22. Рекомендации к администрации городов

Очень важно понимание наркомании, как социальной, возвратной болезни.  Поэтому нужны постоянно действующие универсальные программы профилактики наркомании.
Приведем наилучшую на наш взгляд программу по профилактике наркозависимости Центра профилактики наркомании г. Санкт-Петербурга, опубликованную вместе с программой нашей группы авторов в сборнике «Профилактика негативных явлений в молодежной среде», вышедшем из печати в г. Ростове на-Дону, в типографии «Астролон» в 2002 году. Авторы программы правильно поняли, что основная информация о действии наркотических веществ приходит к подросткам от сверстников, друзей, поэтому они ей верят. Эта информация положительна, так как в начале подростки обращают внимание только на первые необычные  моменты употребления наркотиков. Этот период - «медовый месяц» наркомании. Это – как сыр в мышеловке! Подростки еще не испытали последующего негативного воздействия наркотика. 
Воздействовать на молодежь и остановить эпидемию наркомании можно только усилиями самой молодежи! Каждый подросток, начинающий употребление наркотиков, по цепной реакции передает желание употреблять наркотики своим друзьям и знакомым. Так гласит математический закон эпидемии наркомании! Такую же цепную реакцию могут создать те, кто знает правду о механизме действия наркотических веществ и  говорит об интересах молодежи без наркотиков. Это – единственный путь преодоления эпидемии наркомании! Такой же стратегии придерживается и наша группа авторов этой книги и участников РРО Движения «Остановим наркотики!». Наш Европейский проект называется «Молодежь для молодежи».

 «Программа по профилактике наркозависимости для подростков и молодежи «Молодежь против наркотиков» ЦЕНТРА ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ г. Санкт-Петербурга.
Основную ин­формацию о наркотиках (55%) подростки получают от своих друзей. Ей они доверяют, хотя она носит мифологизированный характер и способствует формированию неадекватного отношения к наркотикам. В результате только 12% детей в возрасте от 14 до 18 лет имеют осознанную мотивацию на отказ от наркотиков, т.е., девять из десяти подростков  относятся к группе риска. Формированием негативного отношения к употреблению наркотиков в подростковой среде могут заниматься специально подготовленные подростковые лидеры, владеющие достоверной информацией, установками безопасного поведения, и транслирующие их в ходе общения со сверстниками.
Цель программы: - создание и поддержка молодежного движения, направленного на противодействие росту злоупотребления наркотиками.
Задачи программы:
1) Провести подготовку специалистов-тренеров из числа психологов, работающих в образовательных учреждениях для развертывания про­граммы «Ровесник - ровеснику».
2) Силами тренеров провести подготовку молодежных лидеров, способ­ных реализовать программу в школах, училищах, подростковых и мо­лодежных клубах.
Предполагается подготовка в двух направлениях:
•   Информационная подготовка.
•   Коммуникативная подготовка.
3) Создать условия, позволяющие молодым людям вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня потребления наркотиков молодежью:
•   Обеспечить наличие должного информационного фона.
•  Скорректировать отношение к проблеме взрослых, составляющих ок­ружение подростка - работников системы образования и родителей.
• Дать взрослым, окружающим ребенка, необходимые знания о проблеме и навыки поведения, обеспечивающего поддержку со стороны взрослых при реализации программы.
• Дать возможность подросткам, вовлеченным в реализацию проекта, участвовать в программе сопровождения и поддержки.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I. Подготовительный:
• Проведение семинара на базе РОНО для администраций учебных     заведений.
Цель: добиться понимания проекта со стороны директоров школ. Заручиться их поддержкой.
 П. Обучение школьных психологов, оказывающих психологическую помощь детям.
• Проведение  семинара «Роль  психолога  в  программе  «Молодежь против наркотиков».
Цель: обеспечить понимание роли психолога в проекте.
• Проведение тренинга навыков работы с молодежной группой.
Цель: обучение формированию в подростковой среде групп подростковых лидеров; обучение работе с группами молодежных лидеров.
     Содержание работы:    
• дать достоверную информацию о наркомании и алкоголизме,      
• помочь специалисту справиться с собственными сомнениями по поводу этих проблем,
• дать рекомендации по программам формирования здорового образа жизни,
• привести варианты занятий в молодежной группе для формирования навыков безопасного поведения; умения ответить "нет", осознания своего поведения,
• приобрести навыки проведения занятий по профилактике наркомании и алкоголизма,   здоровому  образу  жизни.
• Установить сроки  реализации.
Программа предусматривает работу с молодежью в течение всего года: в учебное время - в образовательных учреждениях, летом - в оздоровительных и трудовых лагерях.
 III. Формирование и обучение групп молодежных лидеров.
Целевая группа: неформальные школьные лидеры 13 -14 лет (7 - 8 класс); и 15 -16 лет (9 - 10 класс). В каждой школе подключается для работы в проекте 10 -12 лидеров.
      Содержание работы:
• Отбор неформальных лидеров с учетом следующих критериев:
A) авторитет в глазах сверстников.
Б) авторитет взрослого (психолога) в глазах лидера.
B) собственное негативное отношение к употреблению наркотических средств.
• Проведение   для   молодежных   лидеров   программы   обучения   работе в проекте.
• Совместный     выбор     системы     поддержки, пригодной для данного учреждения.
VI. Обеспечение сопровождения и поддержки.
1. Работа с родителями.
• Члены родительских комитетов школ, вовлеченных в проект.
• Родители, не входящие в родительские комитеты.
 Содержание работы
1) Проведение тематических собраний для родителей учащихся 8-11 классов. Внимание родителей акцентируется на наиболее актуальных для данного возраста аспектах проблемы.
 Цель программы: родители должны знать об опасности либерального отношения подростков к употреблению наркотиков, и то, на что нужно обращать особое внимание, как формировать отношение к наркотикам у своего ребенка, как вести себя в опасных ситуациях.
Содержание программы: два цикла родительских собраний (осень - весна).
7-8 класс - «Как формировать отношение к наркотикам у своего ребенка»;
9 класс - «Как не допустить опасных экспериментов»;
10-11 класс - «Как помочь своему ребенку противостоять наркотикам».
2) Внедрение программы «Шаг за шагом от наркотиков» - обучение системе воспитания подростка, способной защитить его от пристрастия к наркотикам.
2. Работа с сотрудниками образовательных учреждений:
2.1 Работники образовательных учреждений.
2.1.1 учителя-предметники.
2.1.2. классные руководители.
2.1.3. администрация образовательных учреждений.
2.1.4. школьные психологи и социальные педагоги.
2.2. Работники районных управлений образования и научно-методических центров (НМЦ).
2.2.1. районные методисты по предметам.
2.2.2. инспектора РУО.
2.3. Психологи, социальные педагоги и работники социально-психологических центров.
3. Информационно-просветительские программы:
Для учителей-предметников и классных руководителей - проведение тематических педагогических советов и бесед с учителями.
Цель программы - привлечение внимания к проблеме наркозависимости.
Со­держание программы - информирование педагогов о существующем в подростковой среде отношении к употреблению наркотиков, путях его формирования и способах изменения, о способах выявления группы риска и работы с ней, о формах помощи семьям. Рассказ о принципах и формах ведения профилактической работы для разных возрастных групп.
Образовательные программы:
Для учителей биологии, валеологии и ОБЖ - обучение формам ведения профилактической работы через учебный предмет.
Цель программы: продемонстрировать возможности ведения профилактики через предмет. Обучить формам ведения такой работы, организовать обмен опытом.
Содержание программы - цикл лекционных, практических и семинарских занятий, содержащих информационный блок, создание «банка идей».
Механизм реализации - программа может быть реализована в рамках плановой работы методических объединений учителей-предметников на базе районных НМЦ и при прохождении учителями курсов повышения квалификации на базе УПМ.
Для заместителей директоров по воспитательной работе - обучение правилам  организации системы работы по профилактике наркозависимости в учебном заведении.
Содержание программы –
информационный блок: обзор наркоситуации, изложение принципов построения профилактической работы в системе;
практический блок: определение ресурсов и возможностей, построение стратегии профилактической работы. Через 2 - 3 месяца - семинарское занятие и обмен опытом.
Механизм реализации - программа реализуется в рамках системы плановой работы на уровне РУО или при прохождении курсов повышения квалификации УПМ.
Для школьных психологов, социальных педагогов и коллективов районных СПС - обучение основам и принципам  ведения семейного консультирования, групповой работы с наркозависимыми, особенностям индивидуального сопровождения подростков, склонных к употреблению наркотиков.
Содержание программы:
1 этап - проведение тренинга по формированию отношения к проблеме зависимости;
2 этап - семинар-практикум по обучению основам практической работы с наркозависимыми и склонными к употреблению наркотиков;
3 этап - семинар-практикум по профилактике;
4 этап - начало практической работы и организация обмена опытом.
Механизм реализации - методические объединения при НМЦ, учеба работников СПС.
4. Программы поддержки для молодежных лидеров.
• Проведение конкурса «Дети города - против наркотиков».
• Проведение специальных молодежных акций, дискотек.
• Проведение специальных информационных акций в СМИ, в первую очередь на FM радиостанциях и в молодежных газетах.
• Поощрение участников проекта и проведение конкурса среди участников проекта.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Создание информационного и эмоционального «поля», способного выступать для подростков в качестве фактора защиты от наркотиков и агрессивной наркогенной среды, обеспечить максимально низкую вероятность приобщения подростка к наркотикам и минимизировать тяжесть последствий, наступающих от знакомства с наркотиками.
Так, на формирование отношения подростков к наркотикам повлияет:
• Возможность молодых людей самостоятельно влиять на ситуацию, связанную с употреблением наркотиков,
• Понимание взрослыми позиции и действий подростков,
• Достоверная информация, предоставляемая через учебные предметы,
• Сформированное отношение педагогов к проблеме наркозависимости и возможность аргументировать это отношение,
• Возможность в стенах школы получить помощь и поддержку специалиста,
• Согласованность в подходах и действиях между педагогами и родителями,
• Информированность родителей».

Авторы программы прекрасно владеют подходами к организационным проблемам, их разработки можно использовать для изменения ситуации с наркоманией в любом городе.
От своей группы авторов добавим, что:
1. Основная задача мирового сообщества в вопросах снижения спроса на наркотики -  задача повышения уровня осведомленности населения о механизме действия наркотиков и вреде, наносимом ими здоровью человека и его социальным связям. Возможны создание учебных телевизионных программ по этим темам и проверка с помощью обратной связи эффективности всех проводимых мероприятий.
2. Нужно активизировать просветительскую работу по разъяснению механизма действия наркотиков, включить эту информацию в образовательные программы при рассмотрении тех разделов различных предметов, в которых возможно на основе изучаемого материала разъяснение вредоносности наркотиков без выделения для этого дополнительных часов.
3. Необходимо внедрение в школьную практику интерактивных занятий, что позволит охватить все подростковые группы и активизировать молодежь.
4. Наша книга дает в руки учителей, родителей и тех подростков, которые не хотят принимать наркотики, огромный запас аргументации против употребления наркотиков.
5. Необходимо создание службы помощи при подозрениях на первые пробы наркотиков, чтобы там можно было бы сделать бесплатный анализ на содержание наркотиков, получить консультации, пойти на сеансы психокоррекции. Важно получить точную информацию о первых приемах наркотиков подростком, предупредить прогрессирование болезни и формирование наркозависимости.
6. Мы предлагаем создание специализированной скорой помощи, снабженной тестовыми полосками на различные наркотические вещества, в которой вместе с врачами-терапевтами были бы психологи, психиатры-наркологи. Это дало бы возможность при подозрениях родителей обнаружить факты первых употреблений наркотиков и принять экстренные меры.
7. Необходима специализированная психологическая служба. Такую службу можно создать при БСМП, и всюду, куда может попасть впервые попробовавший наркотик подросток.
8. Нужны специальные кабинеты, где психологи проводили бы интерактивные занятия, подчиненные задачам профилактики наркомании, на которых бы проигрывались варианты отказа от предложения наркотиков, а также рассматривался вредоносный для организма механизм действия наркотиков. Самое важное в профилактике наркомании - это педагогическая помощь в выработке и принятии подростком собственного решения об отказе приема наркотика.
9. Часть молодежи "сидит" на препаратах, содержащих наркотические вещества и свободно продающихся в аптеках. Их зачастую употребляют во время первого приема наркотиков. Потом за один прием подростки принимают от 80 до 200 таблеток терпинкода. Работники некоторых аптек говорят, что на этих наркоманах они "делают" себе зарплату. Пора вернуться к продаже этих препаратов по рецептам и прекратить их перепроизводство в расчете на наркоманов.
10. Необходимо запретить рекламу по TV препаратов, содержащих наркотические вещества (например, реклама противокашлевого препарата, где в конце сверху "падает" надпись - "КОДЕИН"). Даже для профилактики наркомании нужно осторожно использовать TV и другие СМИ, чтобы не вызвать нездорового интереса и не выдать лишней информации.
11. В студенческой среде наркомания распространена не меньше, чем в школьной. Наша книга применима и при проведении интерактивных занятий в вузах.
12. Нужно вспомнить то хорошее, что присутствовало в советской системе молодежных организаций, детских лагерей, и развивать новые подходы к проблемам досуга молодежи. Можно поучиться этому у некоторых национальных диаспор, организаторы которых не жалеют средств и собственного времени для организации досуга молодежи и ее религиозной учебы.
13. Наша книга может быть использована для разъяснения вреда употребления наркотиков и проведения интерактивных занятий в исправительных учреждениях, обитателям которых будет полезно узнать подробности механизма действия наркотиков, а потом на интерактивном занятии поспорить друг с другом о "положительных" и отрицательных сторонах такого злоупотребления.
14. Возможно использование этой книги для просветительской работы и проведения интерактивных занятий в подразделениях Вооруженных сил России. В США, например, большое внимание уделяют систематическому проведению анализов на наличие наркотиков в рядах своей армии, а также на проведение антинаркотической разъяснительной работы.
Думаем, для реализации этих проектов необходимо вмешательство самых первых лиц города, Министерства образования.


Рецензии