О классике поговорили

Разговор во дворе дома,
с продолжением…
---

Классика – это то, что каждый считает нужным прочесть, и никто не читает. 
Марк Твен.

Марк Твен мой любимый писатель, по трём причинам: он писал хорошо, он меня развлекает, и он уже умер.
Эрнест Хемингуэй.

Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душой.
Бертольд Ауэрбах
---

Домой возвращалась в приподнятом настроении.
Подруга пригласила на репетицию оркестра, концерт которого состоится чуть позже. Билеты в филармонию приобрели заранее, а вот на прогон попадаю впервые. Вводили нового виолончелиста.
Интересно.
Почти домашний музыкальный вечер.
Музыка Чайковского.
Полностью прослушали «Вариации на тему рококо».
Говорить о музыке Чайковского и трудно, и легко.
Всё близкое, родное, хотя каждый раз открываешь что-то новое.
Рококо. 17 век со свойственным ему галантным стилем.
Не привычно. Немножко насторожились.

Рядом сидел педагог из консерватории и дал нам ценную справку.
Оказывается, долгие годы не смолкали споры об этом удивительном произведении П.Чайковского. Маэстро посвятил вариации своему другу известному виолончелисту, профессору Московской консерватории В.Фитценхагену и отправил ему пьесу на корректуру, подчеркнув, для «указаний специального свойства».
Так появилось два варианта пьесы: авторская и внесённые переделки пьесы Фитценхагеном.

Первоначально на концертах звучали два варианта. Однако во второй половине ХХ века музыканты предпочли авторский вариант.

Подсказка очень пригодилась. Она нам помогла уловить цитаты из правок, которые изредка, как бы для иллюстрации и усиления звучания музыки Чайковского, вводил наш оркестр. В них слышна была некая манерность стиля рококо.
В оригинале пьесы композитора нет жеманности, вычурности. Определяет характер типично русская напевность, красивая мелодия, богатые интонации городской песни-романса 19 века.
 
Как важно подготовить себя к прослушиванию симфонической музыки, к пониманию её стилей, к открытости восприятия.
---

На скамейке возле подъезда собралась молодёжь, в основном знакомые студенты. Человек семь. Горячо о чём-то спорят.
Улавливаю голос Светланы, соседки с седьмого этажа.
   - Да козлы вы. Я горжусь, что учусь в консерватории и люблю классическую музыку.
   - А что, там и мелодия встречается? - задиристо ёрничает Сергей.
   - Елена Михайловна, - обратилась девушка ко мне, когда я с ними поравнялась, - помогите сбить спесь с этих острословов, - классика, видите ли, для них что-то вроде аппендикса, есть в организме, а толку никакого.
   - Да согласись ты, - упорствовал Сергей, - классикой громко называют всё, что принято хвалить, не читая, не слушая.
   - Я знаю, - вступил в разговор паренёк с сумкой для ноутбуков, - что классика необходима, только не знаю зачем.
Сработало. Дружный смех.
   - Чтобы сушить мозги и слушать нотации предков, - в том же духе продолжал Сергей.
   - Серёжа, - вступаю я, - вы давно слушали, скажем, Чайковского?
   - Вы не сердитесь, давно слушал, и нет потребности. Мы - поколение "пепси". Нам озорное и ритмичное ближе. Чтоб звуки сотрясали воздух и кайф дарили. - Вновь дружный хохот.
   - Я вот пытаюсь понять вашу позицию, - спокойно продолжаю разговор. - Мне думается, что многое может из литературы, музыки незаслуженно забываться. Но согласитесь, что не может незаслуженно помниться то, что сохраняется от поколения к поколению. Нет, не вычеркнуть классику из нашей жизни. Но это, правда, для тех, у кого есть потребность не только в утехах, но и в осмыслении самой жизни, – сказала как можно мягче.
   - Думать вообще трудно, - продолжал ёрничать Сергей, - а под музыку особенно.
У ребят появилось некое смущение. Вежливыми оказались мои собеседники.
   - Нас в школе перекормили классикой, - заговорил внимательно прислушивающийся к беседе парень, на пару лет старше других. - Не то чтобы мы классику начисто вычеркнули. Просто она выходит из моды. Вот как раз осмысливать жизнь нам помогает то, что отражает наш сегодняшний день. Хорошие это или плохие книги, хорошая или плохая музыка покажет время. Вы не согласны?
   - Частично согласна. Классическая музыка, классическая литература это не только то, что как-то по-особенному создано, это, прежде всего то, что мы люди разных возрастов сумели прочитать, понять, запомнить. Что-то такое, что, так или иначе, добавило в наше миропонимание, что не даёт нам успокаиваться. Классиками и становятся мастера, понявшие своё время, его связь с тем, что было. Именно то, что на все времена, не сиюминутное. Извините, ребята, я, по-моему, превращаюсь в зануду-предка. – Тепло с улыбкой попрощалась.
   - Спасибо, Елена Михайловна, - оживилась Светлана. – Смотрите, примолкли. -  И так игриво показала Сергею язык.
Паренёк с ноутбуком расчехлил его, явно собрался включить музыку.
   - Наберите в поисковике П.И.Чайковский - «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром», - обратилась к нему, - только что прослушала их в филармонии. А днями будет вечер Чайковского. Вот, Светлана, и пригласи друзей.

Поднялась в квартиру, открыла окно. Слушают. Слушают внимательно. Даже Сергей, приобняв Светлану, громко признал, – «Красивая мелодия, веди, Светик, на концерт».

«Нет, у них нет антипатии к классике. Здесь скорее антипатия к старшим, которые давно сами с ней в контакты не вступали, - с досадой подумала Елена Михайловна.
---

И вот – закрытие симфонического сезона в филармонии.
Концерт «Чайковский - Гала».
Приятная сутолока в фойе. А лица… дружелюбные, одухотворённые, открытые.
Те, кто пришел компанией буквально заражают жизнерадостностью.

Мама тщательно поправляет на девчушке бантики. У той в руках букет.
   - Ты помнишь, когда будешь вручать? Мне пора, сейчас папа подъедет, жди.
   - Помню, мама, после «Щелкунчика».

Заглядываем в программку.
Расширили концерт. После антракта - Музыкальная композиция из балета «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», ария Лизы и Германа из оперы "Пиковая Дама".
Усилен и состав солистов.
Всё-таки приехал известный виолончелист Марк Дробинский (Франция).
Солисты из России, Украины – Ирина Крикунова (сопрано); Виктор Луцюк (тенор).
У пульта  Главный дирижёр - народный артист Беларуси Александр Анисимов.

В зале всюду приставные стулья.
Приятная взволнованность ожидания…
   - Ты своих не видишь? – спрашивает Ната.
   - Пока нет. Может быть наверху, а может быть, продолжают спор. - Обе смеёмся.
   - А вообще много молодёжи, - подхватывает разговор Зоя, - как жаль, что с собой Варю не взяла. «Щелкунчик» в любом варианте для неё праздник.

Первые звуки оркестра…
Шорох программок и лёгкие вздохи…
Неторопливое вступление…  фантазия  «Франческа Римини», ор.32.
Воздушность звуков заполняет зал.
Признание Франчески, переданное звучанием кларнета,… удивительная проникновенность, вершина любви и счастья.
Звучат фанфары… жестко, пробуждая слушателя от сладких фантазий. Житейская драма – расплата за «преступное» счастье…

Сила музыки такова, что, слушая признания влюблённых из далёкого далека, исчезает время. Исчезает история отдельной судьбы. Это о вечном. РАЙ и АД…

Концерт №1 для фортепиано с оркестром одно из самых популярных произведений Чайковского.
Но, что поразительно, сколько бы раз ни встречался с Первым концертом, всегда открытие, всегда наслаждение почувствовать, что именно  сейчас, как бы  впервой, ощущаешь эту выразительную яркость, неудержимую темпераментность.
Знатоки говорят, что концерт требует больших усилий.
Наш оркестр так виртуозно исполнял этот классический образец первого русского фортепианного концерта, что кроме подлинного счастья, объединяющего всех в зале, истинного состояния торжества человеческого духа, никакие иные чувства и мысли не мешали в эти минуты…

За спиной уловила отрывок фразы: - «Такая музыка лишает нас ощущения старения, заключая в себя вечность».

Глубоко и точно.
Насколько же целительны эти ощущения.
Вот это, пожалуй, и есть квинтэссенция концерта.

Вспомнила своих молодых собеседников. Вот бы им это услышать и понять…

Возвращались с концерта и чувствовали.... всё было в радость: и улыбающиеся лица людей, и громкий спор молодых музыкантов, которые торопливо обгоняли нас со скрипками в руках.

   - Вот так, за один вечер такой оркестр! Арии из великой оперы! Почти зримый танец маленьких лебедей, - мечтательно рассуждала Зоя. - Это точно, что помолодели на десятки лет, когда только-только начинали всё это открывать.

Шли, напевали знакомые мелодии.
И без устали вспоминали слова Анисимова: "Спасибо вам, наши дорогие слушатели. Классической музыке жить в веках, коль, несмотря на все сложности жизни, вы здесь, вы с нами. Ждём вас в новом сезоне!".

И этот раскат в зале...."Обязательно будем!".
Аплодисменты, цветы. Мои соседки смахивают слезу.

Вдруг, мне совершенно неожиданно вспомнился лозунг в нашей бане - «День, проведённый у нас, омолаживает вас на пять лет!».

А музыка… вне конкуренции, сильнейший сеанс оздоровления духа, зарядка на преодоление неминуемых рытвин и ухабов будней…

Смеясь, рассказала подругам.
   - Повесь у себя в подъезде лозунг: - «Поколение «пепси», слушайте классическую музыку! И будет вам счастье!», – даёт совет Ната.
Она как всегда, с юмором и точна. Математик.

Вот так и закончился подлинно счастливый день нашей жизни…


Рецензии
Добрый день, Дина!

"Я знаю, - вступил в разговор паренёк с сумкой для ноутбуков, - что классика необходима, только не знаю зачем".

Без классики - пропадем по одиночке.

Классика потому и классика, что написана на века.

Соседка ходила на спектакль - Ревизор.
Сказала мне, - Ведь все про нас. Как настоящая современность.
- Это и есть настоящая классика.

Давно нет Бетховена, но Лунная Соната до сей поры трогает душу.
Так что классика бессмертна. Она трогает струны души.

А все, что не трогает, все временно.

Спасибо!

Хорошо написано.

С симпатией, Любовь.

Любовь Григорьева 2   10.03.2017 10:10     Заявить о нарушении
Доброго дня, Любовь!
Так приятны ваши строки...полное совпадение.
Классика..то, что о вечном...
Катарсис души.
С сердечностью,

Дина Иванова 2   10.03.2017 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.