Сталин и Божья благодать

Вначале напомню уже цитировавшийся мною отрывок из статьи современного православного публициста, пресс-секретаря митрополита Санкт-Петербургского Иоанна, главного редактора газеты «Русь Православная», создателя фильма «Россия с ножом в спине», автора знаменитой книги «Кто против нас?», Константина Юрьевича Душенова: «Последние четверть века яростная русофобия либеральных богоборцев намертво связана с бесконечной антисталинской истерикой "творческой" русскоязычной интеллигенции. Однако история "демократической" России доказала: либеральная антисталинская вакханалия совершенно бессмысленна. И чем дальше, тем глупее и беспомощнее выглядят её хазарские глашатаи и вожди. Потому как надрываются они, сердешные, волнуются, кричат, угрожают, лгут, оскорбляют, проклинают — и всё вхолостую. Всё без толку. Стоит себе Генералиссимус, как ни в чём не бывало. Сияет позолотой драгоценного мифа в народной памяти. Посмеивается в усы. И никто ничего с этим очевидным фактом поделать не сможет! Потому что дело тут вовсе не в исторической "дремучести" и не в "рабском характере" русской души. Дело в том, что колоссальная фигура Сталина, со всей его жестокостью, со всем его коварством, марксизмом и безбожием — единственная, после революции 1917 года, соответствует по своему масштабу грандиозному характеру Русской истории, Русской жизни, Русской судьбы. И пока Господь не дарует России нового державного Вождя, который затмит своим величием и славой, своей христианской добродетелью сурового аскета Сталина, сияющий Генералиссимус будет возвышаться над нашим историческим горизонтом, как египетские пирамиды возвышаются над африканской пустыней…

И лилипутская суета либерально-демократических сектантов никак не сможет этому помешать. Ибо Сталин всерьёз близок русскому сердцу. Близок своей безмерностью, своим мессианством, максимализмом, своей безоглядностью, презрением к мирскому, преходящему, временному. А современные антисталинисты — хоть в лапсердаках, хоть в рясах — инстинктивно претят нашему нравственному чувству своим суетливым гуманизмом, маловерным страхом страданий и смерти, мещанской приверженностью к земным благам, попрание которых они, по большей части, и ставят Сталину в вину, какими бы идеологическими конструкциями это ни прикрывалось.

Корни современного антисталинизма не имеют ничего общего с реальной историей или практической политикой. Но тем более важной становится современная дискуссия о Сталине! Ибо она по сути своей не что иное, как противостояние двух непримиримых религиозных мировоззрений, двух полярных жизненных концепций, двух душевных укладов, двух сердечных устроений… Двух духовных принципов, предлагаемых на выбор современному христианину.

Один из них — решительный, волевой, самоотверженный, беспощадный, радикальный, бескомпромиссный принцип "войны духовной" постоянной внутренней и внешней борьбы. Тот, приверженцев которого преподобный и богоносный отец наш Исаак Сирин поучал некогда:   "Жажда покоя во все времена заставляла людей забывать великое. Не бойся смерти, потому что Бог уготовал тебе соделаться выше неё. Лучше умереть в подвиге, чем жить в падении. Не отвращайся скорбей, ими входишь в познание истины. В скорбях временных сокрыта жизнь вечная и слава победы!".

"Дай кровь и прими Дух!" — вот древний святоотеческий лозунг, христианский боевой клич этой непрестанной и беспощадной войны.

Другой подход — половинчатый, робкий и осторожный, соответствующий боязливому и суетному духу нашего подлого времени, лукаво прикрывающийся псевдохристианскими рассуждениями о недопустимости "гонений" и "репрессий", маскирующий свою трусость и ложь высокопарными рассуждениями о "любви ко Христу и ближним своим"…

Ах, Сталин тиран! Он казнил! Репрессировал! В тюрьму сажал невинных! А пытки-то, пытки…

Было? Да, было!.. Плохо? Да, плохо!.. Больно? Да, больно!.. Но кто дал вам право, лицемеры, подменять недомыслимый Промысел Божий, творящий с нами, по слову Церкви, "великая и ужасная", своей куцей бабьей "моралью" и тухлой гуманистической "нравственностью", не имеющей ничего общего ни с истинной Любовью, ни с духом Священного Писания, ни с Преданием святых Отцов? Кто сказал нам, православные, что жизнь нашего смрадного туловища столь драгоценна, что она-то и есть та самая "высшая ценность", посягательство на которую никак нельзя простить злодею Сталину? Когда мы, братия и сестры, в безумии своём подменили истинное церковное вероучение — спасительное и любвеобильное, но грозное и сияющее, как беспощадное лезвие духовного меча Христова розовой водичкой псевдохристианского гуманизма, дебильной песенкой мультяшного кота Леопольда?

Вот и мы в лице предков своих оскорбили Святыню Божию преступным равнодушием и маловерием. И благодать отступила от нас, и Православная Империя рухнула, и Земля Русская захлебнулась слезами и кровью. Стоит ли роптать, что благодать Духа в качестве пристойного врачевства этого страшного недуга избрала нам грозного Сталина, восстановившего на месте рухнувшей Белой Империи свою, Красную, с её массовыми казнями и страшными лагерями?
Хочу быть правильно понятым. Я не сторонник жестоких нравов и крутых решений. Не противник милосердия и человеколюбия. Но я за то, чтобы лукавая "мораль" не заслоняла от нас суровую правду жизни. За то, чтобы мы не пытались подменить великие и ужасные мановения десницы Божией, возводящей и низвергающей нас по недомыслимому, промыслительному, спасительному смотрению Своему, ничтожными человеческими понятиями о добре и зле, искажёнными, как правило, нашими греховными склонностями и страстными привычками.

Всё, что приближает нас к Богу, благо. И наоборот: благо лишь то, что приближает нас к Богу. Например, страдания и скорби. И тот, кто наносит нам такие раны — истинный благодетель наш и лучший друг!

То же и со злом. Зло — это то, что отдаляет нас от Бога. И только то, что удаляет нас от Него, есть истинное зло. Например, благополучие и покой. И тот, кто убаюкивает нас ими, худший враг наш и злодей. Так!

 Можно сколько угодно спорить о ценности земной человеческой жизни с христианской точки зрения. О спасительной и искусительной роли страданий и скорбей. О допустимости и духовном значении насилия в деле спасения души. Но одно очевидно: истинно христианское понимание истории и её промыслительного смысла не имеет ничего общего с дешёвым гуманизмом, лицемерно рыдающим над "слезинкой ребёнка"! И с этой точки зрения вся критика Сталина, вся аргументация современных антисталинистов, самочинно рядящихся в тоги защитников "христианской нравственности" — мимо, мимо, мимо!

Давайте скажем честно: эта гуманистическая расслабленность значительной части нынешних православных христиан и их церковных пастырей, что особенно печально, — коренится вовсе не в евангельской любви, не в милосердии Христовом, не в бесценных добродетелях кротости и смирения, которые на деле никогда не мешали нашим великим благочестивым предкам проливать кровь, свою и чужую, на крутых исторических поворотах "узкого пути", ведущего Русь в живот вечный через жестокие скорби и искушения, тяжкие страдания и беспощадную борьбу.

Корни такой духовной "котолеопольдовщины" - в нашей прискорбной робости, боязливости, лени, в боязни и нежелании поступиться хотя б малой толикой своего бытового, земного благополучия, нарушить мнимое довольство и покой своей жизни, которую мы по какому-то недоразумению дерзаем считать жизнью христианской, церковной, русской…

Увы мне, я — первый из таковых!

Забыты обетования Божии: " В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя". (Ис. 54, 7-8, 10). " Я сделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сиянье луны — светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом и Бог твой — славою твоею" (Ис. 60, 10,15,19).

Слышим ли мы ныне эти священные словеса, исполненные благодатного Небесного утешения, Отеческой любви и заботы, столь целительных и драгоценных для каждого верующего сердца? Вряд ли. Остыла вера, погасла ревность, оглохла беспечная душа…

Ну, а кроме того, похоже, многие из наших непримиримых "гуманистов" просто мучаются от зависти к благополучному Западу, который последние 60 лет жирел и пух, как на дрожжах, стремительно повышая своё "качество жизни" -  плотской, безбожной — за счёт чудовищного, бесстыдного попрания всех духовных основ человеческого бытия, всех заповедей Божиих, всех нравственных законов и норм. Но зато — благополучие, тишина, покой…

А в богоизбранной России Господь милосердно сохранял бесценную искру истинно духовного жития, влача нас, непослушных и ленивых, в Царствие Свое "сквозь огнь мучений и воду слёз"! И вот теперь мы, неблагодарные "антисталинисты", хулим сей милосердный Промысел, ропща, как некогда роптали древние евреи, кричавшие Моисею: "Зачем вывел нас из Египта? Там мясо едят, а мы тут, в пустыне, бедствуем…".

Неужели не боимся страшных определений Божиих: "Был ты Мне в сытость… Изблюю тя из уст Моих". Страшно!

Впрочем, страшно далеко не всем. А зря! Ибо Западный мир, пленяющий "гуманистов" своими красочными витринами, "демократическими" свободами и материальным достатком, ныне близок к глобальному краху.

Десятилетиями нынешнее "бескровное" благополучие Запада на деле зиждилось на реках чужой крови, которая обильно лилась в нескончаемых войнах в странах "третьего мира", чьи богатства высасывал ненасытный долларовый пылесос. Потом на слезах, страданиях и крови миллионов жертв горбачёвской перестройки и ельцинской демократии. На бомбёжках православного Белграда. На пыточных камерах Гуантанамо. На армадах авианосцев, на штыках морских пехотинцев. На лжи, лицемерии, цинизме, подлости и предательстве. А сейчас и сам Запад: расплывшийся, разжиревший, трусливый, извращённый, похотливый и гниющий, стоит на пороге катастрофы, подобной которой ещё не видел мир».

«А вот слова Патриарха Алексия Первого (Симанского), отпевавшего И. В. Сталина после его кончины, сказанные им перед отпеванием: «Великого вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила, великая общественная сила, в которой наш народ ощущал собственную силу, которою он руководствовался в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал взор великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума». Как прокомментировал эти слова К. Ю. Душенов в своей вышеупомянутой книге: «Верю, что Святейший был вполне искренним в этот скорбный момент.

Скажем и мы: Боже Вседержителю, Царь царствующих и Господь господствующих! В руку Твоею крепость и власть! Как не хватает нам сегодня такой «великой силы», олицетворённой могучим и несгибаемым Русским Державным Вождём…».

А вот слова из книги митрополита Иоанна «Самодержавие духа»: «Когда война со всей остротой поставила вопрос о выживании русского народа и существовании государства в национальной политике произошёл настоящий переворот… При этом – надо отдать Сталину должное – пересмотр осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно-исторической до религиозной.

Русская история и национальная культура из объектов глумления, грязных оскорблений и нападок вдруг превратились в объект почитания, вернулись на своё законное, почётное место… Итоги «перемены курса» стали поистине ошеломляющими. В несколько лет на территории СССР, где к началу войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты тысячи храмов, а количество православных общин доведено, по некоторым сведениям, до 22 тысяч! Прекратились прямые гонения на верующих и дикие шабаши «Союза воинствующих безбожников», сопровождавшиеся святотатственным пропагандистским разгулом.

Русь оживала. Церковь выстояла. В беспримерной по своему размаху и ожесточению войне с Православием богоборцы были вынуждены отступить… В этой связи весьма знаменательной кажется весьма своевременная (для некоторых) смерть «вождя мирового пролетариата»… Эта развязка стала в то же время исходным моментом идеологического реванша…».


А вот, что сказал уже в 1995м году православный священник Дмитрий Дудко, с первых дней основания газеты «Завтра» являвшийся её духовником:

«У нас в России подвергаются осуждению те, кто имеют государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Так же осудили святого Иосифа Волоцкого, победившего ересь жидовствующих и надолго удержавшего разброд России.

Теперь вот настало время реабилитировать Сталина. Впрочем, не его только, но само понятие государственности. Сегодня мы сами воочию можем увидеть, какое преступление есть безгосударственность и какое благо – государственность! Как ни кричат, что в советское время много погибло в лагерях, но сколько гибнет сейчас – безнаказанно, безвестно? Ни в какое сравнение не идёт та гибель. Весь ограбленный и обманутый народ теперь вздыхает: был бы Сталин, не было б такой разрухи!

Но эта реабилитация, так сказать с человеческой точки зрения, а я скажу - с духовной, поскольку я священник. Начну сразу с вопроса. Что лучше – «деспотизм» сталинских времён или демократия нашего времени? Нет, господа, перед жестокостью демократии бледнеет всякий деспотизм. Скажите, когда было больше обездоленных, заключённых, когда преступность и безнравственность имела такую свободу на улицах и на телевидении, в печати? Когда ещё, в какие времена, весь народ, за исключением немногих, сидел на голодном пайке? Когда и какие правители с таким цинизмом, как теперь, разрушали собственную экономику в угоду более сильному соседу?

Но как сообразовать сталинизм с христианскими понятиями, спросят у меня? Ведь при сталинском деспотизме всё было опутано атеизмом. Атеизм был везде и всюду. Но, видимо, не случайно философ Н. Бердяев говорил: атеизм – это дверь к Богу с чёрного хода. И мы сейчас видим, как многие атеисты стали по-настоящему верующими.

Я никогда не забуду, как один высокопоставленный коммунист мне сказал, что, хотя он и атеист, но воспитан на православной традиции. Да, как ни покажется странным, но в русском атеизме-социализме есть и православная традиция, поэтому коммунистическое движение в России вписывается в русскую историю. Это часть нашей истории, которую не вычеркнуть. А вот будет ли сегодняшняя демократия частью нашей истории? Ведь она, не посоветовавшись с Западом, ничего не предпринимает? Это чуждое явление для России!

Сталин был деспот, да, но он был ближе к Богу. Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождём. К ним присоединялись и другие, такие как крупный учёный и богослов, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина богоданным.

Да, Сталин нам дан Богом! Он создал такую державу, которую сколько ни разваливают, а не могут до конца развалить. Даже поверженной, её боятся хвалёные капиталистические страны.

Есть у Сталина такое выражение: «Прошлое принадлежит Богу». Если с Божеской точки посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый, об этом свидетельствуют даже его противники. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот, низко кланяюсь Сталину.
«Чур, перекрестись…» - да, это я слышу. Кому кланяешься, мол, не антихристу ли?

А вот вам я задам вопрос. Антихрист придёт от атеистов или верующих? В том-то и дело, что от верующих, на Библии будет клясться. Поэтому я утверждаю по Евангелию: один сказал «пойду» и не пошёл, другой сказал «не пойду», но пошёл.

Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек. Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, вечную память. Не случайно он учился в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему её обрести. А мы этого не понимаем… Но самое главное всё-таки, что Сталин по-отечески заботился о России. И поэтому Сталин, по крайней мере для меня, законным образом стоит рядом с Суворовым…».
Чтоб читатели глубже прочувствовали всю выстраданность этих слов, приведу основные факты из биографии о. Дмитрия Дудко, позаимствовав их из всё той же книги К. Ю. Душенова: «Священник Дмитрий Дудко родился в 1922м году в семье крестьянина. Отец – Сергей Ермолаевич Дудко – был арестован в 1937м году за отказ вступить в колхоз. Мать – Елизавета Никаноровна Дудко – воспитывала четырёх детей: Дмитрия, Владимира, Николая и Матрёну. В 1941 – 1943 годах находился на оккупированной территории. В 1943м году был призван в Красную Армию, воевал. В 1944м году был комиссован после ранения и перенесённой болезни (тифа).

        В 1945м году поступил в Московскую духовную семинарию. После её окончания переведён в духовную академию. 20го января 1948го года был арестован и приговорён к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах по статье 58 – 10 УК РСФСР (антисоветская агитация и пропаганда). В 1956м году освобождён. Был восстановлен в академии, окончил её в 1960м году и рукоположен в священники. Служил в Московском храме Петра и Павла. В 1963м году храм был закрыт и взорван. Дмитрий Дудко был переведён служить в храм Святителя Николая на Преображенском кладбище.

 В 1973м году «за нарушение церковной дисциплины», а точнее за его проповеди, о. Дмитрию запретили служить. Через четыре месяца запрещение было снято, а о. Дмитрий направлен священником в Московскую область. 15го января 1980го года о. Дмитрий был вновь арестован по обвинению в антисоветской деятельности. В 1981м году уголовное дело против о. Дмитрия было закрыто. В статье «Запад ищет сенсаций», опубликованной в газете «Известия», о. Дмитрий заявил, что никогда не выступал против Советской Власти, а как вященний лишь вёл борьбу с безбожием.

Скончался 28го июня 2004го года».

2015г.


Рецензии