16. La Fragata Libertad - фрегат Свобода

16.La Fragata «Libertad» - Фрегат "Свобода"

Начало см. "Буэнос-Айрес - Париж Южной Америки. От автора" - http://www.proza.ru/2014/06/05/766

Всё имеет свой конец, наступил конец и нашему пребыванию в Буэнос-Айресе.  Второго декабря мы улетали домой. А накануне, это была пятница, мы с  супругой решили побыть дома, отдохнуть перед дальней дорогой.  Игорь уехал на работу, а Саша в школу, Лена занялась домашними делами, Света играла с маленькой Ксюшей, к которой очень привязалась.  Я же смотрел телевизор.

Кабельное телевидение в Буэнос-Айресе транслировало, как мне помнится, шестьдесят или семьдесят телеканалов. Каналы были на все вкусы: новостные, развлекательные, демонстрирующие художественные и документальные фильмы, детские, спортивные, закодированный канал эротики и еще какие-то. Был еще один канал, наверное, единственный в мире, - канал Tango, на котором звучала музыка танго,  рассказывали об истории танго, учили танцевать танго, танцевали танго известные аргентинские танцоры.

На многих каналах внизу экрана указывались дата, текущее время, влажность  и наружная температура воздуха, причем  не только фактическая, но  и какой она ощущается. Всего этого на нашем телевидении еще не было.
Я смотрел канал Tango, когда раздался телефонный звонок.  Звонил Игорь, он сказал, что хозяин клиники, узнав, что мы на следующий день улетаем в Европу, разрешил ему уйти с работы,  чтобы он мог провести со мной последний день нашего пребывания в Буэнос-Айресе. Игорь назначил мне встречу на вокзале  Конститусьон. Я быстро собрался, и  знакомым путем, без проблем, доехал до вокзала.

Игорь предложил поехать в бывший портовый  район Пуэрто Мадэро, где располагался Старый порт и где мы еще не были.  От вокзала до  Майской площади доехали на метро, а дальше – прошли пешком.
Буэнос-Айрес – портовый город,  но из-за мелководья реки Ла-Платы корабли пришвартовывались вдали от берега, и  пассажиров приходилось перевозить к причалу на паромах, а  товары  - на баржах.  Требовалось строительство такого порта, который мог бы разрешить эти проблемы. И в конце XIX века такой порт – Пуэрто-Мадеро - был построен. Однако вскоре из-за появления крупных грузовых судов  он устарел.  Началось строительство  нового порта - Puerto-Nuevo ,  полное строительство, которого было закончено в 1926 году.

Территория Старого порта долгое время находилась в запустении и стала одним из самых криминальных районов столицы.  Такое положение не могло не беспокоить городские власти. После долгих споров было принято решение  превратить старый порт в современный новаторский район города. Отреставрированные в 90-х годах старые доки превратились в самые престижные в городе офисы, клубы, кафе и рестораны. Доки соединили каналами с раздвижными мостами, а стоявшие возле доков краны не  убрали, а  превратили в экскурсионные объекты. В центре района появилось множество офисных зданий, ресторанов, танцевальных клубов, современных жилых домов, магазинов и, конечно, роскошных пятизвездочных отелей, окруженных широкими бульварами и парками. Вдоль реки появилась прогулочная набережная.  Интересная деталь - все улицы в Пуэрто-Мадеро были названы в честь знаменитых аргентинок.

И Пуэрто-Мадеро превратился в  безопасный район, где можно было прекрасно провести время и отдохнуть, его  популярность  росла, и он стал самым посещаемым и любимым районом города для жителей и гостей города.
Прогулявшись по району,  полюбовавшись на окрашенные в красный цвет доки и на высотное, очень красивое здание провайдера телекоммуникационных услуг в Аргентине   «Telecom Argentina»,  мы остановились в размышлениях: всё это интересно, но не настолько, чтобы тут долго оставаться. Куда пойти и что еще можно  посмотреть?

Мы вышли к набережной, примыкающей к проспекту Антартида Архентина, где  нас ожидал сюрприз. Там, совсем неожиданно, мы увидели  пришвартованный белоснежный трехмачтовый парусник. На его корме  блестели две металлические пластины: одна с гербом Аргентины, вторая с надписью «La Fragata Libertad». Это был недавно вернувшийся из далёкого плавания знаменитый фрегат «Свобода» - гордость Аргентины. 

Прежде всего, что такое фрегат. В парусном флоте  фрегатами назывались военные трёхмачтовые  корабли с полным парусным вооружением  с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами.  На фрегате «Свобода» не было орудийных палуб и амбразур для орудий. Но орудия, как позже мы узнали, имелись -  это были четыре  47-мм салютные пушки французского оружейного завода «Гочкисса».

Фрегат был построен в 1950-х годах на верфи «Рио-Сантьяго» вблизи Ла-Платы, в городе Энсенада  (провинция Буэнос-Айрес). Ходовые испытания судна были проведены в 1961 году,  первый выход в море был осуществлен в 1962 году,  а в эксплуатацию  фрегат был введен в 1963 году.

Фрегат «Свобода» является учебным судном. Ежегодно он совершает один месячный поход с курсантами из морского училища Рио-Сантьяго. Длина маршрута 22 тыс. миль.  К концу 2000 года судно прошло в целом более 740000 миль, провело в море в общей сложности 17 лет, заходило в 470 портов 60 государств; на его борту прошли обучение свыше 10 тыс. офицеров и матросов. Кроме того фрегат принимал участие в крупных международных парусных гонках и соревнованиях, в 1976 году принял участие в праздновании 200-летия США, много раз завоевывал различные призы. Вот такой легендарный корабль стоял у причала. 

Судно было длинной не менее ста метров, и мы прошли вдоль него от кормы, где на флагштоке  развевался государственный флаг Аргентины, и до носа. На борту я насчитал 35 иллюминаторов, а за последним иллюминатором, ближе к носу находилась якорная ниша. Нос украшала так называемая гальюнная фигура – скульптура, полуобнажённой женщины из красного дуба пяти-шести метров длинной, окрашенная бронзовой краской. Гальюнные фигуры имеют  многовековую историю  и, как считают моряки, служат для судна и его экипажа оберегом.
Мы любовались красотой судна, его высокими мачтами с убранными парусами,  но как бы  попасть  на его борт?..

С борта фрегата на берег был спущен трап, возле которого стояли два вахтенных матроса. Мы подошли к ним и поздоровались. Игорь спросил, можно ли подняться на борт и, к нашей радости,  они разрешили, только  предупредили, чтобы мы не спускались в трюм.  Обрадованные, мы быстренько поднялись на борт.

Мы обошли всю палубу вдоль левого борта и вдоль правого борта, и не увидели ни одного матроса, по всей видимости, после долгого плавания они находились в отпусках. Мы снова прошлись по палубе,  разглядывая  палубные надстройки, спасательные шлюпки, висящие на шлюпбалках, уходящие ввысь мачты.  Возле фок-мачты (первая мачта от носа) висел начищенной  до блеска  корабельный колокол, который называют  рындой.  На нем был указан год – 1961; в 1961 году фрегат проводил ходовые испытания, возможно, что в этом году колокол и был установлен на судне. 

В средней части палубы, между фок-мачтой и грот-мачтой, мы увидели капитанский мостик, выше него имелся еще один мостик с леерным ограждением, возможно  там несли службу вахтенные офицеры.

На юте (часть палубы  между бизань-мачтой и кормовым флагштоком) располагались средства управления судном. Находящаяся на возвышении стойка с компасом и штурвалом тоже имела ограждение. Мы с Игорем не могли удержаться от соблазна подержаться за штурвал, изобразив из себя рулевых матросов.

На этом мы и закончили свой визит на борт фрегата. Спустившись на грешную землю, мы тепло поблагодарили вахтенных матросов, и пожелали им счастливого плавания в будущем.
***
В порядке отступления о том, как рисунок фрегата «Либертад» оказался на российской  500-рублёвой  банкноте, выпущенной в 1995 году.

На лицевой стороне банкноты по официальному описанию, изображены памятник Петру I и  парусник в порту Архангельска. Очевидно, художник, рисовавший банкноту, имел в виду парусник «Седов» или шхуну «Запад». Однако знатоки морского флота уверенно заявили, что на банкноте изображен учебный  корабль военно-морских сил Аргентины «Libertad». Форма корпуса, надстройки и особенности такелажа уникальны для каждого парусника, так что на российские банкноты, вне всякого сомнения, «приплыл» аргентинский корабль.  В одном из интервью художник Госзнака Игорь Крылков признался, что корабль для  банкноты он, действительно, перерисовал с фотографии из интернета.
Ошибка была исправлена и на банкноте, выпущенной в 1998 году, парусника  уже не было.  Вот такой случился казус с российской 500-рублёвой банкнотой.
***

Во времени мы были не ограничены, и Игорь предложил  сходить на самую знаменитую площадь Буэнос-Айреса – площадь Сан-Мартин.  Но прежде надо было перекусить, и мы заглянули в находившийся поблизости китайский ресторанчик.

Китайские рестораны в Буэнос-Айресе – это своего рода экзотика. Мы уже побывали в одном из них, он находился в районе Палермо на Avenida Santa Fe (улица Святой веры) и назывался Fu-Ia (Фу-Я)). 
Что он из себя представлял? В центре зала находилась длинная стойка, на которой были выставлены закуски, салаты, блюда из мяса, рыбы, морских продуктов, нарезка колбас, копченостей, сыров и др., Тут же стояла посуда и столовые приборы. На отдельном  столе были выложены разные фрукты, еще на одном -   десятки сортов мороженого.

Посетители ресторана, проходя  вдоль стойки, выбирали блюда по своему вкусу, накладывали их на тарелки, брали приборы  и садились за столы, установленные вдоль стен зала.  К стойке можно было подходить и брать понравившиеся блюда сколько угодно раз, в этом посетители не ограничивались, они ограничивались только временем пребывания в ресторане. Сеанс продолжался, как мне помнится, три часа. Потом ресторан закрывался на один час. За  время перерыва проводилась уборка помещения и обновление блюд, потом  ресторан открывался для новых посетителей.

По сути это был всем известный шведский стол. Отличие от шведского стола заключалась в обилии блюд и закусок, среди которых были и китайские блюда. Посетители ресторана не платили за конкретно съеденное блюдо, платили только за вход и за спиртные напитки.

Я уже не помню, какие блюда я отведал в том ресторане, мне хотелось попробовать что-то китайское, например, пекинскую утку, но среди выставленных блюд её не было.
В китайском ресторане, в котором мы с Игорем решили перекусить после осмотра фрегата «Свобода», выбор блюд был гораздо беднее, чем в ресторане Fu-Ia, и пекинской утки тоже не было. 

Выпив вина и закусив, мы покинули ресторан, и  пешком пошли к площади Сам-Мартин, где нас тоже ожидал  сюрприз.

Приложение фотографий:
16.1. У штурвала фрегата "Свобода" - http://www.proza.ru/2015/06/12/1530
16.2. Под всеми парусами - http://www.proza.ru/2015/06/12/1685

См. продолжение: 17. Мемориал павшим на Мальвинах - http://www.proza.ru/2015/07/02/1330


Рецензии
Интересно. Хорошо бы побывать в китайском ресторане. Не была. В японском была ела палочками, получалось. Я тоже стояла у штурвала "Фрама", на котором плавал Фритьоф Нансен и Рауль Амундсен в Осло. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   07.05.2016 21:20     Заявить о нарушении
Дорогая Нина! Извините, что отвечаю с запозданием, захлопотался. Я тоже был бы не прочь снова побывать в китайском ресторане Фу-Я. Всё блюда там были очень вкусны. Супруга моя решила попробовать разные блюда,а их боло десятки, и обьъять необъятное оказалось ей невмочь.
В Риге я видел барк "Товарищ", стоявший на причале на Даугаве (Западной Двине), барк тоже вернулся из плавания. Но на него не пускали.

Поздравляю Вас с Великим праздником Днём Победы, желаю Вам доброго здоровья, благополучия и успехов!
С уважением -
Вадим Иванович

Вадим Прохоркин   09.05.2016 16:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.