Дерево

                Д Е Р Е В О

Деревья умирают стоя.
Камнями бросают по тому дереву, на котором растут стоящие плоды, - восточная пословица.
Скрипучее дерево долго стоит.
Даже дерево себя в росте выправляет.
У каждого дерева есть своя тень.
И лес шумит дружней, когда деревьев много.
Дерево славится листом, а одежда теплом.
Сырое дерево гниёт, пока не высохнет.
Не беречь поросли, не видать и дерева.
Далеко сосна стоит, а своему бору шумит.
Где сосна взросла, там она и красна.
Пусть хоть ворон принесёт жёлудь, лишь бы ему на родную землю упасть.
Хороший человек, как дерево, где корни пустило, там и зеленеет. (Узбекская п.)
Дереву цена по плодам, а человеку по делам.
Шумна сосна, да только со сна.
На худом дереве плода нет, в пустом слове проку нет.
Пересаженное дерево не скоро растёт. (Польская п.)
Хочешь жить и дышать – сажай деревья. (Американская п.)
Спиленное дерево всегда волнует.
С какой доверчивостью и беззащитностью встречает дерево человека.
Зелёная корона жизни требует глубоких корней.
Фруктовые деревья в саду лучше развиваются, чем в одиночестве.
Когда ешь плоды, помни о том, кто посадил дерево. (Вьетнамская п.)
Сажай такое дерево, которое давало бы плоды, а не такое, которое даёт колючки. (Таджикская п.)
Дерево без птиц – бесплодное дерево. (Лаосская п.)
Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт.
Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Дерево с сильными корнями смеётся над бурями.
Не по цветам на ветке, а по корням распознают дерево.
Спилил дерево, чтобы поймать аиста. (Китайская п.)
Корьё на мыльё, а дуба не стало.
Деревья растут для всех.
Плодоносящее дерево можно срубить и наестся один раз, а можно оставить его плодоносить и кормиться много лет.
Дерево славится плодами, а человек – трудами.



ПОВЕРЬЕ:
Прокудливое дерево, при рубке падающее на север или на запад, непригодно для строительства дома.
Тополя – священные для греков деревья.


     В 1706 г. Пётр 1 издал указ, запрещающий уничтожать насаждения шелковицы и приказал сажать тутовые деревья на Украине, в Московии и других областях.

Одно дерево даёт возможность дышать трём жителям Земли.
Клёнов в нашей стране насчитывается 25 видов. Дерево которому поклонялись древние люди.

     В лесу выделялись особые, «почитаемые» деревья, обычно непомерной высоты или толщины, овеянные местными легендами. Предания могли, например, говорить, что на самом деле это вовсе не дуб или вековая сосна, а праведный человек, живший когда-то давно и за беспорочную жизнь удостоенный посмертной награды – превращения в благородное дерево. Подобное дерево считали хранителем и помощником человеческого селения, оно «не пропускало» к нему врагов – проходя мимо, те неминуемо должны были ослепнуть или по крайней мере сбиться с дороги. Такие деревья и по сей день украшают наши леса, только теперь их называют памятниками природы. Они подчас имеют признаки долго сохранявшихся языческих верований и культовых обрядов. Так, оградки, которыми обнесены деревья, нередко находятся точно на месте оградок установленных ещё при языческих поклонениях. А на дне рек и озер кое-где лежат затонувшие стволы древних дубов, и в морщинах их окаменелой коры можно обнаружить следы от клыкастых челюстей (или сами челюсти) диких вепрей, когда-то укреплённых здесь охотниками…
                Мария Семёнова «Мы – славяне»

Сделать стих я тоже б мог, но сделать дерево – лишь Бог!
                Джойс Килмер

     Древние люди, в отличие от большинства современных, твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет от боли. (Кстати, научные исследования подтвердили долго казавшееся наивным пережитком языческое убеждение: растения действительно чувствуют боль!) Стало быть, рассуждали наши предки, надо объяснить дереву, что ты не ради баловства, а по крайней нужде покусился на его зелёную жизнь. А ещё – положить рядом с деревом угощение, чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться, - сгладить, таким образом, её тяжкие страдания. Так поступали европейские, и африканские дровосеки. А сербы на свежем срезе пенька тем же топором срубали голову курице – совершали жертвоприношение лесному духу.
     Вернувшись из леса, непременно следовало вымыться в бане и попоститься. (Кстати, точно так же поступали после охоты на опасного зверя или убийства врага.) В некоторых африканских племенах пищевые запреты после рубки железного дерева соблюдались целый год! Всё это время «древоубийцы» жили в отдельной хижине и не смели сесть к общему очагу, чтобы не навлечь беду на родных. Ведь обиженный древесный дух мог оказаться весьма опасным!
                Анна Толкачёва «Бог-кузнец и волшебник- плотник»

     …Одно из чудес Господа, имея таинственное значение, не сопровождалось никаким видимым благодеянием кому либо из человеков, знаменуя благодеяние, готовое излиться на всё человечество. Чудом было умерщвление бесплодной, богатой одними листьями смоковницы. Это дерево упоминается Писанием между деревами райскими при сказании о грехопадении праотцев. Оно послужило им листьями своими для прикрытия наготы, которой праотцы не примечали до впадения в грех, которую открыл им грех. Может быть, плод смоковницы райской был плодом воспрещённым. Господь не обрёл на смоковнице плода: Он искал его на ней безвременно, Он попустил плоти Своей безвременное желание пищи, чем изображается неправильность пожелания праотцев, которое, как и все немощи человеков, Господь понёс на Себе, и уничтожил Собою. Не обретши плода, Господь отверг и листья, уничтожил самое существование дерева: другое дерево, дерево крестное уже приготовлялось в орудие спасения человеков. Дерево, орудие погибели человеков, умерщвляется повелением Спасителя человеков. Таинственное чудо совершенно в присутствии одних наперсников таинственного  учения, святых Апостолов. Оно совершенно пред самим вступлением Богочеловека в подвиг искупительных страданий за человечество, пред восшествием на крест.
              Епископ Игнатий (Брянчанинов) «О чудесах и знамениях»

     …Самобытного умельца, очевидно мало слушали односельчане, а рассказать хотелось многое. Он принёс из сеней три чурки, молоток деревянный и стал показывать, как гудит каждое дерево. Чурку он держал в руках, всё время постукивал по ней молотком с разных сторон и спрашивал: чувствуем ли мы разницу? Когда нужного ответа не было, он подсказывал. Оказывается, та сторона чурки, которая была при жизни дерева ближе к комлю, звучала суше, неохотней. А та, что к вершине – яснее, звучание, веселей даже.
         Анатолий Статейнов. Газета  «Литературный Красноярск» за 16 мая 2008 г.

     …Дерево – это тоже не только ветви и листья, но и тень под деревом и небо сквозь них.
                Андрей Битов.

     Я засыпал под тихий, неслышный дождь и думал о том, что хорошо бы посадить на «моей земле» дерево. Выросло бы оно большое-пребольшое, и птичка свила бы на нём гнездо. Я закопал бы плоды шипицы под деревом – шипица – дерево ханское, платье на нём шаманское, цветы ангельские, когти дьявольские – попробуй сунься, кошка!
                В.П. Астафьев «Последний поклон»

    - Любое  дерево, сынок, понимать надо, - начал Илья Михайлович. – И относиться к нему уважительно. От каждого дерева своя польза есть. Я вот грабли делаю. Вещь нехитрая, а ведь не всякий знает, какое дерево для них годится. Из дерева одной породы грабли не сделаешь. На палку, к примеру, молодые ёлки идут, они прямые и лёгкие. Только выбирать их надо так, чтобы леса не портить, рубить там, где они загущены и мешают друг дружке. Поперечину у граблей делать лучше всего из берёзы, она крепкая. А в зубья, наоборот, мягкость нужна, поэтому самые хорошие зубья получаются из рябины. На дужки же можжевельник требуется, он упругий…

     - Осина, сынок, дерево тоже полезное. Напрасно его ругают. Из неё срубы в колодцах ставят. Вначале вода погорчит, но потом будет хорошей, а срубы долго стоят. Я тебе так скажу. До революции в одной деревне мужик у барина леса попросил – избу поставить. А барин скупой был, не захотел сосну мужику дать, бери, говорит, осину. Всяк понимает – какой же дом из осины? Только мужик тот толк в дереве знал. Выбрал он себе в лесу осиновые стволы, а рубить их не стал. Лишь ветки срезал и шкурил. И простояли те деревья голыми целый год. Твёрдыми-твёрдыми стали. Через год мужик их срубил и такую избу поставил – топор от неё отскакивает. А ещё на Руси издревле покрывали осиновым лемехом – серебристой чешуёй – луковичные купола деревянных церквей. Между прочим, на лемех не всякая осина годится, брали лишь ту, что между двух сосен росла – у неё древесина крепче и цвет приятнее…

     - Дома, Ванюша, самые лучшие те, которые народ веками делает для своей местности. Народ в свое жилище разум вкладывает. Ты возьми сосновую избу. Ничего умнее, здоровее для нашего климата не придумаешь. Конечно если построить по правилам…
                Виктор Суханов «Ванюшкины игры»

     - Изот Иванович, как же вы теперь? Поделитесь опытом жизни в раю…
     - А что, живу. Скарбное от браконьеров берегу. Видели табличку при входе в лес: «Кто посадит дерево – того внуки вспомнят! Кто сломает – того и дети проклянут!» Моя это программа.
                Олесь Гончар «Собор»

               ДЕРЕВЬЯ
У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинули ветви
Большие деревья.

Их деды сажали
Своими руками.
Себе на утеху
И внукам на память.

Сажали, растили
В родимом краю.
Характеры дедов
По ним узнаю…
           В. Солоухин 1924 г.

     Каштаны в центре Москвы! Липы, тополя, а не каштаны на площади и на новом Арбате. Возле библиотеки имени Ленина тоже липы, тополя. Что Игорь, не помнит?
     Он проиграл – это были настоящие каштаны: и у библиотеки Ленина, и на Арбатской площади…
                Михаил Коршунов «Подростки»

Дерево стояло у воды.
В дружбе было дерево с водою,
Но однажды, раннею весною,
Кто-то вздумал осушить пруды.

Омутами обозначив путь,
Уходила блещущая влага.
И стояло дерево-бедняга
И листом боялось шевельнуть…
               Леонид Завальнюк  «Дерево»

     Клён рос оттуда, еде были его, Николая, давно умершие отец и мать, деды и бабки, и в то же время он стремился туда, где, должно быть, горько плачут нерождённые дети Татьяны. И клён понимал его, как может понимать одинокая душа другую одинокую душу. Он – брат, родной, роди-и-мый!
     Николай и себя чувствовал клёном, он ощущал, как узловатые руки его, словно глина в засуху, потрескавшиеся от долгой работы, становятся ветками и тянуться, тянуться туда, в небо, в будущее, которого уже не будет…
                С. Ионин «Вьюги земли»

Приходи в разбитых кедах,
В дверь тесовую ударь.
Подари мне ветку кедра,
На которой пел глухарь.
Пусть ворвутся с веткой этой
В дом мой вздохи ветерка,
Соболиные рассветы,
Лебединая тоска,
Перекличка лесорубов,
Да душистые снега,
Да моралий голос трубный,
Призывающий врага.
Даль на сотни километров,
Да небес осенних хмарь…
Подари мне ветку кедра,
На которой пел глухарь.
          Иван Синюгин

                ДЕРЕВО – ДОНОР  ИЛИ  ВАМПИР
    
     Не зря говорят, что перед тем, как принять важное решение, нужно постоять под дубом.
     С точки зрения биофизики, дерево в таких случаях является донором, отдающим свою энергию для подзарядки человека. Можно предположить, что получив от нервной системы информацию о каких-то неладах в системе его жизнеобеспечения, хотя бы о том же энергетическом дисбалансе, дерево старается устранить их. Живое помогает живому. Однако, как показали исследования, не все растения доноры одинаково способны на это. По силе воздействия на первом месте стоит дуб, особенно благотворно сказывается на умственной деятельности. Далее в порядке убывания идут сосна и ель, акация, клён, берёза, рябина.
     Но при всей полезности «древесной энерготерапии» следует учитывать и её особенности. Так, сосна по народным приметам генерирует «тяжёлую» энергию, восприятие которой человеческим организмом связано с большими нагрузками. Поэтому людям с больным сердцем или предрасположенным к мигреням не рекомендуется долго находиться в сосновом бору. А вот акация – универсал. Её излучение придаёт бодрость всем, и прежде всего женщинам. Клёны же хорошо воздействуют на человека совокупным биополем. Именно поэтому ими обсаживают аллеи, где они образуют как бы сплошной биоэнергетический туннель.
     Берёза, если верить народной мудрости, требует к себе индивидуального подхода: Она щедра только к тем, кто любит её, поскольку в информационном плане растение способно отличать то или иное состояние психики человека, именно оно, в свою очередь, может быть «спусковым крючком», который вызывает ответное биоэнергетическое  излучение берёзы-донора.

СИБИРСКИЙ  КЕДР. Мелкие орешки сибирского кедра, вкусные и питательные, знают, вероятно все, но немногие знают, что дерево это вовсе не кедр, а особый вид сосны. Оно и похоже на сосну, только хвоя у него несколько иначе расположена, темнее, гуще да и всё дерево гораздо пышнее обычной сосны. Настоящие же кедры – ливанские, атласские гималайские – в нашей стране растут только кое-где в парках, а их семена-орешки совсем несъедобны.

             СОСНЫ
             В. Башкин  1903 г.
Хмурые сосны шумят под окном,
Ветер качает вершины их сонно.
Слышу, как шепчут они монотонно –
Всё об одном, об одном:

«В скучном краю родились мы на свет,
В скучном краю счастья нет!
Серым ненастьем измучены мы,
Жизнь наша хуже тюрьмы.

Ждать и желать мы забыли давно,
Холодно нам и темно.
Здесь можно только страдать и терпеть,
Здесь хорошо умереть».
               
     …туда, где распускают первые листья тополя. Их почки словно малахитовые мудренькие жучки. Аллея тополей зелена и прозрачна, а мудренькие жучки не совсем иж малахитовые. Они дышат. Их дыхание ароматно, оно сладковато-клейкое, как сама листва. От этого дышать становится весело, чувствуешь себя юным и счастливым, будто кто-то тобою любимый и сам тебя любит.
                Юрий Куранов «Сердце ключей»


Рецензии