Литературная Система 2. 3. Зачин. Достоверность

ЗАЧИН. ПЕРВАЯ ФРАЗА.

По зачину (завязке) информация уже была. Здесь необходимо проверить - отвечает ли зачин художественному замыслу, создаёт ли нужное настроение? Если нет - нужно менять вид завязки или просто её переписать, не меняя вида. Улучшить.
По первой фразе хорошо дана информация в книге Михаила Веллера "Технология рассказа". Привожу её в сокращённом варианте:

Экспозиционная
Сразу вводит читателя в курс дела. Называется, характеризуется герой, указывается место и время действия.
Плюсы – много информации, обстоятельное начало, настраивает на серьёзный лад.
Минусы – мало эмоций.

Пейзажная
Описание места действия с привнесением настроения.
Соединение с последующей частью либо по принципу созвучия, либо по принципу контраста(яркий луг, мрачное действие)
Эмоциональность средняя, информативность средняя.
Самый главный минус – нет действия, нужно его поскорее начать.

Автобиографическая
Повествование от первого лица начинается с фразы типа «однажды со мной случилось то-то» или «тогда-то я делал то-то».
Средне, не нужно много ума, чтоб так начать.
Эмоциональность низкая, информативность средняя, чуть выше среднего. Важно не застрять, автобиография быстро наскучивает.

Биографическая
Описание прошлого и настоящего главного героя. Или просто какого-то героя.
Тоже средне, вариант автобиографической  первой фразы, только повествование от третьего лица.
Эмоциональность низкая, информативность средняя, чуть выше среднего. Важно не застрять, биография тоже быстро наскучивает.

Характеристика
Первой фразой характеризуется герой. («Я человек больной. Я злой человек» - Достоевский). Характеристика героя даёт мотивировку последующих действий.
Эмоциональность средняя, информативность средняя.
Плюсы – читатель будет знать, чего ждать от героя, будет предсказывать течение рассказа, получая удовольствие от того, что он такой умный.
Минусы – сложность баланса. Нельзя делать рассказ слишком предсказуемым, иначе будет просто неинтересно.

Сентенция
В начало ставится афоризм, пословица, или поговорка.
Задаёт тон и мотивировку будущих действий.
Плюсы – настрой читателя на определённый лад. Выражение мысли начала произведения, мотивировка действий
Минусы:
Никакой информации по существу.
Низкая эмоциональность, в следствие отсутствия мира произведения, читателя пока не во что вовлекать.
Легко впасть в банальность.

Портрет
Описывается внешность героя.
Эмоциональность низкая, информативность средняя.
Плюсы – через внешность читатель начинает создавать впечатление о герое и тем самым вовлекается в мир произведения. Внешность может мотивировать его поведение.
Минусы – нет действия.

Деталь
Резкая, примечательная деталь. Альтернатива первой фразе – пейзажу.
Эмоциональность выше, чем в пейзаже, информативность ниже.
Легче соединить с действием.

Действие
Сразу начинать с момента происходящих событий.
Плюсы – динамичность, вовлечение читателя в действие, возможность создать высокую эмоциональность.
Минусы – очень мало информации.

Концентрат действия
Подлежащее плюс сказуемое. Либо объект первостепенный – «Самолёт взлетел», «Николаев упал»; либо второстепенный – «Солнце село», «Падал снег».
Плюсы – напряжённость, лаконизм (словам тесно, мыслям просторно), настрой на определённый лад.
Минусы – мало информации, заезженность этого варианта начала.

Сильное действие
Подлежащее, сказуемое, дополнение обстоятельство.
Самое избитое начало, так писал ещё Пушкин. Слияние элементов действия, пейзажа, экспозиции. Всё это в предельной концентрации.

Эмоциональная фраза – Моя любимая!
Восклицание, междометие, реплика и т.д.
Плюсы – самая высокая эмоциональность. Лёгкий переход к действию. Передача настроения читателю, резкое вовлечение в мир повествования.
Минусы – низкая информативность.
Больше всего плюсов, меньше всего минусов.

Главная задача первой фразы - зацепить внимание читателя, приковать его к книге. Прочтите первую фразу и задайтесь вопросом: "Цепляет?" Если действительно цепляет - всё отлично. Если слабовато - улучшите, добейтесь, чтоб зацепило как следует. Необходимо зацепить внимание читателя и заинтересовать на 200%, это будет большим конкурентным преимуществом книги.


ДОСТОВЕРНОСТЬ

Необходимо проверить всю вещь на достоверность повествования. Речь не идёт о технических подробностях и т.п. Тут нужно просто спросить себя - "Верится?" Проверка на цельность, реалистичность вещи. Если верится плохо, ощущения  реалистичности нет - нужно принимать меры. Улучшать описательную часть, действие, диалоги, вставлять детали и т.д. Делать это до тех пор, когда можно будет как Станиславский сказать - "Верю!"

В следующих статьях будет информация по чистке текста. Научиться убирать лишнее в тексте - намного тяжелей.


Рецензии