Художник конца ХХ века
Имя Николая Нужина известно не только в России, но и за рубежом. Его работы демонстрировались в Германии, Франции, Бельгии, Японии. Ему заказывали изготовить приз для эстрадной дивы Тины Тернер. Искусствоведы называли Нужина выдающимся ювелиром постсоветской эпохи. Его работы есть в ярославских и многих других музеях, в том числе в Троице-Сергиевой лавре, в Оружейной Палате Московского Кремля, в Государственном Историческом музее. А в Музее истории города Ярославля создана постоянная экспозиция, посвященная Николаю Нужину.
В 1997 году Николай впервые принял участие в выставке-конкурсе "Петербургский ювелир". Петербуржцы были буквально очарованы его изысканными ювелирными изделиями. Спустя два года Мастер ушел из жизни. "Петербургский ювелир" учредил специальный приз памяти Николая Нужина "За философское осмысление образа". Судьба отпустила ему лишь 45 лет жизни, но он многое успел сделать.
Сын военного летчика, Николай родился в чувашском городе Алатырь, жил на Дальнем Востоке, школу окончил в Омске, а после поступил сразу в два технических вуза. Но, быстро поняв, что это не его стезя, ушел в армию. Там познакомился с выпускником Красносельского училища художественной обработки металлов. Это знакомство определило дальнейшую судьбу Николая. Отслужив в армии он целенаправленно стал готовиться к поступлению в училище. Никогда всерьез не занимавшийся рисованием, он пришел в изостудию, где азы изобразительного искусства постигали школьницы с косичками, но это его ничуть не смущало. В училище Николай поступил легко, сразу же обратив на себя внимание преподавателей нестандартностью и оригинальностью мышления. Уже в студенческие годы у него было много выставок. Нащупывая свой путь в искусстве, он работал с камнем, занимался сканью, эмалями, работал со стеклом, вазами, медалями.
После окончания училища молодой специалист получил распределение на Ярославский завод дизельной аппаратуры. Здесь, в бюро технической эстетики, Николай занимался разработкой и изготовлением подарочных сувениров. Наверняка у кого-то сохранились памятные медали, посвященные 975-летию Ярославля, выполненные по эскизам Нужина. Позже он увлекся ювелирным делом.
Колье, покрытое инеем
Сначала Николай работал в традиционной манере красносельских ювелиров – филиграни. Филигрань или скань - это ювелирное узорчатое изделие из тонкой крученой серебряной или золотой проволоки. Благодаря нетрадиционному подходу к старинному русскому промыслу мастер находил для своих произведений оригинальные и современные формы. Николай был одним из немногих ювелиров, кто освоил технологически сложную оконную и витражную эмаль. Он старался разгадать секреты французских мастеров и особенно выдающегося флорентийского мастера эпохи Ренессанса Бенвеннуто Челлини. Работал Николай и в технике горячей эмали, создавая миниатюрные картины в рамках. Освоил он и сложнейший вид огненного искусства - эмаль по литью.
Для своих изделий мастер использовал мельхиор и медь, золото и серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, самоцветы и цирконы. Но больше всего он любил работать с перламутром. В России до Нужина этот нежный хрупкий материал использовался лишь в пуговицах и бусинах. А ярославский ювелир стал создавать колье, броши и браслеты. Более того, он изобрел новую технику - сквозные пропилы перламутровой пластины. Эффект потрясающий! Например, колье «Зима» и брошь «Иней» создают впечатление зимнего морозного дня, покрытых инеем деревьев.
Он торопился жить
В 1996 году вышла книга "99 брошей Николая Нужина". Ювелирное изделие, прикалываемое на одежду, стало для мастера чем-то вроде фирменного знака. Разглядывая знаменитые нужинские броши, не перестаешь удивляться, насколько же оригинально автор воплощал свои мысли в художественную форму. Здесь есть и шутка - "Ода пню", "Мания величия", и сатира - "Светская хроника". А брошь-кулон «Путч» был создан под впечатлением августовских событий 1991 года. Вот брошь "Аксессуар" - только тонкий художник мог обычную пуговицу и иголку с ниткой превратить в изящное украшение. Из-под рук мастера выходили изысканные произведения искусства, в которых были лирика и философия, мягкий юмор и легкий эпатаж, авангард и поэтическое мироощущение. Но никогда - пошлое украшательство с завитками и розочками.
Уже самая первая городская выставка произведений Нужина имела успех, за ней последовал целый ряд других в разных концах страны. Весть о самобытном ярославском ювелире разнеслась по России. Затем были победы на многих творческих конкурсах. Бывало так, что произведения мастера не вписывались ни в одну из номинаций на выставке, и жюри приходилось как-то выходить из ситуации. Так случилось, например, в 1997 году на московской ювелирной выставке, где специально для коллекции Нужина ввели новую номинацию - "Национальная традиция конца ХХ века".
Николай был уже широко известен среди художников и искусствоведов, много выставлялся, как в России, так и за рубежом, был полон сил и энергии, и вдруг - страшный диагноз. Но он продолжал прежнюю активную творческую жизнь.
- Ему оставалось пять лет, четыре из которых были совершенно потрясающими в творческом плане, - говорит вдова Николая Нужина Елена Комова. - Он много работал, у него было множество новых идей, которые ждали воплощения. Выставки следовали одна за другой, он получал множество дипломов разных конкурсов. Он торопился жить, старался как можно больше сделать, как будто понимая, что осталось совсем немного. Это была короткая, но яркая и наполненная событиями жизнь, вызывающая ощущение спрессованного времени. Николай всегда говорил: «Я художник конца ХХ века» и никогда не упоминал о веке ХХI. Может быть, действительно, в подсознании мы все о себе знаем, все запрограммировано?
В 1996 году в Ярославле по инициативе Николая Нужина открылся городской выставочный зал, в котором стали ежегодно проходить выставки художников-ювелиров, ставшие своеобразным клубом. Часто мастера приезжали в Ярославль не с целью выставиться, а пообщаться. Конечно же, душой этого клуба был Николай. Сейчас этот зал носит его имя.
Свидетельство о публикации №215061201228