16. Золотое сечение. Пятая книга о пропорциях чело

Гл.5 Деградация: Женщины, которые не спасают. Нетелестное.
Глава 5. Деградация: женщины, которые не спасают. Нетелесное.

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то паренек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…

По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.

Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —

Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,

Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
(Николай Алексеевич Некрасов)

…Понятно, что Анна Сергеевна Одинцова – пожалуй, верная точка отсчета в когорте женщин, которые не спасают своих мужчин. Она не просто разбила сердце мужчины, к которому ее влекло, прежде всего, как женщину. Она погубила в социал-идеологии целую школу – нигилизм! Устроившись, как устраиваются в жизни подобные особы, она перестает быть интересной. Вряд ли найдется читатель, который задумается, а как будет стареть Анна Сергеевна Одинцова, русская помещица в удачном браке? А, вот, образ врача Евгения Васильевича Базарова западает в душу на всю жизнь…
Деградация. Понятие очень широко испокон веков эксплуатируется. Но, только Альбрехт Дюрер первым задумался, а, что ему, этому понятию, в человеке соответствует? Человек деградирует, но не глупеет при этом. Не теряет свои профессиональные, и даже творческие способности. Не сходит с ума. Талантливый русский психиатр начала ХХ-го века Николай Николаевич Баженов, в великолепной книге - «Психиатрические беседы на литературные темы»,пожурил Игоря Северянина за то, что поэт предлагал каждому, кто хочет понять, что такое женщина, смотреть ей не в глаза, а ложится на пол между ее раздвинутых ног, и смотреть на ее голую промежность. Игорь Северянин и художникам советовал таким же образом писать женские портреты… Уверен, что Игорь Северянин – гений. Хотя бы потому, что так просто узнавал (жаль, что он нам не оставил свои прозрения в отношении женских промежностей) то, что великий Альбрехт Дюрер мучительно обнаруживал циркулем и линейкой. Но, вот появилась порно индустрия, и мы можем, в свою очередь, проверять самого Дюрера. Здесь я коснусь женского вырождения только без иллюстраций с порно сайтов и собственных врачебных наблюдений. Поэтому данная глава и называется «нетелесное». Ну, а так как я – автор, то сам вправе выбрать иллюстрационный материал. Для этого я рассмотрю два фильма, которые, как мне кажется, как калька друг с друга. Несмотря на то, что первый фильм снят в одной стране – СССР в 1982 году – во время уже не прикрытого развала СССР. А второй – в 2013 году, хотя действия, которые в фильме разворачиваются, как бы перенесены в 90-ые годы…
Между фильмами 31 год.
Я имею в виду «Полеты во сне и наяву» и «Географ пропил глобус»… Позволю себе пофилософствовать. Вряд ли режиссер второго фильма Александр Велединский признается, что очень многие детали в его фильме просто заимствованы из «Полетов во сне и наяву». Судьбы героев по всем параметрам одинаковые. Возраст героев критический. Если инженеру конструкторского бюро Сергею Макарову в фильме исполняется 40 лет. И день рождения – ключевая сцена для понимания и героя и фильма, то в «Географе» тоже есть день рождения и тоже ключевая сцена. Подумаешь, что «географу» исполняется всего 37 лет. Да это и лучше! Высоцкий поет о критическом возрасте поэта, называет цифру 37, а не 40!
 «…С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37…»
Еще (я буду писать, что по ходу буду вспоминать) после первого и второго фильма остается, как после хорошего вина, послевкусие. Это – песни! В «Полетах» песня Марыли Радович, в исполнении Валерия Леонтьева. Вот куплет из нее:
«Этой ярмарки краски, разноцветные пляски,
Деревянные качели, расписные карусели.
Звуки шарманки, гаданье цыганки,
Медовый пряник, да воздушный шарик...»
В «Географе» - «Его же посадят! Его же посадят за мертвых детей!»…
В «Полетах» Сергей Макаров, проиграв, в армрестлинге молодому красавцу, своему сопернику, лезет под стол и кукарекает. В «Географе» «проиграв» своим ученикам, он окунает себя в реку и «кукарекает»: «Я – бревно, я бревно, я бревно». Можно найти общее и в том, что Сергей прыгает с качелей, имитируя самоубийство, подглядывая за гостями. А уснувшего географа уносит катамаран. После чего он тоже разыгрывает своих учеников.  Оба героя имеют по пятилетнему ребенку. И привязаны только к ним. Жены не спят с героями. Но, все остальные женщины поголовно влюблены в героев. У обоих героев есть настоящие друзья (отношения между героями и друзьями подлинные, а т о, что друг уводит у «географа» на время жену и отдает ему свою гражданскую жену – это в «географе» знак нашего времени). Конечно, скошенное поле пшеницы, скирды, и бегущий, словно машущий терновым венцом, Христос-Сергей в «Полетах», в «Географе» ничего подобного нет. Зато есть «просто вода»!..
Ассоциативно связаны сцены двух фильмов. В «Полетах», молодая, красивая железнодорожница на дрезине вполне готова отдаться Сергею, которого она подобрала, избитого ворами. В «Географе» герою на «ходу», перед домашними пельменями, отдается знакомая Виктора Сергеевича Служкина, а ему это и не надо. Кстати, «географ» «сын» Сергея…
И, наконец, главное – женщины, которые могли бы, да не спасают! И здесь, случайно ли? Такое вот совпадение. В «Полетах» юная красавица, в которую был влюблен Сергей, скорее переспала со всеми мужчинами, друзьями скульптора. Конечно же, она не любила Сергея. А, любила ли отличница и красавица Маша Большакова Виктора Сергеевича? Для 17-тилетней, она достаточно развита. Сексуальная самка. Влюбленной девушке не нужно, распуская волосы пить из горлышка водку. Виктор Сергеевич мужик женатый, женщины на него падки. Самке такой самец и нужен. А, когда они оказались прижатые друг к другу голые в располагающей к сексу обстановке, она не почувствовала признаков мужской силы самца в «географе», и, пока он себя хлестал вениками, почти, как отец Сергий успокаивал плоть, она спокойно уснула. Поэтому она отдалась, что понятно из последнего кадра, молодому самцу, давно преследующему ее. И, ей все равно, что он сексот и подонок. Но, главное, он уже это делать, что ей надо, умеет…
Оба фильма тупиковые. Глупо фантазировать, что с Сергеем и Виктором Сергеевичем будет… Эмбриональная поза, которую принял Сергей, зарываясь в стог, словно пытаясь залезть назад во влагалище, в матку, превратиться в клетку… «Географ», если бы конец для него сочинял Николай Семенович Лесков или Кнут Гамсун, стал бы у них «странником»…
Да, юная особа, которая могла, да уже не могла спасти Сергея, ее играла десятиклассница Костина Елена Георгиевна. Необыкновенной красоты девушка. Машу тоже играет школьница. Анфиса Черных. На мой взгляд, они похожи…
  И, в конце.
  Против актеров «Полетов» -
  Олег Янковский
  Олег Табаков
  Людмила Гурченко
  Елена Костина
  Людмила Зорина
  Александр Адабашьян
  Олег Меньшиков
  Любовь Руднева
  Людмила Иванова
  Никита Михалков
Играли:
Константин Хабенский
Елена Лядова
Анфиса Черных
Александр Робак
Евгения Хиривская…


Рецензии