заявить о нарушении
Милая Танечка! Я опять заслужила Вашу похвалу! А это значит, что я не зря живу и пишу. Вы, с Вашим тонким вкусом! Это что-то! А учиться филигранности письма надо именно у Вас! Я ведь по второму кругу пошла Ваши истории читать! Сначала просто культурный шок! А по второму разу уже расслабляешься и получаешь истинное удовольствие. Потом напишу. Спасибо!

Привис-Никитина София   14.06.2015 19:14   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая!

Яна Голдовская   15.06.2015 18:05   Заявить о нарушении