Огонь летел из промерзшей земли

 Тверицкие "Карпаты"
В 2012 году в Ярославле вышла небольшая книга под названием "Ярославские оборонительные рубежи" о героическом труде ярославцев на строительстве заградительных сооружений в зимние месяцы 1941-1942 годов, о тех, кто в тяжелейших условиях создавал преграду врагу, внеся свой вклад в борьбу за Победу и независимость нашей Родины. Авторы книги - почетный строитель России Виталий Михайлович Насонов и Татьяна Витальевна Насонова. В книге собрано множество малоизвестных и совсем неизвестных фактов времён войны. С течением времени они «утонули» в архивных залежах и ещё ждут своих исследователей. Виталий Михайлович и Татьяна Витальевна стали одними из первых.  Что же послужило толчком для написания книги?
- Все началось с того, что, однажды, гуляя по сосновому бору в районе деревни Вакарево на берегу Волги, там у меня дача, я обнаружил нетронутый орудийный окоп, - рассказывает Виталий Михайлович Насонов. - Я заинтересовался, стал осматривать местность, находил бугры, продолговатые узкие ямы, заросшие кустарниками и деревьями. Мне как строителю, прошедшему военную кафедру в институте, было понятно, что это очертания окопов и блиндажей. Но откуда они, ведь здесь не велись бои? Ответ я нашел в Центре документации новейшей истории, где сохранилось множество материалов по строительству оборонительных укреплений.
Сегодня там, где лютой зимой люди работали на износ, тихие спокойные места. Следы того грандиозного строительства есть в Тверицком бору, в народе их прозвали "Карпаты". Здесь зимой детишки катаются на санках и лыжах по заснеженным холмам. Вдоль Волги от Мышкина до станции Волга бывшие противотанковые рвы называют карьерами, а вниз по Волге от Рыбинска - дамбами. Все эти рукотворные холмы и впадины напоминают о страшных днях войны... 
                Линии обороны
Осенью 1941 года враг вплотную приблизился к Москве. Возникла угроза продвижения немецких войск со стороны Калинина в обход Москвы через Ярославскую область. На прошедшем в середине октября совещании у Сталина была поставлена задача до конца января 1942 года возвести оборонительные укрепления, чтобы предотвратить окружение Москвы с севера. Сплошная линия обороны должна была пройти от Углича по берегу Волги до Рыбинска, от Рыбинска до Костромы, а дальше по Волге в других областях. Кроме того, сплошной линией обороны соединялись Углич с Ростовом, также планировались укрепительные рубежи вокруг Ярославля, Ростова, Переславля, Гаврилов-Яма, Рыбинска.
Тогдашний первый секретарь обкома партии Николай Семенович Патоличев возглавил Ярославский городской комитет обороны. Руководить строительством оборонительных рубежей назначили Владимира Дмитриевича Журина, возглавлявшего до этого Волгострой. В Ярославской области планировалось строительство сплошного заслона из противотанковых и противопехотных препятствий и мощной огневой завесы, а также отдельных оборонительных узлов в важнейших точках. Предстояло сделать огромное количество дотов, дзотов, ежей, завалов, пехотных окопов, блиндажей, наблюдательных и командных пунктов, землянок. В считанные дни нужно было мобилизовать население, транспорт, изыскать стройматериалы, инструмент, организовать хотя бы минимальные бытовые условия, снабжение строителей продовольствием, одеждой и обувью. Были определены деревни и села не далее 3 километров от трассы для размещения рабочих. Там создавались медпункты и ветеринарные пункты, ведь задействованные в качестве гужевого транспорта лошади тоже работали на износ.
Уже в конце октября на трассе трудились 105 тысяч человек, а к концу ноября - около 175 тысяч, включая строительные батальоны. Мобилизованное население - это были учителя, студенты, служащие, учащиеся старших классов, колхозники, причем 70 процентов рабочей силы составляли женщины.
                Главное - одеть и обуть рабочих
Все предприятия области по указанию ГКО стали работать на строительство оборонительных рубежей. В кратчайшие сроки было  изготовлено  205 тысяч лопат, десятки тысяч ломов, клиньев, кувалд, кирок, тачечных колес. Одновременно с началом земляных работ заводы приступили к изготовлению колючей проволоки, противотанковых ежей, железобетонных комплектов для дотов. Заготавливался лес для дзотов, блиндажей и землянок. Но первоочередной задачей было одеть и обуть рабочих. И хотя предприятия шили куртки, рукавицы, телогрейки, шапки-ушанки, валяли валенки, теплой одежды не хватало, ведь многие рабочие пришли на трассу легко одетыми. Между тем наступившая рано первая военная зима ударила морозами. Участились случаи невыхода на работу из-за отсутствия теплой одежды. И тогда руководство стройки приняло решение собрать среди родственников рабочих варежки, валенки, фуфайки, портянки, свитера, а в дальнейшем направлять на трассу только тепло одетых людей.      
При 30-40 градусном морозе почти все земляные работы производились вручную. Инструменты ломались о твердый как сталь промерзший грунт. Землю отогревали кострами, взрыхляли мерзлоту взрывами. В некоторых местах, где трасса проходила по лесу, впереди шли лесорубы и корчеватели пней. Работали звеньями: одни ломами срывали корку мерзляка, другие рыли землю до половины нужной глубины, третьи шли за ними уступами, рыхля грунт до полной глубины. Мужчины выбрасывали землю на бровку, а женщины откидывали ее дальше. Начальник третьего участка Воробейчик вспоминал: "В середине января свирепствовал ледяной северный ветер. На открытых местах температура приближалась к 41 градусу ниже нуля. Я сомневался, выводить ли утром людей на трассу. Но сомнения мои были рассеяны самими строителями. Они дружно, еще раньше, чем обычно, вышли к сооружениям". 
                Варежки примерзали к железным ломам
С первых же дней  стала издаваться своя газета "За Родину". «При 32-градусных морозах, казалось, что земля превратилась в железо, и никакими силами ее не поднять, - писала газета. - Да, было трудно, варежки примерзали к железным ломам, холодный ветер пронизывал до костей, спина ныла от усталости, но надо было строить оборонительные рубежи, и люди строили». Несмотря на такие экстремальные условия, многие перевыполняли нормы в 2-3 раза! Вот как рассказывала в газете Ефросинья Григорьевна Дюкова:"У меня с первого дня работы была одна мечта - как больше дать пользы государству, быстрее выполнить задание. Сначала я работала рядовой, потом мне предложили возглавить бригаду. Погода стояла морозная, но это нам не мешало. Мы слаженно действовали кувалдами и лопатами. Огонь летел из промерзшей земли. Наша бригада, невзирая на мороз, снежные метели, работала с таким большим старанием, что мы выполняли нормы на 380 процентов, а иногда на 417". 
Сегодня трудно представить те тяжелейшие условия работы и жизни. Вот воспоминания участницы стройки, ветерана Ярославского вагоноремонтного завода Екатерины Михайловны Абрамовой. Ее рассказ приводит в своей книге по истории завода Вера Викторовна Кузнецова: «Более ста заводчан были призваны на трудовой фронт. В основном работали в Ростовском районе за озером Неро. Копали противотанковые рвы, вернее убирали из глубоких рвов мерзлые глыбы земли и снега, которые предварительно взрывали саперы. Ежедневно на работу ходили пешком от деревни, где жили. Каждый нес за пазухой кусочек замерзшего хлеба. Были плохо одеты и обуты. Но работали с утра до вечера с уверенностью, что делаем нужное для обороны родного края дело...".
Ветерану труда Надежде Ивановне Куплёновой 91 год, но она хорошо помнит ту военную лютую зиму. Надежда Ивановна училась тогда в текстильном техникуме: "Нас, троих девчонок, направили в Некрасовский район. Сначала жили в деревне Грешнево. Каждый день ходили по 3 километра пешком до Волги, где копали окопы. В 40-градусные морозы многие были плохо одеты. Помню, один юноша ходил в резиновых сапогах. Так ему девушки давали шерстяные платки, чтобы он мог обернуть ими ноги. Да и вообще, мы заботились друг о друге, помогали тем, кто болел. Война как-то объединяла людей, все мы жили и работали для Победы".
Из воспоминаний Лидии Александровны Закатновой, работавшей в годы войны на шинном заводе:" Заводчан мобилизовали на трудовой фронт в Борисоглебский район. Нас распределили по деревням. Зима была очень холодная, а мы, девчонки, работали в резиновых сапогах. Иногда даже портянки замерзали. Помню, сестра дала мне маленькое детское одеяло. Днем я носила его на голове, а ночью укрывалась им. Мы рыли противотанковые сооружения высотой 3 метра. В основном работали женщины, мужчин было мало".
                "Бункер Сталина"
На строительстве оборонительных рубежей особо были выделены три объекта. Первый -
сооружения вокруг Ярославля на расстоянии 25 – 30 километров от него. Второй - командный пункт №1 в Тверицком бору для размещения штаба по обороне города. Третий объект под номером 27 соорудили на территории дома отдыха «Красный Холм». Это был тайный бункер для руководства области. О нем ходили легенды. Говорили, что это «бункер Сталина», кто-то «своими глазами» видел самолёты, вылетающие из-под высокого берега Волги. «Бункер» просуществовал всю войну. Вход в него был взорван лишь в 1947 году. Это было внушительное сооружение, глубина которого от поверхности земли до верхнего перекрытия составляла 27 метров. Такая глубина обеспечивала сохранность объекта от прямого попадания фугасных авиационных бомб весом 1800 килограммов. Объект №27 строился подразделениями "Метростроя" по постановлению Государственного комитета обороны, видимо, исходя из местоположения  Ярославля как важнейшего пункта обороны на пути немецко-фашистских войск в случае сдачи Москвы.
                Трудовой подвиг
Строительство оборонительных рубежей на территории Ярославской области завершилось досрочно - 30 января 1942 года. За 80 зимних коротких дней было построено 201,5 километра противотанковых препятствий, установлено 8826 противотанковых «ежей», 137 тысяч противопехотных препятствий, 285 пулеметных дотов, тысячи огневых точек, 1076 землянок, 248 командно-наблюдательных пунктов. Произведенных земляных работ хватило бы на возведение двух плотин через Волгу.
Сотни участников строительства были отмечены почетными грамотами и ценными подарками, а некоторым даже вручили именные золотые часы. Позже все участники строительства  были награждены медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».


Рецензии