Ковалевский Антон Викентьевич

Родился  в  1909  (1908)  году  в  Черепаново  Новосибирской  области  (Россия).  Поляк.  Занимался  планеризмом,  был  начальником  планерной  станции.  Смастерил  планер  собственной  конструкции,  за  что  получил  премию  в  500  рублей. 
В  РККА  с  1927  года. 
Окончил  летную  школу  в  Вольске,  затем  Оренбургскую  школу  пилотов  и  летчиков-наблюдателей  в  1931  году,  после  чего  получил  назначение  в  особую  авиационную  бригаду  при  Военно-воздушной  академии  им.  Жуковского  на  должность  инструктора  летного  обучения.  Установил  несколько  рекордов  при  полетах  на  большой  высоте  и  прыжков  с  парашютом.

     «…Это  было  25  июня.  Ровно  в  13  часов  в  воздух  поднялся  самолет  «Р-5»,  пилотируемый  летчиком  Ковалевским,  имея  на  борту  летчика-наблюдателя  Аминтаева.  Командиры  и  слушатели  академии  стояли  на  аэродроме  до  тех  пор,  пока  самолет  не  скрылся  из  виду.
     А  в  это  время  два  отважных  летчика  шли  все  выше  и  выше.  Через  некоторое  время  они  уже  были  на  высоте  8.126  метров.  На  эту  высоту  без  кислородного  прибора  еще  никто  не  забирался.
     Это  новая  победа,  завоеванная  советскими  летчиками,  наглядно  показывает,  насколько  быстро  овладевает  авиационной  техникой  советская  молодежь.
     Летчик  Ковалевский  и  летчик-наблюдатель  Аминтаев  относятся  к  нашей  растущей  молодежи.  Оба  они  родились  в  1908  году.
     Комсомолец  Ковалевский  в  авиации  с  1927  года.  Он  один  из  лучших  летчиков  части,  которой  командует  тов.  Ионов.  Как  лучший  ударник,  прекрасно  овладевший  техникой,  он  занесен  в  книгу  почета.  Ковалевский  совершил  пять  высотных  прыжков  с  высоты  6.000  метров.  Прекрасные  физические  данные  позволили  ему  отлично  переносить  трудности  высотного  полета. 
     -  Мой  потолок,  -  говорит  он,  -  значительно  выше.
     Вот  что  рассказывает  о  своем  замечательном  полете  тов.  Ковалевский:
     -  Ясное  небо.  Видимость  земли  прекрасная.  Изредка  землю  заслоняли  маленькие  облачка,  но  ненадолго. 
     Самолет  упорно  пробивался  сквозь  ветер  вперед.  Альтиметр  показывает  потолок  -  6.500  метров.  Дышать  становится  немного  труднее.  Проверяю  по  часам  -  идем  ровно  40  минут.  Дальше  самолет  набирает  высоту  уже  с  пониженной  скоростью.
     Температура  минус  38.  Высота  8.000  метров.  Однако  самочувствие  прекрасное.  Смотрю  в  зеркало,  оказывается,  лицо  у  меня  побелело  от  мороза.  Начинаю  оттирать  перчаткой  -  больно.  Снимаю  -  начинают  мерзнуть  руки.  В  это  время  теряю  высоту.  Бросаю  оттирать,  набираю  снова  высоту  до  8.200  по  альтиметру. 
     Мотор  начинает  чихать,  винт  останавливается  -  не  хватает  бензина.  Аминтаев  показывает  знаками,  чтобы  я  шел  выше.  А  я  показываю  на  винт,  который  беспомощно  повис.  Перехожу  в  планирование.  Условия  трудные.  Справа  -  огромный  лесной  массив.  Слева  -  озеро,  которое  тянется  на  15  километров,  и  только  под  самолетом  узкая  полоска  поля.  Принимаю  решение  спланировать  на  лес.  Расчет  оказался  правильным.  Благополучно  приземляемся…»
     (Из  газеты  «Красная  Звезда»,  28  июня  1935  года)      

В  звании  старшего  лейтенанта  командовал  отрядом  в  1-й   легкобомбардировочной  авиационной  эскадрилье  Московского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  сентября  (26  октября)  1936  года  по  1  февраля  1937  года  в  качестве  пилота  истребителей  Ньюпорт-52,   Лоир-46  в  истребительной  авиационной  эскадрилье  «Испания»,  затем  пилота  И-15  в  1-й  истребительной  авиационной  эскадрилье. 
Имел  псевдонимы  «Капитан  Казимир»,  «Казимиро»  и  «Бенгольд».  За  невероятную  храбрость  его  называли  также  «Красным  дьяволом».
Всего  в  Испании  сбил  3  самолета.  По  другим  данным  сбил  5  самолетов.
В  полдень  1  февраля  1937  года  в  воздушном  бою  над  Малагой  с  итальянским  бомбардировщиком  Савойя-Маркетти-81  был  подбит  и,  вероятно,  ранен  ответным  огнем  бортового  стрелка.  Пытался  совершить  посадку  на  аэродром,  но  зацепил  крылом  за  дерево,  упал  и  сгорел  в  самолете.  Похоронен  на  городском  кладбище  города  Малага  (Испания).

Список  известных  воздушных  побед  А.  В.  Ковалевского:
00.09.1936     1     Ю-52               Испания                лично
00.00.1936     1     Хе-51              Испания                лично
00.00.1936     1     Хе-51              Испания                лично
01.02.1937     1     Савойя-81       Алаурин  де  Гранде              лично 

Награжден  орденом  Красного  Знамени  (02.01.1937).


Рецензии
В.В.Пузейкин в своих воспоминаниях (сб. «Ленинградцы в Испании») писал: «И.И.Копец прибыл в Испанию в сентябре 1936 года в числе первых, вместе с летчиками-истребителями Евгением Ерлыкиным и Антоном Ковалевским, воевавшим под псевдонимом Казимир».
А вот еще более конкретно:
«В середине сентября в Испанию прибыли первые советские авиаторы: летчики-истребители, бомбардировщики и штурманы. Летчики А.В.Ковалевский, И.И.Копец, Е.Е.Ерлыкин, командовавшие на родине авиационными отрядами, во главе с П.И.Пумпуром стали первыми истребителями, включившимися в боевую работу в Испании.» (Сергей Абросов. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936-1939 гг. – 2008 г., стр 33)
Поэтому Ковалевскому 26 октября как начало работы в Испании совсем не соответствует.

Ирина Башутина   15.10.2020 22:13     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за уточнение! На всякий случай, я оставил оба варианта...

Олег Каминский   15.10.2020 22:26   Заявить о нарушении
И еще, продолжая воспоминания летчика-истребителя В.В.Пузейкина:
«Одновременно с первыми истребителями приехали в Испанию и летчики-бомбардировщики В.Хользунов, Г.Тупиков, Э.Шахт, П.Джибелли».
У вас на странице Э.Г.Шахта – «Участник боевых действий в Испании с 11 сентября 1936 года». Вот 11 сентября может быть и есть начало командировки всей группы?

Ирина Башутина   15.10.2020 22:26   Заявить о нарушении
Что ж, вполне возможно...

Олег Каминский   17.10.2020 06:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.