Сэмюэл Пайк. Почему мы огорчаем Духа Божия?
Сэмюэл Пайк (1755)
Как может верующий узнать конкретный грех или грехи, в результате которых он угасил Дух Божий? Это, несомненно, наиболее серьезный и важный для нашего опыта вопрос, для ответа на который нужна наибольшая верность и добросовестность и тому, кто спрашивает, и тому, кто пытается извлечь для себя выводы. Во многих случаях кажется очень трудным указать душе причины того, что она огорчила Духа. Тем не менее, я попытаюсь отнестись к этому вопросу максимально серьезно, чтобы, возможно, дать совет совести всякого человека пред Богом.
Мы должны действительно признать, что Господь может, с мудрыми и святыми целями, лишать Своих людей тех утешений, которыми они были благословлены, вне непосредственной зависимости от какого-либо конкретного греха или грехов, совершенных ими. Иногда это совершается скорее для предупреждения греха или его раскрытия, чем как наказание за него. Но в целом оставленность Богом обычно бывает с нами из-за какой-то неправды, в результате чего Святой Дух был опечален, и обязанность и дело каждой облагодатствованной души, когда она оказывается лишена тех утешений Божественной любви, которыми она обычно пользовалась - задать серьезный вопрос: почему Господь вступает в тяжбу со мною? И на всех таких случаях у нее есть основания подозревать саму себя как причину своих жалоб. Таким образом, святой псалмопевец, кажется, видит ревность Божию над собой, когда он говорит: "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и посмотри, правы ли пути во мне, и направь меня на путь вечный" (Пс.139.24 KJV).
Этот вопрос может быть понят в уже знакомом нам свете самоанализа. Верующий, который может ходить в свете Божьего лика, и под оживляющим влиянием Его Духа, не всегда испытывает такое духовное расположение, какое мог бы. Он может чувствовать, что он падает, его вера слаба, его утешение почти исчезло, его благодатные дары не ощущаются, и несмотря на все его попытки молитвы и добрых дел, он не может прийти к тому утешительному состоянию души, которым он когда-то обладал, и поэтому он вопиет вместе со святым Иовом: "о, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня, когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы" (29.2-3). Или, как в другом месте: "Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю" (23.8-9). Такова его печаль и жалоба, и верующий хочет знать причину, почему с ним произошло таким образом. Чувствуя, что Дух удаляется, он видит наибольшие основания подозревать, что он огорчил Его. Когда он доходит до поиска, он может быть, впервые с тех пор, как он знает себя, осознает, что он был избавлен от грубой безнравственности и чудовищных преступлений; по этой причине он не может быть уверен, каковы конкретные грехи, за которые он, таким образом, испытывает посещение Божие. Если по размышлении на самом деле верующий считает, что он впал в какой-то тяжкий грех сердца или жизни - в таком случае он не может не знать причину посещения. Так Давид, после совершения двойного греха убийства и прелюбодеяния, не мог не видеть причины того, что его душа истерзана, а утешение потеряно, и поэтому взывает: "Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня" (Пс.50.11-14). Итак, если вы осознаете что-то злое в вашей практике, или злонамеренное невыполнение обязанностей, не удивляйтесь, если животворящее и утешительное влияние Божественного Духа на вас приостановлено. У нас есть общее правило, изложенное в 1 Иоан.1.6-7, которое мы должны вспомнить, если озабочены в данном случае. "Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине. Но если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Отсюда мы можем сделать вывод, что обманчивы все утешения, которые согласуются с практикой греха и любовью к нему, и что лишь те, кто готовы ходить с Богом, могут ожидать радостного общения с Ним. Данное положение дел следует воспринимать именно в этом свете. Возможно, ты не будешь ничего чувствовать, никакого восторга и удовольствия в исполнении духовных обязанностей, как и духовного расположения, которым ты имел обыкновение наслаждаться; и отсюда ты можешь сделать вывод, что ты так или иначе огорчил Духа, но ты не можешь быть уверенным, каким образом это было сделано, потому что твоя совесть не обвиняет тебя в какой-либо явной безнравственности или упущениях. По внимательном рассмотрении ты всегда увидишь обилие растления в своем сердце, но можешь не уяснить конкретный грех, являющийся основанием твоей нынешней жалобы. Ты хочешь поэтому узнать, как открыть ее, чтобы грех мог быть приведен ко Кресту Христову и распят на нем.
Первое и главное, что следует рекомендовать для ответа на этот вопрос - это, несомненно, долг самоанализа. О безутешный верующий, открой сердце твое, посмотри в него, так глубоко, как можешь, и в то же время проси Бога, чтобы Он расмотрел и испытал тебя, и управил сердце твое. Возможно, если ты поищешь и будешь спрашивать таким образом, и приложишь все усилия, ты все еще будешь в недоумении, не видя того конкретного греха, за который ты теперь посещаем. Ты спросишь тогда: что может дать это правило? Но на это придется ответить, что если ты сам не считаешь самоанализ возможным, то кто другой выполнит его за тебя? Поэтому я позволю себе призвать всех реально и серьезно вникнуть в себя, а затем предоставить результаты на суд совести. Позвольте же мне дать три или четыре наставления, которые могут помочь вам обратить внимание на конкретные грехи, за которые Бог, возможно, вразумляет вас.
1. Если речь идет о грехе, который был непосредственной причиной ваших нынешних тягот и который мог возобладать над вами, то очень вероятно, что он был причиной вашего посещения. Оглянитесь поэтому и заметьте, когда и как вы попали в это положение. Возможно, как раз в тот момент, когда началась ваша беда, вы лишились терпения или, возможно, стали злоупотреблять теми утешениями, которые у вас были. Супруг в Песни Песней, кажется, понимает, что есть грех, который огорчает Духа. "Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно" (2.7). Если вы были на некоторое время благословлены Божиим присутствием и светом Его лика, но стали заноситься этими духовными привилегиями и в то же время пренебрегать ими, или упускать свой долг, желая по-прежнему наслаждаться ими, или, возможно, допустили в себе подъем того или иного растления, и сразу же после этого Дух удалился и оставил вас в темноте и тесноте, или в холодности и безразличии, если это так, вы можете быть вполне уверены, что совершили конкретное преступление, которое оскорбило Духа.
Отметьте далее грех, который наиболее преобладает в вашем нынешнем положении. Вы сможете это сделать после небольшой проверки. Как правило, это грех, который привел к вашему отступлению и продолжает его, и если он приобрел такое преимущество, что удалил от вас Духа, то это значит, что сейчас он бушует и торжествует, и растет все сильнее и сильнее при вашем бедственном опыте, в котором вы, возможно, узнаете, что это грех, который лежит на дне ваших нынешних жалоб.
2. Если ваш грех, каким бы он ни был, не раскаян и не прощен, у вас есть большой повод думать, что это то, что вызвало и продолжает Божие возмущение. Возможно, что в вашей нынешней тьме вы посмотрите в свои сердца и найдете множество зол и грехи, преобладающие в ваших душах. Чем больше вы смотрите, тем больше вы видите растление в ваших душах, в ваших собственных сердцах, мерзости, которые работают внутри вас, и если в вас есть такие вещи, вы неизбежно найдете конкретные причины своих бедствий. И после всех ваших поисков вовсе не маловероятно, что вы сможете заметить то, чего не могли понять раньше. Те грехи и искажения, которые вы, скорее всего, готовы исправить, таковы, что вы понимаете их, плачете и молитесь против них, но, возможно, ваше отпадение от Бога вызвало что-то другое. Грехи, которые известны вашей душе и за которые вы постоянно обвиняете себя - это то, что у вас есть наименьшее основания подозревать здесь, потому что с тех пор, как вы видите их, есть счастливый знак, что Дух присутствует с вами, как Дух смирения. Посмотрите поэтому дальше, и убедитесь, что вы не оправдываете свой грех и стремитесь устранить хотя бы некоторые из этих зол, которые находятся в вашем сердце и жизни, и стараетесь сбросить с себя вину за них. Если только вы можете наблюдать этот настрой по отношению к любой неправде, вы можете сразу же выявить вину этого конкретного греха. Например: вы виновны в пренебрежении тайными, семейными или общественными обязанностями, или в невыполнении их. Были ли вы небрежны в соблюдении субботы, в общинном или частном поклонении Богу? Предались ли вы какому-либо пороку или мирской суете? Возможно, в этих случаях ваши сердца говорят: «Это правда, я иногда пренебрегал тайной молитвой и вступал на пути мира, но я забывал о молитве, поскольку мое сердце не было расположено к ней, или потому, что у меня не было возможности молиться, и я становился мирским, поскольку у меня не было иного выхода". И, таким образом, ваши умы склонны смягчить ваши преступления; вы склонны оправдывать свою халатность или безразличие, и это ясно показывает, что эти грехи получили преобладание в вас, и поэтому вы можете принять как должное, что они есть те беззакония, за которые вы теперь посещены Богом.
3. Те грехи в вашоем сердце и жизни, в которых вы найдете наибольшее нежелание противостоять им, есть грехи, которые вызывают или продолжают вашу оставленность. В вас есть много растления и искушений, стремящихся привести вас в то, что противоречит закону или Евангелию. С некоторыми из них вы можете бороться, подвизаться и молиться против них, другие из них настолько приятны для вашей плоти, или так подходят для ваших склонностей, что вы не можете найти в своем сердце никакого сопротивления им; тогда вы можете принять как должное, что таковые лежат в основе ваших духовных жалоб.
4. Грехи, за которые вам стыдно и в которых вы не желаете от души признаться перед Господом, есть те, которыми огорчается Дух. Посмотрите внимательно в свои сердца, и, возможно, вы найдете там грех, совершенный вами, тайну которого вы пытаетесь хранить в своей груди. Вы не можете признаться в нем с истинной свободой и искренностью, и если вы пытаетесь перечислить грехи ваши перед Господом на пути исповеди, возможно, есть один-два из них, оставшихся в вашей памяти, в которых вы сами не желаете признаться, так они грешны, и, возможно, ваша совесть однажды напомнит это. В этом случае знайте в вашей совести, что вы не можете откровенно признаться в этом грех перед Богом, потому что ваше сердце пленено им, и вы не готовы расстаться с ним. В таком случае вам не надо недоумевать, что именно скрывает от вас свет Божьего лица. Тогда молитесь и боритесь с этим грехом, который вы найдете, таким образом, пронзающим вашу душу, и однажды вы будете избавлены, и Дух жизни и утешения вернется к вам. У нас есть четкий пример этого в Пс. 31.5, где мы находим, как сам псалмопевец удерживал себя от откровенного исповедания, и, пока он, таким образом, молчал, его вина и его горе оставались и росли, но как только он сказал в сердце своем: "признаю мой грех Господу" - Бог простил ему грехи его.
Таким образом я пытался, самым простым и верным образом, каким только мог, привести вас к познанию этих грехов, которые являются причинами ваших духовных жалоб. Очевидно, по самой природе вещей, что это те грехи, которые произвели разделение между вами и Богом. Те беззакония, что вы действительно ненавидите, оплакиваете, исповедуетесь в них пред Господом и несете их ко Кресту, чтобы распять на нем, не есть грехи, которые поддерживают расстояние между Богом и вами: но те беззакония, будь то духовные или внешние, в сердце или жизни, к которыми вы имеете привязанность и не можете от души осудить себя за них, не можете признаться в них без остатка перед Господом, принести их ко Кресту и распять, не можете найти в своих сердцах сил, чтобы энергично противостоять им - они должны по необходимости производить разделение между Богом и вами. Таковы беззакония, которые особенно раздражают Бога; это грехи, которые ожесточают сердце, вводят в оцепенение совесть, и бросают тень на душу. И помните, что вы никогда не можете ожидать возвращения Божьей жизни и утешения, пока вы не откроете эти грехи, не начнете сердечно молиться против них и не побежите к Господу Иисусу Христу, чтобы Он покорил эти грехи и помиловал вас.
Позвольте мне закончить эту тему самоанализа, дав несколько необходимых и важных советов в целом.
1. Остерегайтесь смягчать или оправдывать любой грех. Кто скрывает свои преступления, не будет иметь успеха. Но пока это то, чему мы очень подвержены. Когда мы находимся под искушением любым пренебрежением к своему долгу, наши растленные сердца всегда будут готовы привести много оправданий. Они скажут нам, либо что обязанность слишком трудна для нас, либо что мы не в силах ее исполнить, либо что это ничего нам не даст. Таким образом, мы часто предаемся преступной лени, от которой Господь пытается уберечь нас. И не удивительно, если Дух нас оставляет и мы скоро чувствуем печальные последствия этой духовной лени, если наше общение с Богом будет прервано, растление получит преимущества и Бог оставит наши души.
Опять же, если мы стали пренебрегать нашим долгом, наши греховные сердца приступят к тому, что будут облегчать нашу вину, и делать какие-либо оправдания ее, чтобы помешать нам свободно признать свой грех и покаяться в нем, и, таким образом, мы все более ожесточаемся и становимся небрежными, и, огорчив Духа, все более огорчаем Его, и разделение между Богом и нашей душой продолжается и расширяется. То же самое можно сказать и об искушении к совершению греха. Наши плотские сердца будут представлять беззаконие, как очень малое или как очень приятное, для того, чтобы побудить нас последовать искушению, и когда мы на самом деле обольщаемся и увлекаемся собственными похотями, похоть зачинает грех, а грех приносит смерть.
О, страшная тенденция оправдывать и смягчать грехи! Именно это печальное расположение невозрожденных людей держит их под властью своих похотей; именно это мешает им видеть опасность своего состояния; именно это также делает их постоянно небрежными, лишает всякого интереса к благодати и праведности Христа и вводит в заблуждение их души множеством тщетных и опасных надежд. Та же наклонность, когда она появляется, и в какой-то мере преобладает в хорошем человеке, особенно раздражает Бога и лишает верующего всех его утешений и духовности, делает его все более и более плотским, и так производит и усиливает его оставленность.
Поэтому будем остерегаться смягчать любую вину, и давайте лучше стремиться к обострению ее в себе. Это правда, что обострять свои собственные грехи очень неприятно плоти и крови, и часто это ломает нашу радость. Но все же это необходимая работа, необходимая для нашего смирения, и необходимая, чтобы держать нас в любви и расположении нашего милостивого Бога. Никто не видит сильнее злостность греха, чем тот, кто имеет близкое и утешительное хождение с Богом.
2. Будьте бдительны в отношении ухищрений сатаны и обольщения наших сердец. Мы не можем иметь более сильный призыв этого необходимого долга, чем то, что может быть выведено из сказанного. Ибо здесь мы видим, что дьявол и наши собственные сердца будут использовать все возможные средства, чтобы скрыть от нас конкретные грехи, которые являются наиболее вредными и опасными для наших душ. Неужели же мы хотим страдать и иметь огорчение в наших умах, чувствуя явное неудовольствие Божие? Сатана и наша растленная природа несомненно попытаются озадачить нас тем, что мы не знаем, для чего Господь так поступает с нами. Наши ошеломленные умы будут осуждать нас за любой другой грех, кроме того, что находится на дне нашего духовного бедствия, и наше неверие будет пытаться ввести нас в отчаяние, потому что мы не будем знать, что происходит. Мы будем осуждать себя за растление, которое мы видим, плакать и молиться против него, в то время как основа тяжбы между Богом и нашими душами укроется за нашим самооправданием. Вот наиболее замечательные свидетельства, что лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено! Здесь мы видим необходимость тщательного самоанализа и Божественного просвещения, для достижения знания о нашем положении и об основании наших жалоб. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. После тщательного поиска, в соответствии с вышеуказанными правилами, вместе с молитвой о Божьем научении, вы сможете увидеть грех, который больше всего досаждает вам, и который приобрел наибольшую прочность в ваших душах.
Выяснив особый грех или грехи, которые вызывают или увеличивают разделение между Богом и вашими душами, откроем, что является самым отвратительным и вредным в нашем сердце. Наименьший грех, не раскаянный и не оставленный нами, становится тем самым самой печальной мерзостью. Выясните поэтому, как он работал, и работает, в ваших душах. Разве не загрязнены из-за него ваши души, не ослаблена данная вам благодать, не отошла ваша духовная сила и радость? Разве грех, которому вы предаетесь, не уничтожает искренность вашей исповеди и чистоту ваших молитв? Можете ли вы честно признать его, или сердечно молиться против этого беззакония, которое пронзает ваши сердца и заставляет Бога отворачиваться от вас? Опять же, рассмотрим, как раздражает это благого Бога - если Он видит, что вы скрываете врана в своем лоне, и не желаете, чтобы он был найден! Конечно, вы не можете тогда даже задаться вопросом, почему Господь отворачивается от вас. Он делает это справедливо, вы обязываете Его к этому, и Он никогда не сможет без ущерба для Своей чести восстановить ваше утешение, пока вы не дойдете до того, что возненавидите грех, исповедаете и будете оплакивать его. Просите поэтому, чтобы Божий Дух обличил вас в грехе, и показал вам все больше и больше греховность этого конкретного беззакония и снисходительность, которая лежит в глубине вашего сердца, чтобы вы могли увидеть, как все это отвратительно, и почувствовать, как это вредно для вас!
4. Принесите беззаконие ко кресту Христа на распятие там. Грех будет жить везде, но не под Крестом Христовым. Вы можете увидеть свой грех, можете бороться, бодрствовать, молиться против него, и он будет по-прежнему преобладать и поддерживать расстояние между Богом и вами, пока вы не будете проявлять веру в Кровь Христа для прощения и умерщвления плоти. "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5.24).
Но вы, может быть, спросите: «Что это значит - принести грех ко кресту, и распять его там?". Я отвечаю, что это содержит следующие вещи.
1. Понять, что греховность греха привела к смерти Христа. Вы можете увидеть, как много зла в нем, глядя в святой закон, и наблюдая, как грех загрязнил ваши собственные сердца, но все это само по себе не избавит вас от греха. Посмотрите же на Крест Христа, но то, как Он страдал, истек кровью, умирал, и был под гневом Отца, когда грех был вменен Ему; так вы можете оплакать свой грех и возмутиться против него сильнейшим образом. Это будет наиболее действенным средством заставить вас по-настоящему стыдиться своего греха и оплакивать его с благочестивой, евангельской печалью.
2. Поймите, что каждый грех, которому мы предаемся, распинает Сына Божия заново. Уступая беззаконию, скрывая его в своих сердцах, наслаждаясь мерзостью, вы сами виноваты, не только в нарушении закона, но в том, что не цените кровь Завета. Но если Христос умер за грехи, то как же мы будем коснеть в них? Мы можем теперь принести их ко кресту Его и распять; почему же мы предаемся греху, который так удаляет наши сердца от Господа?
3. Возложим же вину наших грехов на искупление Христа по вере. Разве мы теперь не видим себя крайне виноватыми и отвратительными? Разве мы не стыдимся и не гнушаемся сами себя за наши мерзости? Теперь мы на опыте знаем, что ничто, кроме бесконечного искупления, не может обеспечить нам прощение. Убедимся же, что искупление, которое совершил Христос, удовлетворило Божию справедливость, что только оно достаточно для нашего прощения: и давайте теперь постараемся ответить на вызовы нечистой совести Кровью Иисуса Христа. Таким образом, если мы должны получить Божественное прощение нашей совести, то только так мы обретем мир и примирение с Богом. И тогда мы восстановим Его утешение и радость спасения, и Он оживит наш свободный дух.
Как несчастен верующий, пока он лежит под виной непрощенного греха, в то время как растление и неверие его сердца удерживает его от свободного исповедания в этом! Он потерял всю свою радость, все общение с Богом, всю пользу от Его установлений! Сейчас он тонет в глубоком болоте, где нет твердой почвы, он вошел во глубину вод, его увлекает потоп. Но когда он видит свой грех и вину, и облегчает свою совесть применением к себе Крови Христа, его душа облегчается, его сердце очищается, его духовная свобода восстановлена, и добрый Бог возвращается к нему милостью и щедротами.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №215061000076