В сетях дьяволицы. Пороки, страсти и убийства

      В коллекционной, иллюстрированной старинными гравюрами серии "Бороться и искать!" вышел очередной роман приключений известного в имперской России, но забытого ныне, писателя Н.Шебуева. Он достойно прошел сквозь горячее время свой эпохи! Предлагаю Вам свою  следующую статью в этой серии о    оригинальном авторе уголовного жанра в России Н.Шебуеве. Прошу к чтению!..
...............................................             
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам».
                Гамлет».  В.Шекспир
...........................


«Однако накрутил автор «Дьяволицы» сюжетик»,- улыбнется читатель, перевернув последнюю страницу  этого хитро закрученного романа.- Этак и голову можно потерять от обилия внезапных поворотов сюжета, непонятной уголовщины,  навороченных любовных страстей-мордастей! Неужели таковое действительно приключалось в былой царской России?».

В  «Дьяволице» мы познакомились с весьма оригинальным образцом русского детективного, или, как называли в начале XX века, уголовного романа. Пышным  букетом расцвели в  ту пору в  Европе и Америке выпуски книг, газетных и журнальных романов-фельетонов о поисках коварныхпреступников, похождениях ловких мошенников-проходимцев, расследовании загадочных преступлений  и поимке злодеев  знаменитыми сыщиками Ш.Холмсом, Н. Пинкертоном, Н. Картером и им подобными.
 От каморки дворника до кабинета министра звучали  завлекательно имена таких  корифеев  уголовных сочинений, как Э.Габорио, К.Монтепен и П.Феваль, П.Законне, Ф.Буагобэ и Э.Сю, К.Дойл и десятков других,  рангом пониже.

  О, не отставала от Европы  на этом литературно-криминальном поприще и  богатая на всяческие преступления имперская Россия!

Уже приобрел широкую известность среди читающего люда прозванный «русским Габорио» А. Шкляревский (1837-1883),отец русского уголовного романа, автор многочисленных сочинений, закончивший жизнь, увы, в  нужде и пьянстве. Гремела слава по городам и весям В.Крестовского(1840-1895) остросюжетными  авантюрно-уголовными «Петербургскими трущобами», обнажившим язвы  общества, от  грязного дна низов до вальяжных аристократов, и полного  «изобличения ужасающего разврата высших классов». Оба писателя знали неплохо жизнь и  нравы уголовного мира, были большими почитателями Ф. Достоевского и его романа «Преступление и наказание».

Мало  уступал  им в популярности писатель захватывающих уголовных романов Н. Ахшарумов (1819-1893), которого ценили такие взыскательные люди, как Л.Толстой и М.Салтыков-Щедрин. Прославился уголовно-бытовыми романами Н. Гейнце, а  писатель Р. Антропов - книжками о похождениях известного  русского сыщика И. Путилина. Властителем дум простолюдинов  был Н.Животов с  циклом «Тайна малковских трущоб» и другими  уголовными романами и повестями, которые  печатались  в расхожих газетах и тонких журналах.
Можно назвать имена А. Зарина с сочинениями о преступном мире Петербурга,популярного  А.Пазухина,  строчившего уголовные романы  на документальной основе. А так же «Русского Шерлок Холмса» И.Путилина, расследовавшего тысячи уголовных дел и  написавшего «Записки начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции», и  многих-многих  других.
               
 Да, среди них были как  великие  творцы-мастера, так и  подмастерья. Произведения большинства давно подвергнуты забвению, ибо были  рассыпаны по газетам, мелким журналам, и с тех пор  не переиздавались.В федеральных библиотеках страны  ныне  их книги зачастую утрачены или похищены, и  сохранились лишь у заядлых книголюбов. Биографии  таких писателей, известных в свое время, не исследованы и представляют для нас загадку. Неизвестно порою, кто скрывался за псевдонимами,  затерты временем даты их рождения исмерти…

 «Не все же Шекспиры и Гюго, не все же Пушкины и Толстые; читается и наш брат, скромный второстепенный и третьестепенный писатель, если он искренне и честно относится к делу», говорил автор «Петербургских трущоб» Всеволод Крестовский.

 Фактически неведом нам и писатель Николай Георгиевич Шебуев, создатель уголовных романов «Дьяволица» и «Берта Берс. В сетях шпионажа», изданных в 1915 году.

Роману «Дьяволица» присуща  некая причудливость сюжета с расчлененным трупом, метаниями героев в разгадке этого кровавого деяния, подозрении друг друга в причастности как к этому, так и к другим  жутким преступлениям. Автор мастерски создает атмосферу уголовной  таинственности, безотчетного беспокойства  главных героев, нередко перерастающего в истеричность  и кошмарный страх.
 
Нагнетая напряжение,  писатель умело вводит  тот или иной внезапный сюжетный поворот, по ходу действия добавляет тяжкие происшествия и убийства.Он обнажает  психологию поведения, душевное состояние  людей различных слоев в  чрезвычайныхситуациях. Приключения героев спрессованы в страшную мозаику,  не предсказуемы и запутаны, ужасное часто чередуется с забавным. Трудно упрекнуть автора в отсутствии живости и увлекательности повествования, которое весьма точно отражало жизнь  предреволюционной  России.

Следует сказать, что во времена  написания «Дьяволицы» пышным цветом расцвела в литературе  тема разгульной и развратной жизни,  бьющая  ключом в светском обществе Петербурга, Москвы, Варшавы, других крупных городов.   Книжные рынки  были  наводнены бульварными  эротическими изданиями,  полу-порнографическими повестями с  сочными названиями. В журналах и в газетных выпусках  смакуются любовно-уголовные приключения   шикарных проституток, гениальных воров и казнокрадов, аристократов-лиходеев и прочих проходимцев.   Наиболее циничные и непристойные издания все же  изымались  цензурой и уничтожались.

Вот и  Николай Шебуев, отдавая дань  периоду  декаданса и  разложения нравов, не прошел мимо жгучейполовой темы.  В «Дьяволице» он приоткрывает двери в  эксцентричный мир проституции и супружеских измен. Виртуозн и ярко комбинирует сцены  страстей, порока и насилия. Характерно, что даже заглавия частей «Дьяволицы» предвещают  злодеяния  и кровопролитие. При всех  трагических, а то и роковых эффектах, роман пропитан  своеобразным,  нередко черным  юмором, вызывающим  то улыбку, то усмешку.   

При прочтении видно, что центром повествования является не совершение преступления,  не погоня  и поимка коварного убийцы ловким  и умным сыщиком. А  разгадка, кто же в этой круговерти  событий и водовороте страстей, ошибок  и метаний является отправителем почтовых посылок с частями  трупа. Не откажешь автору  в неожиданной, после всех читательских треволнений,  оригинальной развязке. Все это придает «Дьяволице» некий оттенок пародийности на издаваемые многотысячными тиражами бульварные уголовные романы  того времени,  штампуемые издателями для любителей острых ощущений.

«Читатель, пораженный неожиданностями сюжета и занимательностью интриги, проглатывал роман и погружался в ту ужасную или пикантно-обольстительную бездну, которую раскрывал перед ним автор».
 Эти слова из дореволюционного издания  о французском писателе уголовного  «романа- фельетона»   К. Монтепене,  можно отнести и  к «Дьяволице», отвечающей вкусам массового российского читателя. Ибо роман  рассказывал  о   нравах и фактах, морали и быте обычных людей, окружающих и  хорошо знакомых   обывателю. И с ним, его друзьями могло вдруг произойти то же или подобное, что с  героями произведения.  Это и вызывало у  читателей особые эмоции,  чувства и переживания.

Кто же был он, неизвестный  нам Николай Шебуев, автор прочитанного  романа? Как он жил и творил, что примечательного случилось  на его  писательском поприще, как его труды оценивали современники?

 Судьба человека всегда значительнее его жизни, ибо она имеет особенность быть посмертной. Остаться жить в памяти  поколений, либо подвергнуться серому забвению. Особенно, если это судьба личности творческой, оставившей после ухода в мир иной  художественное наследие.

Январским морозным днем 1874 года в селе Шигалеево Казанской губернии  в семье профессора математики  родился Николай Шебуев. И никто, конечно, не предполагал, что этот малец станет  известным  прозаиком,  поэтом, журналистом и издателем. Шебуев окончил  курс юридического факультета Казанского университета. По  стезе правоведа не пошел, но приобретенные  на студенческой скамье знания  пригодились ему в журналистской и писательской карьере.

Хотя литературной деятельностью  Шебуев  начал заниматься с 1892 года, известность он  получил, будучи редактором, издателем и единственным автором сатирического журнала  «Пулемет».
Первый номер журнала вышел  в бунтующем 1905 году с  антиправительственными рисунками и сразу же попал в цель – в царя и генерал-майора Трепова, жестоко  подавившего восстание в Петербурге. Царь был настолько разгневан  чтением журнала, что скомкал его и швырнул на пол. Номер «Пулемета» конфисковали за «оскорбление императорского величества и дерзостное неуважение к верховной власти».А ищущего справедливости Шебуева осудили и засадили на один год в стылую Петропавловскую  крепость. Для успокоения горячего ума.


Однако издатель и  журналист не согнулся и не сломался. Ему, пишущему  в различных газетах и журналах под десятками псевдонимов, резко высмеивавшему   царское правительство, пришлось  пройти через 28 судебных разбирательств. « Кабинет его  очень часто помещался в тюрьме.Некоторые номера «Пулемета» и написаны были  в одиночном заключении».

 После выхода из крепости  Шебуев энергично берется за издание своей независимой «Газеты Шебуева».До Первой мировой войны он  издает журнал «Весна», в  котором  сотрудничали А.Куприн и  К.Бальмонт,  М.Пришвин  и Л. Андреев, И.Северянин и Н.Гумилев.  В своей жизни Шебуев по-дружески встречался с  художниками М.Врубелем, К.Коровиным, певцом Ф.Шаляпиным  и другими знаменитостями, о чем оставил  неопубликованные воспоминания.

В пораженном революцией 1917 году, уже известный журналист и прозаик Шебуев, работает в газете «Петроградский листок», читателями которой были в основном городские низы. И журналисты газеты стремились серьезно просветить эту аудиторию в те «окаянные дни».

  Имея свой взгляд на «власть предержащих», Шебуев критиковал и  императора Николая Романова и вождя большевиков  Владимира Ленина. Но после  захвата власти последними и разгона Учредительного собрания , он сменил риторику на более мягкую. Хотя и  продолжил писать о неправосудных арестах и расстрелах,  просчетах в самоуверенной политике большевиков, пока те не признали газету контрреволюционной и не закрыли ее.

В годы советской власти, чтобы выжить с семьей, он перешел к написанию  развлекательных сценариев для цирка и эстрады.В 1922 году в Москве вышла его книга  «Детские глаза», показывающая через рисунки детей восприятие ими окружающей жизни. В 1930 году в столице была  издана его «Москва безбожная». Однако былая слава писателя и публициста осталась в прошлом, за спиной.

Шебуев прожил немного, всего 63 года и скончался во вьюжном феврале 1937 года, прах его упокоился на Новодевичьем кладбище.

Николай Шебуев оставил после себя собрание сочинений в 6 томах, изданное в 1915 году  в Петрограде. Ранее, в  1903-1905 гг.  в Москве   вышел в свет  его  трехтомник «Негативы». Спустя столетие его роман  «Дьяволица» пришел к нам.
Представляя его жизнь и литературную деятельность,  полагаем, что дополним  список малоизвестных  нам  писателей  отечественного уголовного романа.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.