Отважный летчик

Иван Васильевич Пащенко - Герой Советского Союза, полковник в отставке, прославленный летчик-штурмовик, в годы Великой Отечественной войны сражался за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии, Австрии.
Иван Пащенко родился в селе Пискуновское Отрадненского района Краснодарского края. Его отец был кузнецом, мать работала в поле. С детских лет Иван был приучен к труду: пас овец, телят, гонял в ночное лошадей, помогал убирать хлеб. Как радовались сельские ребятишки  появлению радио, электрической лампочки, первого отечественного трактора. Ивану было лет пять, когда однажды за облаками он услышал какой-то гул. «Что это?» - спросил малыш. Ему ответили: самолет летает. Вот тогда-то  у мальчонки зародилась мечта научиться летать на воздушных машинах. Два класса Иван закончил в родном селе, а семилетку – в Благодарном. Туда переехала семья в связи с тем, что отца направили механиком на Машино-тракторную станцию. Опыт работы на тракторе у него был. Еще до революции, батрача у помещика, кузнец Пащенко освоил американскую сельскохозяйственную технику.               
В школе Иван старался хорошо учиться, особенно налегал на  математику, физику, химию. Он понимал, что эти предметы нужно хорошо знать, чтобы стать летчиком.  А когда семья переехала в Армавир, Иван попытался поступить там в военную школу, но его «забраковали» из-за плоскостопия. Парнишке не хотелось расставаться с мечтой о небе, и он решил поступать в Таганрогский авиационный техникум. Его приняли, но на конструкторское отделение. Параллельно Иван занимался в аэроклубе, где давали хорошую теоретическую и летную подготовку. Свой первый самостоятельный полет он совершил 12 апреля 1940 года на самолете У-2. Иван Васильевич до сих пор помнит это пьянящее чувство высоты, парения в воздухе. Молодой курсант сделал один круг с точной посадкой, потом – другой, выключил мотор на высоте 800 метров и удачно спланировал. 
В 1940-м году в условиях нарастания военной угрозы был призыв молодежи в Красную Армию. После второго курса Иван пошел добровольно служить. Призыву предшествовала серьезная военная подготовка и юношу направили в Михайловскую военную авиационную школу пилотов Особого Киевского округа. На полевом аэродроме курсанты отрабатывали полеты на самолете-разведчике Р-5, скоростном бомбардировщике СБ. Жили в палатках, а когда наступила зима, группу отправили в Ворошиловградскую военную школу пилотов, где ребята продолжили занятия. Когда началась война, их отправили в Краснодарское военное авиационное училище летчиков. Курсанты рвались на фронт, просили, чтобы их взяли хотя бы десантниками и даже писали письма Михаилу Калинину. Но каждый раз получали ответ: «Изучайте технику, вы еще пригодитесь».   
Когда фронт приблизился, Краснодарское училище перебросили в Закавказье. Там, в Гудермесе, наконец-то появились самолеты-штурмовики ИЛ-2. Иван прошел полную летную подготовку на этой уникальной и самой массовой боевой машине, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших стран. ИЛ-2 - такой же символ нашей Победы, как танк Т-34, «катюша» и пулемет ППШ. Конструкторы называли его «летающим танком», немецкие пилоты – «бетонным бомбардировщиком», а наземные войска вермахта – «чумой», «черной смертью». ИЛ-2 стал для Ивана Пащенко тем самолетом, на котором он сражался до самого конца войны. 
Фронтовой путь Ивана Пащенко начался с Ногинска, где шло формирование соединений и частей для отправки на поля сражений. Там он попал в 707 штурмовой авиационный полк, созданный на базе самолетов У-2 («кукурузников») Ярославского аэроклуба, переделанных во время войны в легкие ночные бомбардировщики. Когда Иван прибыл в Ногинск, там  пилотов пересаживали на Илы, и он помогал переучивать их.
7 августа 1944-го года летчики 707 авиационного полка прилетели под Одессу и стали готовиться к наступательной Ясско-Кишеневской операции, которая началась 20 августа. Одна из самых удачных, она вошла в число так называемых 10 сталинских ударов. За 9 дней  силами 2-го и 3-го Украинских фронтов была разгромлена крупная группировка немецко-румынских войск, освобождена Молдавия и открыт путь в Венгрию и на Балканы. Полк, в котором воевал Иван Пащенко, в составе 189-й штурмовой авиационной дивизии, 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта под командованием нашего земляка Федора Толбухина принимал также участие в операциях – Будапештской, оборонительной Балатонской и наступательной Венской. 
Особенно длительные и ожесточенные бои шли на территории Венгрии. Гитлер требовал не оставлять эту страну любой ценой, так как она поставляла нефть Германии и потеря ее означала  крах – немецкие самолеты и танки остались бы без горючего, а советские войска получили выход в Австрию, где на фашистов работали оборонные предприятия. Гитлер даже сказал такую фразу: «Жукову Берлин сдам, а Толбухина в Дунае утоплю». Сражение за Будапешт было не на жизнь, а на смерть. Немцы отчаянно сопротивлялись. Гитлер направил на 3-й Украинский фронт новые танки – «королевские тигры». Они стали главной целью наших «летающих танков» ИЛ-2. Командир звена Пащенко водил группу штурмовых «Ильюшиных» в атаки, участвовал в воздушно-танковых дуэлях, лично провел 4 воздушных боя с истребителями противников, сбил 2 самолета. Не один раз отважный летчик возвращался из боя на изрешеченной машине. Однажды он посадил свой самолет с 80-ю пробоинами, а в другой раз – с оторванным колесом!
ИЛ-2 был оснащен двумя пушками, двумя пулеметами, восемью реактивными снарядами, а также бомбами общим весом до 600 килограммов. А Иван брал на борт 900 килограммов бомб. Летая во время боев на бреющем полете, он видел, какую панику и страх наводит на немцев его «летающий танк». Однажды он реактивными снарядами разнес состав с боеприпасами. Вот это был фейерверк! Снаряды, взрываясь, летели во все стороны. А всего старший лейтенант Пащенко сбросил по войскам и технике противника около 39 тонн бомб. Один раз немцам удалось сбить его самолет. Произошло это на территории Югославии. Подбитый ИЛ-2 совершил посадку в затопленном половодьем лесу. Фонарь кабины заклинило, и он вылез через узкую форточку. Сам раненый, он вытащил своего стрелка Илью Добрынина с тяжелым ранением в правую руку, потушил его тлеющий комбинезон, перевязал рану и тащил его на себе по затопленному лесу, проваливаясь по грудь в ледяную воду, пока не встретил югославских партизан, отправивших русских летчиков в госпиталь. Счастливое спасение произошло 20 ноября1944-го года. Эту дату в семье Ивана Васильевича отмечают как второй день рождения.
А двумя неделями раньше Иван Пащенко оказался свидетелем исторического инцидента с союзными войсками – массированного налета американских ВВС на аэродром, заполненный нашими самолетами, и колонну войск 3-го Украинского фронта, находившихся на марше, в районе югославского города Ниш. Случилось это 7 ноября. День выдался погожий. Город Ниш был украшен красными флагами. Начался торжественный митинг. И вдруг летчики увидели целую армаду пикирующих, как им показалось, немецких самолетов. Но на этом участке их не должно быть. Откуда они взялись? Разгорелся воздушный бой, в котором не обошлось без жертв. И только в воздухе наши пилоты разглядели на крыльях самолетов «противников» опознавательные знаки ВВС США. Вот так подарок преподнесли союзники к 27-й годовщине Октябрьской революции! Потом, конечно, были извинения, и конфликт уладили.
Войну Иван Пащенко закончил на западной границе Венгрии с Австрией. Он совершил 130 боевых вылетов, последний – 11 мая 1945-го года. А 18 августа ему присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Его боевые награды – три ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны I и II степени, множество медалей. Имя Ивана Васильевича Пащенко, в числе других воздушных асов, вписано на установленный в Одессе обелиск. Школа в Отрадненском районе Краснодарского края, в которой он учился, названа его именем.
Свою вторую половину Иван Васильевич нашел в Армавире, когда вернулся к родителям после войны. Героя пригласили на встречу с комсомольцами. Там-то и познакомился старший лейтенант с Анной Невежиной. Во время войны она вместе с отцом, работавшим начальником путей Северо-Кавказской железной дороги, восстанавливала поезда, была награждена медалью «За оборону Кавказа». В 1946-м году Анна стала женой Ивана, и он увез ее в Румынию, где продолжал служить. Через год у них родилась дочь Людмила. По долгу службы Ивану Васильевичу пришлось сменить много мест: Таганрог, Одесса, где родилась вторая дочь Елена, Рига, Каунас, Германия, Молдавия. За это время он успел окончить летно-тактические курсы усовершенствования, затем – Военно-воздушную академию, ныне – имени Юрия Гагарина. Семье кадрового офицера доводилось жить в трудных условиях: в крошечных комнатушках и даже в железнодорожном вагоне.
После окончания службы Иван Васильевич остался в Тирасполе, работал военруком в училище, в ДОСААФ при швейной фабрике. Во время перестройки он активно участвовал в возрождении Черноморского казачьего войска и, избранный Первым Атаманом, руководил созданием казачьих подразделений для сохранения территориальной целостности Приднестровья, был знаком с генералом Александром Лебедем. И у бывшего фронтовика  боевым наградам добавилась еще одна – медаль «За оборону Приднестровья».


Рецензии