Михаил Ножкин - народный артист России

               
 
               
               

               
   Михаила  Ножкина, киноактера и поэта, я знала с детства. Обожала его песни                « Последний бой», «Я люблю тебя, Россия", «А на кладбище все спокойненько", "Последняя электричка».
Кто бы мог подумать, что судьба подарит мне встречу с ним. Это случилось   три года тому назад. Пригласили меня в Москву, должны были вручать медаль  от Союза писателей России и учредителей Национальной литературной премии « Золотое перо Руси».
 Награждали  на сцене Центрального Дома Литераторов. Его за стихи и песни, меня –  за новые стихи и переводы. Тут мы и разговорились. Он спросил меня, чем я занимаюсь, кроме литературы.
 - Работаю. Я - преподаватель. 
  -У вас  ответственная работа. Перед обществом, перед страной, - сказал Михаил Ножкин.
 Я начала говорить о трудностях работы с детьми и молодежью, на что он мне возразил: «Трудности, они всегда есть. Сейчас просто их больше. Я надеюсь на нашу молодежь. Она ищет свой путь в этом непростом мире, и мы должны, обязаны ей помочь! Надо формировать человека  с позитивным зарядом, на достойных, положительных примерах. А наши СМИ,  в основном, показывают примеры, не достойные подражания, отрицательные, плохие».
  И вот 19 января 2012 года -  юбилей  народного артиста РФ, поэта, музыканта, драматурга и киноактера Михаила Ножкина. Не верится, а  ему исполнилось  75 лет!.. Он - артист поистине народный, удостоенный за годы преданного служения литературе и искусству самых высоких и почётных наград: народный артист России, лауреат Государственной премии России, орденов « За заслуги перед Отечеством,  "Знак почета", Русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского  и многих других.
Я  в числе приглашенных в Колонном зале Дома Союзов.
 Михаил Ножкин  ведёт концерт сам, и так несколько часов. Звучат песни, воспоминания, ответы на вопросы, выступления, приветствия.  Аплодисменты в зале не смолкают. Как тут не вспомнить, что он первый ведущий « Голубого  огонька».
.Поздравляют  юбиляра премьер В. Путин и президент А. Лукашенко ( телеграммы), коллеги и друзья:  В.Лановой, Ю.Соломин, А. Михайлов, М. Задорнов, В. Ганичев, С. Савицкая, А. Бухаров и ещё военные,  русская православная церковь, казаки, гости церемонии.
 На вопрос, что для него  важнее - музыка, театр или литература, юбиляр отвечает: "Литература, безусловно, выше актерства. Потому что литература - это первооснова всего. Если есть хорошие стихи, то в них уже заложена мелодия. А если это нашло отклик у талантливого композитора, то это –  наибольшая радость». Прекрасная мысль!
Говоря о своем детстве, М. Ножкин  вспоминал: «Шла война, потом было нелегкое послевоенное время. И дети моего поколения всё умели делать: за мукой стояли в очередях, за керосином, дрова там, печки... Брат на работе, отец на фронте, мать в две смены. Отец у меня Ржев прошел – мясорубку самую, потом Дахау, Бухенвальд…
 Начал я выступать в госпитале для раненых. Все время буду это вспоминать, эти выступления в палатах. Фронт же был рядом.
 Потом  много лет занимался во Дворце культуры имени Лихачева и выступал.  Из этой самодеятельности вышли Вася Лановой, Вера Васильева. Я был там в "малых формах". А что такое малая форма? Это и есть эстрада. В детстве много читал. Читал тайком в туалете. Все, что попало. Гоголя читал на украинском. Совершенно неожиданно понимал.
Получил я строительную профессию,  мастером, прорабом работал.  Получился артист и поэт из меня - хорошо, не получился бы - ну и бог с ним, я бы тогда для души  играл, у меня все равно всегда была бы возможность честным трудом своим заработать кусок хлеба.
 В 1958 году я пришел в Московский государственный Театр Эстрады. Там я играл главную роль в комедии В. Коростелёва        « Переодетый жених». Партнеры мои: Миронова Мария и Менакер Александр, Миров и Новицкий, Элла Некрасова. Очень интересный, заводной прекрасный спектакль. Это и были мои первые шаги.
С 1968 года начал сниматься в кино. Каждый фильм, в котором  снимался, я воспринимал, как еще одну жизнь. Не скрываю, никогда не играл злодеев, не желал влезать в шкуру негодяя».
 В эти годы Михаил Ножкин много пишет. Его миниатюры, номера и целые программы исполняют кумиры. Новицкий, Миронова, Менакер,  Попов, его песни поют Магомаев, Хиль,  Шульженко, Кобзон, Высоцкий. 
Всесоюзную известность Михаилу  Ножкину как актеру принесла роль Бекаса в кинофильмах "Ошибка резидента", "Судьба резидента». Запомнились фильмы « Хождение по мукам» (роль Рощина), «Освобождение» ( роль лейтенанта Ярцева). В последней все снималось  всерьез: танковые баталии, бои. Сегодня эту ленту можно смотреть  как документальный фильм. А за роль майора  Шатохина  в фильме     « Одиночное плавание его назвали «  Русским Рембо», опубликовали фотографию в журнале « Плейбой». За океаном сразу поняли, что актёр  показал русский национальный характер, его цельность, силу, любовь к своей Отчизне.
 По мнению Михаила Ножкина, только тот народ способен одолеть врага, который готов погибнуть за Родину, ведь Россия в течение нескольких столетий отбивала атаки завоевателей. Это основная  черта национального характера, характера ПОБЕДИТЕЛЯ.
 Михаил Ножкин прекрасно понимает  востребованность песни. И на юбилее звучали полюбившиеся «Под городом Ржевом», « А тётя Нюша всё вытирает», «Заборы»  и другие песни.
 Рассказывая об истории создания  пронзительной, прекрасной  песни «Последний бой», поэт вспоминал свои концерты в госпитале перед ранеными:

Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
 Нам было просто не до отдыха с тобой,
 Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
 И завтра, завтра, наконец, последний бой.
 Еще немного, еще чуть-чуть,
 Последний бой, он трудный самый.
А я в Россию, домой хочу,
Я так давно не видел маму…

Не так давно Михаил Ножкин написал киносценарий о сегодняшней судьбе героя кинодилогии  «Судьба резидента» российского разведчика Бекаса. Жизнью этого героя он пытается ответить на вопрос, который волнует многих в нашей стране. Бекас как служил Родине верой и правдой, так и продолжает служить России. Не президентам и олигархам, а  России, каждый шаг, сверяя именно мерой пользы для своей страны. 
К  юбилею Михаила Ножкина выпущен   двухтомник. Там не только стихи, есть киносценарии,   публицистика,  песни , новеллы и  поэма.
                ( из опубликованного, использованы материалы СМИ)


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.