Юрий Жарков Живопись - моя судьба
Юрий Жарков – один из ведущих живописцев Ярославля, глава творческого объединения "Аллея", лауреат двух премий - Российского фонда культуры и областной им. А.М. Опекушина, обладатель множества наград, последняя из которых - золотая медаль им. В.И.Сурикова. Произведения Жаркова хранятся во многих зарубежных и российских музеях, включая Третьяковскую галерею. Вот что сказал о художнике член-корреспондент Российской академии художеств Александр Греков:"Мир Жаркова глубоко эмоционален и оптимистичен, он призван рождать в нас радостное чувство восторга и трепетное ожидание чуда. И оно происходит: расстилаются бескрайные просторы полей, по бокам старых улиц вырастают образы деревянных резных домов, качаются на волнах у причала красные, как паруса мечты Грина, лодки, выплескивается на землю золотая осенняя листва... У Жаркова свой яркий творческий голос, свое живописное кредо. Он пишет, как дышит, честно и бескомпромиссно. Как и живет - наотмашь!".
По словам искусствоведа Любови Юровой, переживание натуры, перевоплощение в нее у Жаркова происходит в душе, и эта слитность столь сильна, что можно говорить об автопортретности каждого его произведения. В них всегда есть драма, нерв, страсть и страдание.
На краю света
Родился будущий художник на Камчатке, на побережье Берингова моря, в рыбацком поселке Оссора. От той жизни на краю света в памяти остался вкус жареной сои и котлет из медвежатины. А еще рассказ матери о том, как везли ее в город рожать на "скорой помощи" в виде деревянного ящика, прикрепленного к нартам, на которых восседал каюр-камчадал. В этом ящике и привезли младенца домой. Стоял февраль, была жуткая пурга. Вдоль улиц натягивали канаты, и люди цеплялись за них, чтобы ветром не сдувало.
Когда Юре исполнилось шесть лет, семья перебралась в Саратов. Надо заметить, что в роду Жаркова переплелись представители разных сословий: дед по материнской линии был белым офицером, по отцовской - владел пароходами в Астрахани. Оба были расстреляны в 1924 году, как чуждые рабочему классу элементы. А отчим матери в гражданскую войну воевал в дивизии Чапаева. Сама же Людмила Андреевна во время Великой Отечественной войны, окончив женскую снайперскую школу, на фронте метко била врага, о чем даже писали в газетах.
Ярким пятном остался в памяти будущего художника переезд с Камчатки. Было ветрено, море штормило. Людей погрузили на баржу и повезли к стоявшему вдали на рейде кораблю. На борт пассажиров поднимали в огромной сетке с помощью лебедки. Тем, кто боялся высоты, завязывали глаза. Крепко вцепившись ручонками в материну юбку, мальчонка уткнулся в нее лицом. Корабль взял курс на Владивосток. Медленно уходила за горизонт экзотическая земля гейзеров, действующих вулканов, оленьих пастбищ и тундровых ягодников. Через неделю корабль прибыл во Владивосток. Дальнейший путь на запад пролегал через всю Россию по железной дороге. В Саратове Юра пошел в школу, окончил четыре класса, и семья вновь переехала, на сей раз на Север, в небольшой городок Печору. Там, в диких таежных местах у будущего художника впервые проснулось видение красок окружающего мира. У парнишки захватывало дух от сверкающего, ослепительно-белого хрустящего снега, ярко-синего бездонного неба, от осенних, горящих как жар, берез на фоне черных елей. В Печоре судьба свела Жаркова с Юрием Васильевичем Климовым. Это был первый учитель рисования, научивший держать кисть в руках и переносить красоту природы на холст. Юрий Дмитриевич с благодарностью вспоминает своих наставников в Ярославском художественном училище, любимую учительницу Юзефу Дружинину - ученицу Александра Осмеркина из творческого объединения "Бубновый валет". По словам Жаркова, годы его учебы были самым счастливым временем - надежд, мечтателей, романтиков, песен и стихов Окуджавы, Высоцкого, Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной. Под влиянием "оттепели", русской классической школы и ярких ее представителей Васильева, Левитана, Серова, Юрий Жарков сформировался как художник.
"Реквием" уходящей Руси
Жарков - один из тех художников, о которых говорят: подвижники. Они ездят по городам и селам, забираются в самые глухие уголки необъятной России, живут в палатках и пишут с натуры, видя в старых покосившихся избах, проталинах, туесках с рябиной поэзию русской глубинки. Пленэры Жаркова уже стали легендарными. В прошлом году он с собратьями по кисти совершил вояж по историческим местам.
- Путешествие мы начали с Чебоксар, где встретились с наместником Свято-Троицкого монастыря, архимандритом Василием, в миру Пьером Паскье, - рассказывает Юрий Дмитриевич. - Этот православный священник приехал в Россию из Франции. А благословил он нас на месте захоронения Марии Шестовой - бабушки первого русского царя Михаила Романова. В Чебоксары ее сослал Борис Годунов. Там, в Никольском женском монастыре, она под именем инокини Марфы прожила до конца своих дней и была похоронена в соборе монастыря. Побывали мы и в Домнино Костромской области, где находилось родовое поместье Ксении Шестовой - матери Михаила Романова. Посетили родину Андрея Тарковского - древний Юрьевец, заповедное место с изумительно красивой природой. А завершили путешествие в Борисоглебе.
Результат таких поездок - всегда масса впечатлений и этюдов. Особое место у художника занимает Плёс. Он давно облюбовал этот прославленный Левитаном крошечный, уютный городок на Волге, ставший настоящей меккой пейзажистов - своего рода русским Барбизоном. Сегодня ярославец Юрий Жарков - главный плёсский пейзажист, яркий певец и защитник красоты маленькой Волжской жемчужины. Синие сумерки и прозрачные дни поздней осени, первый октябрьский снег, мартовская распутица и апрельский ледоход - вот его излюбленные мотивы в Плёссе.
Когда-то Левитан написал Васнецову из Ниццы о том, что в этом благодатном месте хорошо, но нет лучше страны, чем Россия и только в России может быть настоящий пейзажист.
- Я бывал в Черногории, Венеции, Флоренции. Но мне более близки пейзажи России, - признается Юрий Дмитриевич. - Что близко душе, то и надо писать. Наши деревни - это такое очарование! С другой стороны, больно смотреть, как они разрушаются, исчезают. Я много поездил по сельской глубинке, видел пустые деревни с разваливающимися домами - это страшно.
У Жаркова есть картина, которую он назвал "Реквием" - символ уходящей Руси. На холсте изображен деревенский забор как руки, молящие о помощи. Когда-нибудь
многочисленные картины художника, на которых запечатлены заповедные места, станут своеобразной книгой памяти.
Новый период
Председательство в ярославском отделении Союза художников России, организация творческих поездок в Германию и Францию, акции по материальной поддержке детской туберкулезной больнице, создание галереи губернаторов, наконец, объединение художников-станковистов "10-й этаж", затем "Аллея" - и все это Юрий Жарков!
"Аллея" возникла в годы перестройки, которая обернулась для художников великой депрессией - не было ни заказов, ни выставок, ни закупок в музеи. Чтобы не пропасть поодиночке, а выжить и не потерять творческую форму Жарков объединил вокруг себя группу художников. Их выставки стали заметным явлением в художественной жизни не только Ярославля, но и в России, Франции, Германии. Именно тогда у Жаркова стали появляться остро социальные картины, отражающие тогдашние реалии жизни - нищие, бомжи, беженцы. Пожалуй, самое яркое полотно перестроечного периода - "Корабль дураков": взметнувшаяся над Волгой деревенская изба как символ России, оказавшейся на переломе эпох.
Сейчас у Жаркова намечается новый творческий период. Ему хочется писать по-другому, немного отойти от натуры, свободно использовать пластику и цвет. Он вновь в поиске.
- Для меня жить - это значит писать, - признается художник. - Без живописи я себя не представляю и надеюсь оставить после себя хотя бы незначительный, в меру своих способностей, след моей благодарности и любви ко всему прекрасному, что существует на свете и что можно выразить лишь живописью. Живопись - моя судьба.
Свидетельство о публикации №215061201181