Самарские отшельники

Биологи говорят, что у  человека в наборе генов есть особый ген, отвечающий за предрасположенность к изоляции. Это ген эскапизма – стремления жить в  полном одиночестве, отгородившись от мира, отшельничества. Отшельники были на Руси ещё до введения христианства. Люди всегда относились к ним с опаской и уважением. В Жигулях во все времена по природным пещерам жили люди «древнего благочестия». Недавно самарские спелеологи нашли ещё одно подземелье, где, возможно, также жили средневековые эскаписты. Первое летописное упоминание о самарских отшельниках фигурирует в истории о приезде митрополита всея Руси Алексия в наши места. Путешествуя в столицу Золотой Орды в 1357 году, он встречался с отшельником, жившем в самарском урочище.  - Высадившись ранним летним утром в месте средневековой переправы через Волгу, известной  нынешним жителям Самары как «Дно», Алексий совершил довольно сложное для своих лет  (ему было  уже за 65) путешествие, - напомнила историю пребывания в Самаре   чудотворца и впоследствии небесного покровителя Самары    краевед Галина Рассохина. - Путь Алексия лежал среди густых дубрав, на месте которых нынче находятся Иверский монастырь, Струковский сад, набережная, до улицы Водников и далее, до  стрелки Самары и Волги. И во время совместной молитвы и знаменитых слов «на сём месте будет город Самара, в котором просияет благочестие, и оный город никогда  и никем разорён не будет!» в отшельническом скиту ярким огнём вспыхнули все свечи.  Почему служитель церкви столь высокого уровня удостоил своим вниманием обычного чернеца, летопись умалчивает. Но есть предположение, что митрополит божьим промыслом сделал остановку в Самарском урочище лишь для того, чтобы полученная  монахом в «периферии» подсказка свыше была вложена в уста незаурядного и популярного в средневековой Руси церковного деятеля.
«Горячая линия»  с небесами действовала  на Самарской Луке издавна и когда-то была для местных явлением обыденным. Дело в том, что  тысячелетия назад близ современной Самары находился аналог  уральского Аракима, жителями которого были исключительно жрецы. Однажды Аркаим в одночасье прекратил существование, по неизвестным причинам. Но аура Аркаима осталась на века.  А  начиная с 17 века, в наших местах вдруг  появляется множество быличек о жигулёвских  подземных старцах. Отчего отголоски древней  религиозной цивилизации напомнили о себе именно того, учёным неясно. Но они заметили, что «волны» заселения Самарской губернии совпали с «волнами» распространения тайных учений и формированием катакомбных исповеданий.  В разных вариантах  легенды и подземном народе  сообщали примерно одно и то же. Благообразные старички появлялись внезапно, в местах, как сейчас говорят с признаками геопатогенной зоны.  Чаще всего старцы предупреждали о грядущем несчастье: то о пожаре, рекомендуя жителям на время покинуть село, то о голоде, советуя запастись на несколько лет припасами. А то и просто возникали на террасах Жигулей, с высоты сурово наблюдая, «правильные» ли поклоны бьют им судоходцы, проходящие на расшивах по Волге.  К 18 веку добавились  слухи о существовании невидимых городов и монастырей, чей колокольный звон был слышен в тихие летние ночи.
Найти легендарный город ещё в конце 18 века  пытались  любопытные самарцы. Сохранилась история про поиски подземного города  надворным советником Тихоном Маленицким. В «Топографическом описании Симбирского наместничества»  он  расстроенный неудачами, всё же признал. что  «после долгих блужданий по северо-западу Самарской губернии каменного города не нашёл, но обнаружил камни с символическим изображением солнца и луны». Подземные жители не давали покоя местной власти вплоть до 30-х годов прошлого века. Ведь к ним, в пещеры, повадились селяне, недовольные новой жизнью. Известно, например, что  часть шелехметской гряды – Ош-Пандо-Нерь – взорвали по приказу НКВД. Жители, отказавшиеся выйти наружу, были  замурованы. Чуть позже взорвали ещё одно пристанище бежавших прочь из людского муравейника, самарцев  – Попову гору. Видно, властям изрядно надоели «мракобесные» истории о колокольных перезвонах, слышавшихся из подземных пустот и мумиях, сидящих в подземных саркофагах.  Говорили, что «поповцы» успели  эвакуироваться, и следы  обитателей пещер были потом обнаружены в ста верстах от Жигулей.
На протяжении тридцати лет, начиная с конца 80-х  хоть какое-то материальное подтверждение легенды о существовании под Самарой  подземного скита, искал  краевед Игорь Павлович. Но ему удалось собрать  не только множество историй о «каменных избах», которые по  предположениям местных жителей, когда-то скрывали входы в  подземелья, но и обнаружить несколько артефактов,  в том числе, и камень того самого Маленицкого, подтверждающих существование в Поволжье  скрытых от людского глаза мест обитания  последователей  неких религиозных учений. Например, сохранилось предание, что одну из ночёвок в Поволжье, перед походом в Сибирь  войско Ермака провело в таинственном «Каменном доме», у истоков Усы, где были каменные столы, лавки и сундуки.  - Ещё совсем недавно там, проникнув через узкий вход, можно было попасть в большой зал, где имелись «каменные столы и  лавки», - рассказал Игорь. -  Выбивавшаяся в  этом месте из  скалы Уса, протекала по  крыше «дома» и образовывала водяной занавес закрывавший вход. Местные называли эту пещеру, ну, конечно  же, пещерой Степана Разина. Но  там произошли сильные обрушения. Подмытая водой рухнула крыша «дома». И проникнуть вглубь теперь практически невозможно.
И только в 21 веке краеведы нашли то, о чём шла речь в легендах.  Два года назад самарские спелеологи  обнаружили в Сызранском районе  целую галерею подземных помещений.  - Мы несколько лет изучали небольшие пещеры в Сызранском районе, - рассказал известный спелеолог Михаил Бортников. – Но только когда  начали проводить поквартальные исследования, вдруг обнаружили подземные полости, о которых в последние десятилетия нигде не было никакой информации. То есть об этих объектах население забыло, а сами они заросли кустарником. И вдруг мы наткнулись — сначала на одну, потом вторую, третью «дырку» в земле!  проникли туда. И вот теперь, после исследований грунта  мы можем твёрдо сказать:  это не  природные подземелья, а  рукотворные штольни, которым более сотни лет.  Вопросом, что творилось в этих искусственных сооружениях, теперь должны заняться историки. …Впрочем, в  последнее время понятие "эскапизм" тесно переплелось  с представлениями о любителях ролевых игр. Туристы встречают иногда одного такого  «ролевика» недалеко от Управы. Кого он изображает – то ли бойца из чёрного воинства, то ли Сарумана на каникулах – не совсем понятно. Но людей он избегает.  Как и положено настоящему отшельнику.
Светлана ЕРЕМЕНКО, журналист АиФ-Самара.


Рецензии