Мерцающие Шахматы. Путь к ним
Процессы идут непрерывно параллельно во времени.
В игре «футбол» на поле ВСЕ ФУТБОЛИСТЫ перемещаются одновременно, а не поочередно.
Поочередно то один, то другой владеют мячом.
На этом поочередном владении мячом основаны и волейбол, и баскетбол, и хоккей (любой!).
Но в реальном сражении (сражение – одновременное убийство многих многими) реально одновременно двигаются ВСЕ.
Предложим предположение о том, что ортодоксальные шахматы в целом воспроизводят модель поочередного владения мячом в футболе или шайбой в хоккее. Не будем здесь пока углубляться в развитие этой параллели.
Лессинг в своё время провёл в «Лаокооне» различение художника и поэта как раз в том, что художник отображает ВСЮ картину боя, но только один момент, а поэт отображает бой поэпизодно, хотя многие схватки и поединки на самом деле происходят одновременно.
Почему на доске ВСЕ фигуры стоят в тот момент, когда одна перемещается?
На концерте в большом зале на сцене выступает то один артист, то другой. Все остальные и зрители и артисты условно говоря неподвижны.
Во время обсуждения вопроса выступающие выступают по очереди.
При выполнении операции каждый элемент проникновения осуществляется в свою очередь.
Таким образом можно ли утверждать, что именно эту сторону бытия отображает игра?
Эти вопросы волновали меня задолго до появления мерцающих шахмат.
Чисто философски происходящее на шахматной доске противоречит универсуму всеобщности движения. Попытка представить дело так, что ВСЕ ФИГУРЫ изменяют своё положение относительно фигуры совершающей перемещение к сожалению не выдерживает критики.
Структурированная плоскость изначально задает собственную инерциальную систему отсчета.
Приходится погружаться в категориально-понятийный аппарат собственно игры.
Что такое «поле», «ход», «фигура»?
Какова собственная аксиоматика игры?
Почему одни «фигуры» «прижились», а другие – нет?
Как вообще собственная внутренняя логика игры связана с устройством мышления играющего субъекта?
Почему люди в одни игры играют, а в другие – нет?
Что именно привлекает людей в современных играх?
Почему русские шашки соперничают с шахматами в мышлении целого круга лиц?
Каким чудом выживают целые группы примитивнейших карточных игр?
Есть ли в шахматах что-нибудь похожее на марьяж?
Что вообще есть «игра» и какова её роль в реальной жизни человека?
Где ключ к построению классификации игр адекватной реалиям этого элемента жизни развитого человеческого сообщества.
Достаточно ли определения игры как одной из форм общественного сознания, то есть одной из форм опережающего отражения действительности коллективным мышлением?
Я здесь абрисно, эскизно, не претендуя ни на полноту, ни на законченность, ни на системность обозначаю некоторые из выявленных вопросов, требовавших своего разрешения в той или иной степени.
Шиллер дал гениальное определение человека: человек только тогда человек, когда он играет.То есть в любых других своих активностях он – животное, и только момент игры превращает его в «человека»!
Пушкин в русском языке сформулировал древние идеи на сей счет предельно кратко:
- Что наша жизнь? – Игра!
Хейзинга написал глубокий трактат в котором описал гомо сапиенс как гомо люденс.
Не человек разумный, но человек играющий!
Что довелось добавить к этому перечню автору этих строк?
В первую очередь удалось построить некую общую структуру процесса развития любой игры.
То, что мы воспринимаем как отдельные самостоятельные игры на самом деле только звенья, этапы в развитии некоторых игр как таковых.
Любая игра проходит в своём развитии четыре стадии:
1.Точечная форма.
2.Линейная форма.
3.Кольцевая форма.
4.Матричная форма.
Далее для игр на плоскости был выявлен необходимый и достаточный набор аксиом собственно игры. То есть построена аксиоматика правилообразовательного процесса.
Три аксиомы собственно игры:
1.Аксиома поля.
2.Аксиома хода.
3.Аксиома фигуры.
Была выявлена и модель минимальной идеальной игры:
1.Одно поле
2.Один ход
3.Одна фигура
4.Два состояния
Вы все эту игру прекрасно знаете!
Берем монетку, загадываем «орел» или «решка» и подбрасываем!
Поле одно – куда бы она не упала.
Ход (бросок) один.
Фигура (монетка) одна.
Состояния два.
Попробуйте придумать игру меньше этой!
Линейная форма этой игры – это СЕРИЯ бросков.
Точка превращается в линию!
Здесь и возникает развитие игры по Гегелю – сначала вы обнаруживаете «дурную» бесконечность – бессмысленно длинная серия, а затем находите движение позволяющее качественно закольцевать игру и преобразовать её в матричную форму.
В промежуточных фазах вы обнаружите такое её развитие, как «трясучка».
В ладони берут горсть монет, Зажимают их так, чтобы они не выпадали при встряхивании рук и трясут. Затем раскрывают ладони и делят по принципу: все решки твои - все орлы мои.
Интереснейшее развитие игры в «орел-решку» было показано в художественном фильме «Туннель». Герои спорят, кому нести тяжелый рюкзак. Подбрасывая монетку герой говорит: «Если орел – ты, если решка – не я»! Его напарник соглашается. Монета приземляется в ил на ребро.
При игре в реальную «орел-решку» эта ситуация снимается (разрешается) дополнительным условием.
Уже на этом предельно кратком описании вы можете видеть, в каком направлении двигалась моя мысль и как именно она развивалась.
Теперь представьте себе, что вам показали начало пути.
Но до конца еще безумно далеко.
Я посвятил этому пути всю жизнь.
В двадцать девять лет одолев всю дорогу я поспешил сообщить людям, какую неземную красоту я встретил на вершине.
Какие горизонты открылись мне там.
Я наивно полагал, что этого будет достаточно.
Но оказалось, что то новое, что я открыл для себя, практически никому не интересно.
У людей в избытке своих больших и маленьких проблем.
Не до игрушек.
И вот наработаны машины обыгрывающие человека в шахматы.
Возникла проблема игромании.
И только теперь я вижу, что все мои наработки на самом деле очень нужны и безусловно будут востребованы в полном объёме.
А мне просто сказочно повезло.
Я был ТАМ, где мало кто бывал, и видел ТАКОЕ, что многим так и не доведётся увидеть.
А значит я не зря прожил свой век и был щедро вознаграждён за свои усилия.
И пусть я сделал немногое, но это сделал именно я.
И пока я дышу, вижу и слышу, я буду делиться этим с вами.
Свидетельство о публикации №215061100140