III. Дневники Принцессы Аликс в отрочестве

Перевод с английского.

Составитель монахиня Нектария (Мак Лиз).

Русский текст Вячеслава Марченко.

Консультант перевода Ричард (Фома) Бэттс.



Викторианская привычка вести дневник была несомненно передана Принцессе Аликс ее бабушкой, Королевой Викторией, и ее старшими сестрами. Сначала она вела дневник редко, между записями промежутки в недели, иногда – в месяцы. Ее первый дневник, написанный в 1884 году в возрасте 12 лет, – это маленькая черная карманная книжечка, размером примерно 8 Х 13 сантиметров, с разграфленными меточками, на которых она писала карандашом. Стиль письма соответствовал моде того времени, когда дневники были “записями событий дня”, и не выражал внутреннего мира автора.

В 1888 году, в возрасте 16 лет, Принцесса Аликс начала вести дневники с все возрастающей регулярностью, и эти ее записи о повседневной жизни на протяжении четырех последующих лет сохранились. Поскольку рутинные записи и отсутствие личных комментариев могут сделать чтение ежедневного дневника молодой девушки скучным, в книгу включены немногие из этих записей, дабы дать только почувствовать течение жизни Принцессы в те ранние годы.

Дневники дают картину жизни Аликс в ее юные годы. Кроме общих нескольких предметов, она много внимания уделяла языкам – французскому, немецкому, английскому. Даже после окончания школы продолжала брать уроки игры на пианино, занималась пением, рисованием, живописью и позднее, по ее собственной просьбе, физикой и электричеством, а также итальянским языком. Она хорошо знала пьесы, оперу, балет. Среди упоминаемых ею названий есть “Лоэнгрим”, “Тангейзер”, “Айвенго”, “Макбет”, “Гамлет”, “Севильский цирюльник”, “Кармен”, “Травиата”, увертюра “Вильгельм Телль”, “Микадо”, “Тристан и Изольда” Вагнера и цикл “Золото Рейна”.

В ранние годы Александра Феодоровна уже страдала ужасной лицевой невралгией, которая всю жизнь мучила ее. Она стремилась скрыть свое состояние от окружающих, и только близкие знали о той боли, которую девочка терпела почти ежедневно. Ее суровое выражение на многих фотографиях – это результат не только застенчивости, но и боли, и на протяжении всей ее жизни из-за этого трагического обстоятельства ее клеветники приписывали это выражение надменному высокомерию.

Когда она была здорова, Принцесса Аликс проводила свой досуг, как любая другая молодая девушка. Она упоминает катание на коньках, санках, любование звездами, занятия живописью, рыбной ловлей, танцами, пением, теннисом, верховой ездой, настольными играми, в том числе картами (вист, халва, бзик), проводит время с поварами на кухне и в кузнице; ее любимым занятием было одно время наблюдать за маневрами солдат герцогства.

Ее мать умерла, когда Аликс было четыре года, но глубокое чувство сострадания к обездоленным передалось от нее к дочери. В письмах Аликс в ее молодые годы мы встречаем упоминания о ее посещениях госпиталя, о постоянном вязании теплых зимних вещей для бедных соседей и любовную заботу о близких. Как младшая дочь и единственная, которая еще жила дома, она много времени проводила с отцом. Она близко к сердцу принимала его интересы и была товарищем ему в течение последних лет его правления в маленьком немецком Гессен-Дармштадтском княжестве. Эта обильность подготовки сослужила ей хорошую службу. В течение всей своей замужней жизни Александра Феодоровна не только могла проявлять интерес к служению мужа, но предпринимала и собственные гигантские усилия по организации благотворительной деятельности в России, используя опыт юных лет.

Позднее в дневниках Аликс мы видим первое упоминание о некоем русском дворянине Николае Романове. В этих отрывочных маленьких записях видна прекрасная юная девушка, которой предстояло стать одной из самых замечательных женщин века и одной из великих Святых.

                Монахиня Нектария (Мак Лиз).




Отрывки из дневника Принцессы Аликс Гессенской,
1884 – 1887 годы
(В 1884 году Принцессе Аликс было 12 лет)


Сон в летнюю ночь

Фисба Эрни

Пирам Элла

Стена Ирэн

Лев ~

Луна Аликс



Моя роль:
“Двурогую луну фонарь являет сей, а я тот человек, что обитает в ней”.


Все, что я хочу сказать, это сообщить, что этот фонарь – луна. Я – человек на луне, этот куст боярышника – мой куст, а эта собака – наш Чарли. 1884 год, январь.


Это было в субботу вечером. Папа и Виктория, а также горничные смотрели, и это их всех очень позабавило.

Аликс,
Дармштадт, земля Гессен.

-----

Дядя Лео умер 28 марта 1884 года. Большая потеря для всех нас.

-----

Въезд в Санкт-Петербург был в субботу, 14 июня 1884 года, днем в 3-4 часа.



Приехали в Петергоф 17 июня 1884 года, а уехали 27 июня 1884 года. Мы ездили в Санкт-Петербург на 4 дня – с субботы до вторника. Петергоф – самое замечательное место. Вода такая красивая.



В день приезда Русская Императрица (тетя Минни) подарила мне и Ирэн по красивой брошке.

Солнце в Петергофе встает на 7 часов и 7 минут раньше, чем в Берлине.

-----

Эрни застрелил своего первого оленя 29 июля 1884 года. Вольфсгартен.

-----

Конфирмация Луизы Уэльсской была 7 августа 1884 года.

-----

Тетя Элен родила мальчика 17 июля 1884 года.

-----

Как подарок на Рождество я хочу получить какие-нибудь старинные картины. (Получила их).

-----

Тетя Беатриса была в Осборне 24 июля 1884 года.

-----

Вики в Швеции родила мальчика 18 июня 1884 года.

-----

Помолвка Э. и Т. была в ноябре 1884 года, В. и Л. – в июне 1884 года. Часто получаю письма от Э. и С.

-----

Придворный бал был в Алтай-Пале 28 января. Другие пошли туда в четверть 9-го и вернулись в половине 3-го (Дармштадт, 1885).

Бал здесь, в нашем доме, был 17 февраля 1885 года. Он начался незадолго до 9-ти и закончился в час.

-----

Вильям, герцог Нормандский, приказал, чтобы в 8 часов вечера все тушили огонь и звонили в специальный колокол (его звон был сигналом для этого).

-----

Книга “День страшного суда” была написана по приказу Вильяма-Завоевателя, и описывает, как делили дома и земли, и имена владельцев были также записаны в эту книгу.

Вильям умер в 1087 году. У него было три сына – Роберт-Вильям, Руфус и Генри I.

-----

9 февраля 1885 года в Салбоне было представление живых картин... очень хорошее. Участвовали дамы и господа. Сценки были – “Der Schimmel” и “Papa hat es Erlaulet”. Живая картина “Heilige Elisabeth”, 1885.

-----

Дочку Виктории зовут Виктория Алиса Елизавета Юлия Мария, она родилась 25 февраля 1885 года в Виндзоре в той же самой комнате, что и сама Виктория. День рождения у нее тот же, что и у Алисы Албанской.

-----

Я еще такая молодая, а уже тетя. Только подумать, как быстро пролетело время со дня смерти Мэй и дорогой Мамочки.

-----

Бабушка (бабушка Аликс по отцу – ред.) умерла 27 марта 1885 года в субботу в 6 часов в своем доме. Мы были там с утра – пришли туда вскоре после 9-ти часов и ушли час спустя после того, как она отошла. Во вторник, в день рождения Императора, мы снова ее видели. Она была похожа на спящую, такая спокойная, и на белом холодном лице легкая улыбка.

В пятницу был день рождения Нэнни и князя С. из Пруссии и годовщина смерти бедного дедушки. Он умер год назад в это же самое время. В среду утром в 8 часов похороны. Это было действительно очень печально. Погода была прекрасная, но холодная. Мы были дома в четверть 11-го.

-----

Помолвка бабушки была в Фушбахе. Я была очарована Фушбахом. Вокруг такие красивые холмы.

-----

Июнь 1887 года. Я так счастлива снова видеть Виндзор. Я была здесь в последний раз в 1879 году маленькой девочкой и помню немногое.



Сны,
1884 год

I. Эйлерс и Рихминн лежали раненые на Гайдлебургер штрассен. Рихминн сказал, что он не против умереть, только сожалеет, что опера понесет такую большую потерю, когда он умрет.

II. Что наша большая группа собиралась поехать на пароходе, но, чтобы на него взойти, нужно было спрыгнуть немного вниз. Подошла моя очередь. Я прыгнула, но однако осталась высоко в воздухе, придерживая вокруг себя раздувающиеся нижние юбки, и кричала, что кто-то меня убивает. Я сказала тогда: “Ты...”, но как раз в этот момент Гретхен меня остановила и велела мне не использовать в разговоре с людьми такие выражения, поэтому я ничего больше не сказала, кроме “Ты...”. Пока я все еще была в воздухе, все другие отправились на пароходе.

III. Мы в такой-то больнице. Людвиг в постели. Виктория стоит. Двое мужчин умирают в комнате. Внезапно входит бабушка, и кто-то в нее стреляет. Я обнаруживаю, что на дереве сидит человек, который это сделал. Он слезает вниз и медленно уходит. Я выглядываю из окна, он это видит, улыбается, кланяется, и я узнаю одного из молодых людей, которые катались с нами на коньках в Аничкове, и на нем была зеленая шапочка. В действительности никогда не каталась с ним на коньках.


Отрывки из дневника,
1888 год
(В январе 1888 года Принцессе Аликс было 15 лет)



1 января, воскресенье.

Мы все ездили на санях в городскую церковь. Там мы с Папой видели народ. В 11.30 пошли к дяде Александру на завтрак. Играл оркестр. Вернулись в 3.30. Вечером мы ходили в оперу. Я в первый раз слышала “Кармен” и была очарована, особенно музыкой. Спать, очень холодная погода.



2 января, понедельник.

В 9 завтрак. Потом кое-что писала для проф. Телля. Потом Папа взял нас обоих в конюшню посмотреть санки. В 12.30 завтрак. Потом мы переоделись и приготовились к санному походу. В 1.30 мы отправились. Папа правил. 28 саней. Там закуски, танцы. Вернулись незадолго до 5-ти часов после дня развлечений. Пили чай. Ужин. В постель. Приятный день, не слишком холодный.



3 января, вторник.

Снова начались мои уроки. В 8 проф. Телль. В 9 завтрак и прогулка. Потом еще уроки (я не помню, что мы делали в эти дни, поэтому оставлю пустое место).



6 января, пятница.

Занятий с проф. Теллем нет из-за моего кашля. Завтрак в 9. Папа в постели с сильным кашлем и головной болью. Ирэн и я ходили на прогулку с Вильгельминой. Практиковались. Фрейлейн Тесктор после 12 ч. – 1,5 ч. Потом самоподготовка (обычно домашняя работа или заучивание для декламации или пьесы). В 2 ч. обед наверху в комнате с балконом. Мы проходили английский урок с М.Х.Й. (Айнзидель). Чай внизу в 5.30. Папе не лучше. Много спит. Ходила к Папе и читала ему. Потом он ходил в своих комнатах. Кашляет примерно так же. (Погода тепловата, на улице очень скользко). Спать.



7 января, воскресенье.

Все еще кашель.



11 января, среда.

Погода мрачная.

В 8 ч. проф. Телль. Все еще болит голова. В 9 завтрак. Папа чувствует себя лучше. В 10 я ездила с мисс Джексон. 11.15 – урок с фрейлейн Тесктор до 1.30. Потом музыка. В 2 завтрак. Потом я сидела у Папы. Он пошел спать, но потом встал. Однако ужинал в постели. После 4 ч. я читала по-французски с М.Х.Л., с 5 до 6 был урок музыки с фрейлейн В. Бехтольд. Потом пили чай, а после этого уроки до 7.30. Потом сидела с Папой. В 8 ужин, а потом пошла спать.



12 января, четверг.

В 8 фрейлейн Бехтольд. Потом завтрак. В 10 я пошла на прогулку с Вильгельминой. Потом повидала Папу. Ему не лучше, сильно кашляет. Потом уроки. В 2 обед. Потом я оставалась с Папой и отдыхала из-за сильной головной боли. Когда Ирэн вернулась со своей прогулки, поднялась наверх и делала уроки. В 5.30 чай. Потом снова учеба до 6.30 и без четверти 7 я пошла спать из-за сильной головной боли.

Пасмурно.



13 января, пятница.

В 8 ч. урок с профессором Теллем. У меня снова кашель и очень сильно болит голова. Ездила с мисс Джексон. Обедали одни. Час посидела с Папой, а потом пошла в постель с РАЗЛАМЫВАЮЩЕЙСЯ ГОЛОВОЙ.



14 января, суббота.

До полудня оставалась в постели с сильной головной болью. Встала на час и снова легла. Чувствую себя совсем плохо.



15 января, воскресенье.

Плохая ночь. Страшный холод. Болит голова. Температура 39;. Беспокойство. Придворные дамы очень добры, читают и разговаривают со мной. Есть не хочется.



16 января, понедельник.

Плохая ночь. Холодно и знобит.



17 января, вторник.

Беспокойная ночь. Озноб. Жар. Еще мышь мешала. Боль в глазах. Придворные дамы мне читали и играли в игры. Получила письмо от Эллы, Люси и бабушки (Королевы Виктории – ред.). Есть не хочется. Доктор Элг. дал мне маленькую дозу антифибрина, чтобы я могла заснуть.



18 января, среда.

Чувствую себя примерно так же. В первый раз за последнее время хорошо спала. Мне сегодня читали, я немного водила ручкой по бумаге, так как с головой стало получше. Играли в игры, отдыхала.



8 мая, среда.

Умер бедный Император Вильгельм.



24 мая, четверг.

Утром свадьба Ирэн (сестры Аликс – ред.) и Гарри, потом обед, потом они оба отправились в Эрдмансдорф. Мы все, и Элла с Сергеем, вечером – в Дармштадт.



28 мая, среда.

День рождения дяди Лео. В 9 завтракали. Потом оделись для моей конфирмации, которая была в 11.30. Были гости – Элизабет и Гарри. Я чувствовала себя... но все прошло хорошо. В час семейный обед. Получила много прелестных подарков. Днем ездила кататься. Готовила дом. задание на завтра. Прекрасный день. Прекрасный ужин.



30 мая, пятница.

В 8.30. завтрак. В 9 – на Причастие. Чувствовала себя очень... Потом шоколад. В 9 снова служба.

Концерт в городской церкви вечером (“Страсти Господни”). Прелесть. Ходили туда пешком.



6 июня, среда (день рождения Принцессы Аликс – ред.).

Прекрасный теплый день. Папа ездил в город. Он был не слишком долго. Папа и 3 моих дяди приехали в 2 – получила много хорошеньких подарков. Играл оркестр. Обед. Вечером фейерверк.



15 июня, пятница.

День свадьбы Эллы, 1884 год. День смерти Чарли, 1885 год. Сегодня утром умер бедный дядя Фритц.



12 сентября.

День рождения дорогого Папы.



18 октября, четверг.

День рождения бедного дяди Фритца. Отменили театр.



21 октября, воскресенье.

Ездили смотреть “Лоэнгрина”.



1 ноября, четверг.

День рождения Эллы. В честь этого приехал дядя Христиан. После завтрака я позировала для портрета, потом уроки. Потом обед. Пока Папа позировал, я сидела у него. Потом ездила с Гретхен. Потом легла в постель из-за мучающей меня невралгии. Снова лучше. Чай.



8 ноября, четверг.

Завтрак. Ездила в Герннгартен с Гретхен. Уроки. Обед. Вместе с Ирэн ездила в больницу Алисы. Урок музыки (в 8 рук). Ужин. Ложусь спать в 10.30. Сегодня холодно и сыро.



28 ноября.

День рождения дяди Генри. Очень рано утром приехали Элла и Сергей.



3 декабря.

Элла и я сфотографировались в бальных платьях.



4 декабря.

Покупки. “Ланселот”.



5 декабря.

Пока Элла здесь, у меня нет уроков.



6 декабря.

Видела дядю Александра. Выглядит не очень хорошо. “Травиата”.



7 декабря.

“Д-р Корнелиус Восс”. Весьма забавно.



9 декабря.

Дядя так болен, боятся, что долго не протянет. Церковь. Дядя очень плох. Лучше напишу позднее. Сандро вызвал Папу.



10 декабря.

Элла и Сергей не могут уехать, пока дядя так болен.



Отрывки из дневника,
1889 год

Надпись на форзаце: Аликс Гессенская, 1 января, 1889.



1 января, вторник.

В 9 мы завтракали, потом побежали к дамам. За завтраком для них был сюрприз. В 11 в Никольскую церковь. Прекрасная проповедь, но слишком длинная. В 1.30 у нас обед... потом мы трое вместе писали письма в библиотеке, а потом немного занимались русским языком. В 7.30 мы трое вместе поужинали, а потом пришли дамы и мы играли во всевозможные бессмысленные игры. В постель в 11.30.



2 января.

Завтракала в 9. Потом мы втроем ездили на замечательную прогулку, там выходили и гуляли. Было холодно и скользко.



В России.


30 января.

Элла и Сергей встретили нас в Царском. Прибыли. На станции все Великие князья, и Император, и Ники. Поехали в Аничков повидать тетю Минни (русскую Императрицу Марию Феодоровну – ред.) и других кузенов и пили там чай.



2 февраля.

Из-за страшной простуды завтракала в постели. Потом пошла в гостиную, где провела день на диване. Элла и мисс Китти в соседней комнате занимались пением. Пришел Папа. Обедали одни, так как остальных не было дома. Приходила ненадолго Вильгельмина, а потом с 3.30 до 5 ч. была Ксения (сестра Наследника Николая Александровича – ред.). Вместе пили чай. Потом пришли Папа и Элла. Он читал нам на французском. Ужинали в 7. Другие поехали ужинать в Аничков, а потом Папа, Эрни и Ники отправились в цирк. Немного поиграла на пианино и пошла спать в 8 ч.



9 февраля.

Элла принимала дам. Я смотрела из-за ширмы.



10 февраля.

Ходили в немецкую церковь. Катались на коньках и с горок днем в Аничковом саду... ужинали в 7.30, потом Элла и я пошли в Зимний дворец, где мы оделись для бала (белое и бриллианты), с цветами и поясом.


1. Кадриль с Павлом

2. Кадриль с Костей

3. Кадриль с Сергеем

4. Котильон с Ники

5. Мазурка с Сергеем

Круговые танцы с:

Дерфельдау, Костей, Павлом,

Ники, Толей, Гадоном, Шиллингом.


За ужином сидела между французским посланником и старым генералом Гейденом. Бал был очень приятным и длился недолго.



11 февраля.

Катались на коньках. Ходили на “Микадо”: давали на немецком языке.



12 февраля.

Другие пошли на вечер, а я в постель.



24 февраля.

...За ужином сидела между Ники и?..



9 марта.

Элла с семьей до завтрака поехали в церковь, там они причащались. В 12 Папа, Луи, она и я пошли в немецкую церковь. Я приняла Святое Причастие. Обедала дома. Сильная головная боль. Мальчики увлеклись бадминтоном. В постель очень поздно.



11 марта.

Попрощалась с тетей Минни. Наносила визиты, а потом каталась на коньках. В последний раз съездила к кузенам на чай. Грустно, но нужно. Шалили. Играли в волка и овец. Дома в 9 ч. Ужин. Отправляюсь смотреть “Золото Рейна” Вагнера.


Рецензии