C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Пять полусфер в живописи П. Пикассо

Пропущенный квазипериод в творчестве Пабло Пикассо.

Не историческая реконструкция.

Эссе

Творческий путь художника Пабло Пикассо (1881-1973 гг) начался в 1897 году на его родине в Испании. Он недолго проучился живописи в Барселоне и в Мадридской Академии изящных искусств, быстро разочаровавшись в них.  Картины начинающего Пабло Пикассо выполнены либо в классическом стиле, либо в стиле уже набравшего силу и популярного французского Импрессионизма.Однако, ни Классицизм, ни Импрессионизм не вдохновили молодого Пикассо, и не потому, что они не нравились, а потому, что Пабло не собирался стать эпигоном какого-либо направления в живописи! Пабло поставил перед собой цель найти свою Правду, свой собственный путь в Живописи. Он пятнадцатилетний уже считал себя будущим гением в живописи!

Потолкавшись в затхлой художественной среде провинциальной Испании и посетив Париж, начинающий живописец понял, что его место именно там, в центре богемной жизни Европы. Пикасссо был рано созревшим и очень амбициозным парнем. Он ещё юношей покинул родительский дом, но только в 1904 году, наконец,  переехал в Париж и обосновался там надолго. В Париже Пикассо поселился в квартале, заселённым беднотой от искусств. Здесь он продолжил свои творческие искания, быстро обзавёлся постоянной натурщицей-красавицей, которая позировала ему за любовь, и начал экспериментировать с ней как с моделью. Эксперимент оказался очень плодотворным и продлился больше двенадцати лет. За эти годы Пабло много чего перепробовал и кое-чего добился. Позже, когда П.Пикассо был признан классиком живописи ХХ века, исследователи его творчества отнесли к этому времени аж пять (!) его творческих периодов: Голубой (1901-1905); Розовый (1904-1906); Африканский (1907-1909); Аналитический (1909-1912); Синтетический кубизм (1912-1917).
- Впечатляет? 
- Без сомнения!

Что же было внутренней пружиной, движущей силой творческих  поисков Пикассо. Попытаемся понять и восстановить процесс, приведший Пабло к всемирной славе, погрузившись в творческую атмосферу и дух того времени!

Итак, за почти двенадцать лет творческих изысканий в Париже Пикассо стал известным персонажем в художественных кругах. Но ему этого было мало, ведь он с юности считал себя Великим и готов был разбиться в лепёшку, чтобы убедить в этом всех окружающих! И, кроме того, деньги! Для его творческих поисков нужны были деньги, хорошие деньги! «Пикассо» уже продавался, но не нарасхват. Надо было идти вперёд. Но куда!? Пабло настойчиво искал своё персональное место под Солнцем в Мире живописи.

«Думай, Пабло, думай!», - вот основной рефрен его творческих терзаний того времени.

Направление поисков подсказала русская тусовка в Париже. Революции в России дали жизнь новому революционному направлению в живописи: родился русский «Абстракционизм»! Его самые яркие представители Кандинский, Малевич, Менделевич, Ходосевич, Рабинович, Хацкелевич, Войтенко, Петренко, Сидоренко, Ларионов, Гончарова и др, и пр, были идеологами и законодателями моды в этом новом течении в искусстве вообще и в живописи, в частности. Они были у всех на устах. Все критики, художники, тусовщики в Парижских художественных кафе и салонах, все представители искусства живописи только и говорили,  что об Абстракционизме! Течение Абстракционизма, как мощный поток свежих идей, подхватило и понесло всю европейскую богему и художественную общественность! Появление «Чёрного квадрата» Каземира Малевича, как символа, как манифеста Абстракционизма, просто потрясло, взорвало, возмутило и привело в ступор весь художественный мир.

А что же Пабло? Что же Пикассо? Он что, опоздал!? Не-е-ет! Пабло независимо и одновременно начал эксперименты с геометризацией натуры. Надо было спешить, Пабло чувствовал, сейчас время «столбить». Но для начала надо было дистанцировался от Абстракционизма: «Знайте, все, запомните и зарубите себе на носу: я не какой-то очередной последователь Абстракционизма, ни боже мой! Я не Абстракционист! Я – самобытный и отдельно стоящий Пабло Пикассо!!!»

Пабло начал искать своё самовыражение в изображении главного объекта живописи всех времён и народов, в изображении женского тела, вечной и непроходящей теме живописи и источнике вдохновения Художника. Пикассо придумал для своего творчества структурный анализ геометрии женского тела, как пространственной фигуры. Вот примерная реконструкция дедуктивного умозаключения Пабло, приведшая его к созданию первых шедевров будущего Модернизма.
- Какие самые притягательные части женского тела? - задал он себе вопрос.
И тут же ответил:
- Конечно, груди!
Это было его.
- И всё?!
- Нет, же! Конечно, живот!
- Теперь всё?!
- Нет же, нет! Ягодицы, ягодицы! Куда без них!?
- Может быть, теперь всё?!
- Да, теперь, пожалуй, в основном, всё!
- Может быть, ноги? Бёдра?
- Может быть ... . Но, пожалуй, это уже перебор! Окончательно: груди, ягодицы и живот!
- И что же у них общего? Что привлекает в них мужчину, главного ценителя и потребителя красоты женского тела? Какова их геометрия?
- Округлость?!? Да, да! Округлость, округлости! Точнее, полусферы!!!   
Так, Пикассо разложил женское тело на пять базовых составляющих, пять округлостей, пять полусфер: две груди, две ягодицы и один живот! Это было уже что-то!

Но как одновременно на плоском рисунке изобразить, показать зрителю все пять выбранных женских достоинств? Конечно, можно было бы воспользоваться старым приёмом мастеров прошлого, дав в руки модели зеркало. Но сегодня этот фокус уже не продашь! Зритель это уже видел! Он уже ассоциирует этот приём с Рембрандтом, Рубенсом да ещё чёрте знает с кем ... . А надо, чтобы зритель говорил:
- Ба! Чёрт побери! Да, кто это так здорово придумал? Что-то не припомню Кто!
- Пабло Пикассо?!
- А кто этот Пабло Пикассо?
- ???
А потом, в следующий раз:
- Ба! Так это же Пикассо! Чёрт побери, тот самый Пабло Пикассо!
А что, если показать все пять прелестей женского тела в одном полупространстве? Изобразить их в одной плоскости, вывернув ягодицы и расположив их во фронтальной плоскости прямо под животом!?
Именно это и был гениальный шаг Пикассо к всемирной славе, который сделал Пабло пионером нового, отличного от Абстракционизма, направления в искусстве живописи, названного им и его голодными до сенсаций почитателями Модернизмом!!! 
- Ведь, когда у Вас в руках обнажённая женщина, Вы обладаете всем её телом!  Верно?
- Верно!
- Но Вы обладаете ею в трёхмерном пространстве и спроектировать всю её на плоскость нереально!?
- Да, нереально.
- Но на то и Абстракционизм, нет, простите, Модернизм, чтобы было нереально, чтобы зритель зашевелил мозгами! Пусть напряжётся! Пусть подумает! Пусть поразмышляет, включит фантазию, наконец, чтобы осознать за что он платит деньги! Нельзя же всё строить на примитивных понятиях «похоже-непохоже»! Пора параллельно с мозгами включать ещё и подсознание! Пора, пора! ХХ-ый  век на дворе!

... Первая муза  Пикассо, Фернанда Оливье, красавица из Парижских трущоб, с которой он прожил почти двенадцать лет, ему порядком надоела. За долгие годы их совместной жизни Фернанда привязалась к нему как собачонка, прилипла, как банный лист! Пабло Пикассо творческая личность с мощным потенциалом, в широком смысле. Он Великий Художник (Фернанда уже убедилась в этом!), он свободен в своих увлечениях и порывах, это его стихия! Так какая, к е/м, Фернанда Оливье, когда перед ним появилась русская красавица Ольга Хохлова.

В начале XX-го века в среде Парижской богемы была мода на «русских». С 1908 по 1929 – это  годы взлёта и славы «Русских сезонов» Дягилева в Париже, оглушительный успех его уникального по составу и авангардного по содержанию русского балета, с великолепными хореографами и танцовщиками такими, как Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Валерий Леонтьев,  Михаил Фокин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин и др. Дягилев, обладавший удивительным чутьём на новое, часто привлекал к оформлению своих постановок молодых перспективных художников. Не обошёл он своим вниманием и Пабло Пикассо. Пабло, занимаясь созданием декораций к постановкам Дягилева,   быстро сошёлся с русской тусовкой и познакомился там с балериной из труппы Дягилева, красавицей Ольгой Хохловой. Пикассо был потрясён её красотой и обаянием! Любовница-натурщица Фернанда Оливье была отставлена навсегда. Пикассо успешно атаковал Ольгу. Однако, русские друзья предупредили Пабло: «С нашими девушками не принято просто «крутить любовь»! На русских барышнях следует жениться!». Русские ребята были очень убедительны в своих рекомендациях и Пабло не посмел, да, откровенно говоря, просто побоялся противится их настойчивому совету.

Так, первой официальной женой Пикассо стала Ольга Хохлова. Вскоре в молодой семье появился сынишка, Пауло, по-русски Павлик. Забегая вперёд, отметим, что инстинкт материнства разрушил любовную идиллию пары. Ольга располнела, потеряла форму, стала сварливой и вечно недовольной. Семья требовала больших расходов. Ольга была дворянского происхождения и по-своему представляла, как вести дом! Их дом стал модным Парижским салоном, что в значительной мере содействовало известности Пабло Пикассо не только в среде Парижской богемы, но и в аристократических кругах высшего общества Франции. С одной стороны это было благо, так как приносило выгодные заказы. Но с другой, салонная жизнь тяготила неугомонного Пабло, так как отвлекала Великого Творца от созидания!

Но вернёмся к сути! Пять округлостей или пять полусфер, и все они видны с одного ракурса, и никаких зеркал! Вот теперь здорово! Это колоссально! Наконец-то устранены все условности, свойственные любому Реализму, в частности, Импрессионизму! Пабло нашёл собственный подход к изображению натуры! Теперь вопрос, как назвать открытый им метод:
- Натурционизм?
- Сложно и неблагозвучно!
- Пикассизм?
- Пожалуй, нескромно?
- Кубизм?
- Узковато!
- Модерн? Модернизм!
Итак, Модернизм, ни на что не похожий и отличный от Абстракционизма!!! Изначально самобытный! Вот это пойдёт! Надо писать! И Пикассо пишет целую серию малоизвестных картин «Художник и его Модель». Всё просто и неожиданно: четыре окружности, проекции полусфер, расположенные в вершинах квадрата (на умозрительном фоне того самого чёрного квадрата, чёрт его побери!), и одна, пятая полусфера-живот, в его центре! Внизу центральной полусферы, живота, чёрточка-щель намек по З.Фрейду! Вот, кстати, и выход эмоциям! К этому базовому изображению автор объединительными штрихами над верхними сферами-грудьми пририсовывает нечто, символизирующее голову. Но только не в виде сферы! А нижние полусферы-ягодицы он иногда дополняет условными линиями, отрезками ног. Кстати, очень многие живописцы, особенно, эпохи Возрождения с явной любовью выписывали ножки своих натурщиц, в частности, бёдра. А французские импрессионисты? Дега, Тулуз Лотрек, и др., - те так просто обожествляли женские ножки!  Ну, что же у всех свои предпочтения, можно сказать своя физиология и подсознательная склонность! В этом-то и кроется индивидуальность живописца!

Теперь Вы в пылу полемики спросите:
- А голова?! Почему голова не сфера?
- Да потому, что голова – это Голова! Голова это не сфера, а сосуд, наполненный мозгом, источником мыслей. Голова - сосредоточие извилин, неровностей, ломанных, углов и закоулков! Сфера, разве что, у круглых дураков! Но я таких не пишу!
Вот вкратце схематично ответ Пабло.

Почему же искусствоведы, скрупулёзно изучавшие наследие Пабло Пикассо и тщательно разбившие его творчество на периоды, не заметили такого яркого и принципиально важного для всего творчества Пикассо Периода, с Вашего разрешения, Пяти Полусфер? Почему?
Загадка! Ведь можно сказать, что этот период охватил всю созидательную деятельность Пабло Пикассо в живописи и стал одновременно истоком и неиссякаемым источником всех новаций Пикассо, а сам период стал, как бы, квазипериодом!

И ещё, для специалистов. Обратите внимание на каббалистическое содержание буквенных аббревиатур «ПП» (Пабло Пикассо) и «ППП» (Периода Пяти Полусфер)!!!

Вот, собственно, и всё!


Рецензии