Перед увертюрой

ОТ ПУБЛИКАТОРА: Эта статья  в моём архиве сохранилась не полностью. Прочитав имеющуюся первую газетную страницу, я даже не обнаружил причины того, что она так названа. Может быть, не стоит  публиковать её начало?
Но решил, что стОит. В статье дана впечатляющая и в целом правдивая картина первых шагов нашей абсорбции в Израиле, она хорошо дополняет уже опубликованные статьи моей жены.

НА СНИМКЕ:  Инна Рахлина ("Нина Вейнбрун")- стоит первая слева_) - в нашей афульской "амидаровской" квартире со мною, младшей нашей внучкой Тали и гостями: приехавшим лично познакомиться моим новоприбывшим в Израиль двойным тёзкой - Феликсом Рахлиным и членами его семьи.
Слева направо стоят:  Инна Рахлина, Феликс Давидович Рахлин (я), Феликс Аронович Рахлин, его жена (имени не помню). Сидят: Тали Рахлина *наша внучка(\, Вика Рахлина.
                *    *    *
                ПЕРЕД  УВЕРТЮРОЙ
                Тут им кричит из окошек народ:
                «Деда  и внука скотина везёт!»
                С. Маршак
Когда скептики пытались нас, уезжавших, образумить, остановить, как им казалось, неопровержимым доводом: страна маленькая, – мы всегда находили контраргументы. Я, например, убеждённо доказывала:  «Зная, что могу усадить за накрытый стол не больше 27 человек, я приглашу именно 27. Да бросьте вы, в самом деле!.. Может ли государство зазвать огромное количество людей, не продумав, не рассчитав до мелочей, что с таким количеством делать потом?»
Оказалось, может! Может не продумать таких «мелочей», как жильё, работа, могилы для «ло-рашумов»* (1) Может совершенно не учитывать самочувствие солдата, защитника отечества, которое всегда в опасности, когда этот солдат каждую субботу видит родителей, находящихся в том отчаянном положении, которое характерно пусть даже для 1/3 алии (всего для каких-нибудь 180 – 200  тысяч).
Когда же неучтённые репатриантские проблемы явно обозначились, вместо того, чтоб сделать или хотя бы пытаться сделать максимум возможного, истэблишмент выставил перед алиёй заградительные щиты, с которых били в приехавших заклинания, сегодня уже превратившиеся в затёртые до тошноты штампы: «не нужно маленькой стране столько», «это всё равно как если б в Америку прибыло сразу…», «слава Богу, никто не живёт на улице…»  и как апогей бесстыдства и лжи: «кто вас сюда звал?»
Одновременно развернулась (и сейчас продолжается) массированная, по типу ждановской, клеветническая кампания, имеющая целью внушить старожилам, да и нам тоже, что «русские» евреи не в состоянии на святой земле Израиля учить, лечить, проектировать.  «Спасибо» семидесятникам* (2), активно включившимся в эту кампанию, а, возможно, начавшим её (вспомним «историческое» выступление профессора А. перед учёными из бывшего СССР. Чего стоил один тон его, менторски-снисходительно-

назидательный!). Не забыть мне, как одна сердечная, умная ватика’* (3) из Польши удивлялась: Смотрите, вас не любят свои же, свои». Чего ж тогда ждать от чужих?
Конечно, проявили бездарность и здесь. Не рассчитали. Перегнули палку, и посеянная недоброжелательность дала буйные плоды враждебности и злобы. Чему, например, стал свидетелем весь  русскоговорящий Израиль от Метулы до Эйлата* (4), когда ворвалась в эфир матерящаяся по адресу «русских» геверет* (5). Хочется думать, что даже относящиеся к нам без особой симпатии старожилы были шокированы всплеском такого патриотизма.  Не учли, чем обернётся «промывание мозгов» в детской школьной среде, которая непременно отражает настрой взрослых и чаще всего в формах ещё более резких, порой чудовищных.  Вряд ли хотелось кому-нибудь из ватиким (ведь не звери же они, не фашисты в самом деле…), чтобы бросилась с крыши афульская школьница, чтоб, привязав мальчишку к дереву, одноклассники сделали ему «обрезание». Но от брошенных  в воду камней, как известно, расходятся круги.
Шок, разбитые надежды, отчаяние, самоубийцы, мысли о возвращении, в которых ещё не признавались самим себе, – вот какой была атмосфера на «русской улице», когда «Авода»* (6) получила блестящую возможность заручиться олимовскими*(7) голосами. Окажись на её месте другая партия – результат был бы тот же, потому что олим в большинстве своём голосовали не «за», а «против», против того правительства, которое оказало им вышеописанный приём
Как бывает всегда, тяжелее всего пришлось старикам.  Вырванные судьбой из привычной почвы, без языка, они были буквально оглушены тяжестью проблем, обрушившихся на их семьи. Плюс к этому вой сирены, обстрелы, «хедер атум»*(8), воскресившие военное лихолетье. Но самое главное – тяжкие мысли о судьбе детей, о будущем тех, «ради которых» так резко поменяли жизнь. (Вспомните: в 92 году нарастающий хаос и кровавый беспредел в СНГ только намечался). Старики сразу стали источником, откуда в семьях накапливались флюиды уныния и отчаянья под постоянный рефрен: «Зачем ты меня сюда привез (-ла)?!»
Может, активисты «Аводы» и не понимали всего этого, но повышенное внимание к старикам (до заявления Оры Намир*(9) ещё далеко!) – такая тактика была безошибочной. Людей, «ничего не сделавших для страны», «не проработавших здесь ни дня», повезли за символическую плату (а то и без неё!)  по известным во всём мире  израильским туристским маршрутам, как бы иллюстрируя старый анекдот о том, что еврею лучше всего в дороге.Помню, у меня возникало ощущение, будто еду я в Сухумский заповедник или на озеро Рицв, и хотелось, как бывало, посчитать оставшиеся до конца отпуска дни. (Ого! Ещё неделю продлится этот  праздник, напоённый морем, солнцем, новизной впечатлений).
Вряд ли У МЕНЯ когда-нибудь ещё появится желание ехать на экскурсию.Конечно,




древние камни, сверкающие водопады, сказочные пещеры не виноваты,  но У МЕНЯ всегда будут ассоциироваться  теперь с примитивным, беззастенчивым надувательством, а сознание, что одураченной оказалась не одна я,  – слабое утешение.
Вспоминается поездка в один из старейших кибуцев. С кибуцным чудом я познакомилась ещё в Союзе по восторженной публикации «Огонька». То, что мы увидели, намного превосходило записки журналиста, и хотя кое-кто пытался немного охладить меня репликой:  «нужно учитывать американские и немецкие денежные вливания и дешёвый арабский труд», но эти слова скользнули по касательной, даже не зацепив сознания. Та поездка была предвыборной. На большой зелёной поляне, где потом состоится концерт, выступил  по-русски деятель «Аводы».Располагало боевое прошлое оратора, но главное то, о чём он говорил. Ну разве могло олимовское сердце не затрепетать в благодарном чувстве, когда мы услышали, что «Авода» изменит порядок приоритетов, обратив главное внимание на алию* (10), т.к. в продолжении алии – залог самого существования еврейского государства.  Логика – сильнейшее средство агитации. Разве не так?
Потом умудрённые опытом старожилы будут в удивлении  разводить руками: до чего странные эти русские!  Можно ли быть настолько легковерными?  Их удивление можно понять. Нас ли не обманывали? Чего только не обещали! «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». «К 2000 году каждая советская семья въедет в собственную отдельную квартиру». А как светило нам «солнце сталинской   Конституции», где было чётко напечатано, о равноправии наций!.. Так ведь от этой подлой лжи и бежали. Иди знай, что в Израиле те же самые советские «штучки», только с поправкой на местный менталитет и географическое положение.  И потом… Помните выборы в СССР? Разве нам приходилось видеть такой красочный фейерверк, такое яркое предвыборное шоу?!
А ведь экскурсии, подарки, праздничные концерты были не единственной приманкой, на которую клюнули глупые караси, приняв по неопытности всю эту мицву*(11) за истинное радушие и сердечность. Действовали факторы посерьёзней. В Афуле, Димоне, Акко, Нацерете-Илит  много амидаровских домов. «Смотрите, - говорили нам, - это всё  построила «Авода» в 70-е годы. Вот конкретный образец решения жилищной проблемы». А среди экскурсантов 92 года стояли счастливчики, уже живущие в таких дешёвых квартирах, причём, возраст для получения амидаровского  жилья никакого значения не имел. Теперь в это трудно поверить… Потом мы читали слова партийной программы, обещавшие, обещавшие, обещавшие.


Кое-что сбылось. Один из членов Кнессета, в сердце которого не заживала рана из-за того, что семидесятники не узнали страданий алии -90, обронил многозначительную фразу: абсорбции  де-люкс больше не будет. Вот это обещание выполнено.  Меа ахуз!* (12)
Скоро начнутся очередные предвыборные игры. Думаю, что на этот раз дело не ограничится экскурсиями, концертами, подарками. Убедившись, что мы вовсе не намерены «поглощаться» по начертанной нам программе, социологи и психологи изучают ментальность русской алии. Я не удивлюсь, если завтра внучка принесёт полный ранец домашних заданий*(13).  Вот возьмут и снизят плату за телевизор или сделают дешевле проезд в междугородных автобусах. Езжайте в гости друг к другу, пенсионеры! Возможно, с решением вопроса о праздновании 9-го мая тянут намеренно. Поближе к знаменитой дате этот вопрос, скорей всего, решат положительно. Когда весь мир, весь цивилизованный мир  будет в 50-й раз отмечать  День избавления человечества от угрозы тотальных освенцимов, ветераны Второй мировой, живущие в Израиле, наконец, получат в подарок этот праздник. И благодарные, незлобивые, вынесшие на своих плечах невероятную тяжесть самой страшной из войн современности, они, конечно, забудут, каких усилий стоило этого добиться в еврейском государстве. Чудеса!
Возможно, и хостели начнут строить. На встрече с председателем объединения олим  Софой Ландвер Рабин сказал: «В самое ближайшее время начнётся обсуждение проблемы социального жилья в правительственной комиссии». В отчёте об этой встрече с премьер-министром сказано: «Это ещё не значит, что решена сама проблема». Вот святая правда! Не решена. И не предвидится её решение.  В обещание Рабина могут поверить разве что вчера приехавшие. Чтоб оценить силу слов премьера, стоит вспомнить трагикомедию с уже готовыми 8000 квартир. О, как фанфарно их пообещали! Я немедленно поздравила живущих в…

("Новости недели№", 14 ноября 1994 г..стр. 19

От публикатора:   НА ЭТОМ СОХРАНИВШИЙСЯ ТЕКСТ СТАТЬИ ПРЕРЫВАЕТСЯ - ОКОНЧАНИЕ УТЕРЯНО.  В СЛУЧАЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ НЕДОСТАЮЩАЯ КОНЦОВКА БУДЕТ  ВОССТАНОВЛЕНА.  ПРИНОШУ ЧИТАТЕЛЯМ СВОИ ИЗВИНЕНИЯ.

ПРИМЕЧАНИЯ ПУБЛИКАТОРА:
1. «Ло рашум» - не определено. Пометка в удостоверениях личности, свидетельствующая о невозможности определить кациональность или конфессию данного лица. Могла вызвать ряд бытовых осложнений: при заключении брака, в случае смерти – при получении места для захоронения и т.п.
2. «Семидесятники» - репатрианты, прибывшие в страну в 70-е годы ХХ века.
3. Вати’к, ватика’, ватики’м )ивр._ = старожил, старожилка, старожилы Израиля.



4. Метула – самый северный город Израиля, Эйлат – самый  южный.
5. Геверет, гверет (ивр.) – госпожа
6. «Авода’» - (ивр.) – буквально «труд», «работа» - здесь название израильской лейбористской (рабочей) партии.
7. Олимовскими (олим – репатрианты в Израиль) – т. е. репатриантскими.
8. Хедер-атум (ивр.) – герметизированная комната, подготавливаемая в Израиле жильцами каждой квартиры на случай обстрелов неконвенциональным оружием.
9. Ора Нимир –государственный и общественный деятель Израиля, в 1992 - 96 годах была министром труда и благосостояния, известна своим крайне отрицательным отношением к «Алие -90 как о ленивой и излишне требовательной.
10. Алия (ивр.)- подъём, восхождение, здесь – репатриация в Израиль.
11. Мицва (ивр.) - предписание, заповедь в иудаизме. В обиходе мицва — всякое доброе дело, похвальный поступок. (Википедия).
12. Меа ахуз (ивр) – стопроцентно
13. «полный ранец домашних заданий» - по прибытии в Израиль выходцы из СССР – СНГ были поражены почти полным  отсутствием  в младших и средних классах  школ  домашних заданий.


Рецензии