Про ершистую кису, которая не кошечка
Давно собирался стать своим среди своих. Или, хотя бы прослыть…, а для этого, как минимум, надо включаться в обряды.
Не во все, конечно… со всеми здешними церемониальными придумками и ритуальными выкрутасами невозможно справиться. Много их накручено. Витиеваты и слишком ажурны для меня… Однако некоторые, не только понятны скудному моему разуму, но и приятны бренному телу.
Перво-наперво, высвечивается у меня Баня. Без банных удовольствий и причуд тут никак не обойтись.
Не то, чтобы раньше я совсем не мылся и выглядел как замшелый пень. Представьте себе, мылся, даже мылился, и не так уж редко, но в домашних условиях, в душевой, а по здешним правилам, это не считается. Только баня, с её неизменными, тщательно выстроенными процедурами, считается нормой.
Экая неожиданность, скажете Вы, в любом городе, в любой деревне существуют банные ритуалы. И разнополый люд, не кичась своей образованностью и чистоплотностью, по надобности пользуется банями в своё удовольствие, и детей с малолетства этому приучают. Что ж тут нового, диковинного.
Так-то оно так, да не совсем.
Здесь в баню ходят не из-за парной, как вы могли по наивности подумать. Хотя парилок на любой вкус предостаточно. И с сухим обжигающим финским паром, с запахом настоек, брошенных на раскалённые камни. И с русским паром, - влажным и крутым, обжигающим не только ноздри, но и промежность. А хоть и с турецким акцентом - с умеренным жаром, медленно обволакивающим тело своим настойчивым теплом и парами, исподволь, постепенно проникающими в поры.
И всё-таки, главная достопримечательность Бакинских бань - фигура кисявщика. При этом ключевое слово и знаковая вещь - K;S;. Попытка найти в словарях русский семантический эквивалент, превратила эту ритуальную штуку в расхожий банальный штамп: "Банная перчатка для растирания тела"
Нефигаси… и это о предмете, возвышающем мирские ощущения, делающим тело летучим, невесомым.
Я привёз с собой из Москвы свою "банную перчатку", полагая, что это и есть кися. Она верой и правдой служила мне, пока случайно не попала в поле зрения зоркого брата-офтальмолога. С присущей ему бескомпромиссностью, он обвинил меня во всех смертных грехах, потребовал немедленно её уничтожить и не позорить семью.
Я резонно возражал, мол, семью не позорю, поскольку пользуюсь "банной перчаткой" крайне редко, в своей домашней душевой, да и то, только в те счастливые мгновения, далеко не частые, когда находится желающая этому способствовать….
- А как же в бане… (?!), - переспросил он настойчиво и упрямо, направив на меня два своих безжалостных офтальмологических дула.
- А в бане кисявщик использует профессиональную кисю, - в свою очередь, неосторожно выпалил я, не догадываясь о мере совершённого кощунства и святотатства.
- Ну, блин, ты даёшь… Тебе, вообще, слово гигиена знакомо, или впервые сейчас услышал?
По правде говоря, я где-то слышал это слово, даже неоднократно, а что оно означает и зачем используется, видимо, не до конца понимал…
- С тобой всё ясно, - сказал он, как отрезал, и добавил, - Горбатого могила исправит.
- Значит так, сейчас же едем на рынок, и купим тебе настоящую азербайджанскую Kisu.
Зная крутой характер брата (друзья, за глаза зовут его Пиночетом), возражать не стал, покорно подчинившись судьбе.
Первой нашей остановкой был Sh;rg bazari (Восточный рынок). Быстро и ловко, маневрируя между беспорядочно размещёнными лотками и ящиками, минуя ряды торговцев и зазывал, мы стремительно неслись куда-то вглубь этого благоухающего, кишащего и ворчащего "чрева", точно зная то счастливое место, где нас ожидает успокоение от насущной жажды.
Кися нашлась у дородной румяной тётушки. Они (кися и тётушка) мне очень понравились. Яркая, цветастая ткань с множеством строчек, украшавшая обеих, была просто загляденье. Однако по кислому выражению на лице брата, легко было догадаться, в первозданном своём значении - это вовсе не Кися, а банальная "банная перчатка".
Пафос его несколько приутих, вызвав во мне нездоровую улыбку, но тайное злорадство продолжалась недолго.
- Я знаю, куда нам надо ехать, - воскликнул он через мгновение.
- "Т;z; bazar" - это как раз то место, где должно быть изобилие настоящих K;S; из ковровых нитей.
Своего мнения на этот счёт у меня не было, да и откуда бы взяться у неверного... Но если б и было, то упрятал от греха подальше. Правоверному мусульманину, в период подъёма его национального самосознания, лучше не перечить.
Не прошло и пятнадцати минут, как мы оказались на новом рынке - в "T;z; bazar". Тут было всё: от дальнего до ближнего происхождения, от заморских попугайчиков до экзотических рыбок. Яркие упаковки педигри соседствовали с холщевыми мешками натурального овса. Местные фрукты и овощи легко уживались с китайскими скачущими погремушками. Было много-много всякого диковинного - отечественного и иноземного, но нас, как опытных странствующих пилигримов, неумолимо тянуло к вожделенным Кисям.
Первый прилавок с галантерейным раскладом мы обнаружили сходу. Внимательно разглядев Кисю со всех сторон (так внимателен я бываю только по отношению к лицам противоположного пола), брат над чем-то задумался, но видно было, изделие ему чем-то не нравилось. Уточнив у продавцов, где ещё можно посмотреть схожий товар, мы решительно двинулись вглубь базара.
Здесь, в слабо освещённом, старом и грязном помещении было несколько покосившихся прилавков, с которых на меня дыхнуло родным Советским прошлым. Прилавки были наполнены всевозможным эрзац-товаром ручной работы, а среди них, многократно простроченные, прелестные по своему наивному рисунку и колористике, разнотканные, разномастные Киси.
Судя по тому, как долго и нудно проходили переговоры между продавцом и покупателем, стороны не готовы были к компромиссам. В какой-то момент мне решительно надоело выслушивать эту тарабарщину, большая часть которой летела мимо моего уха, не задевая извилин. Тема себя изжила, и я настоял на покупке наиболее приглянувшейся мне "варежки".
Теперь оставалось только экспериментально проверить покупку. Примерно через час, я вручал новинку знакомому банщику-кисявщику. Восторга она у него не вызвала, тем не менее, чтоб не обижать меня, предложил сначала отпарить "варежку" в течение получаса, прежде чем использовать по назначению.
В оговоренное время, пройдя несколько сеансов прогрева в сухом и влажном пару, разгорячённый и пышущий здоровьем, я расслабленно лежал на тёплом ложе в ожидании долгожданной процедуры вознесения.
Через десяток секунд после начала священнодействия, банщик приуныл и выдал, примерно, такую сентенцию:
- Мяллим, я очен Вас уважаю, хочу чтобы это был нипоследни наши выстреч. Я своим кися сделаю...
Глаза его говорили о том, что он заслужил лучшей участи. Позабыв о правилах гигиены, я величественно позволил ему нарушить строгий родственный запрет.
Через десяток минут моё бренное существо начало постепенно взмывать вверх. Нарушив законы физики и земного тяготения, позабыв о своих невзгодах и промахах, я свободно парил над земной поверхностью.
Это был триумф плоти во славу киси.
Свидетельство о публикации №215061200968