Пеле из меня не вышло околофутбольные мемуары

Вряд ли эта история будет интересна тем, кто, «клюнув» на броский заголовок ожидает чего-то особенного. А тут – обычная история. Из миллионов мальчишек 50-х годов прошлого века, восхищавшихся талантом «короля футбола», тоже не вышло Пеле, что не помешало им найти своё место в жизни. В моих воспоминаниях футбол упоминается только как «фон», на котором протекла моя жизнь. То есть, это, скорее, «околофутбольная автобиография» коренного жителя города Мариуполя. Тех, кого такой жанр не интересует, - не смею задерживать.

Оставшихся - приглашаю в совсем недавно освобожденный от фашистов город Мариуполь, где я появился на свет в августе 1944 года. Наша семья занимала две небольших комнаты в старом одноэтажном домике с  крошечным приусадебным участком по улице Артема №51,  чуть выше тогдашнего 4-го отделения милиции (старожилы должны помнить).

Вокруг были либо полуразрушенные «погорелки», либо многоквартирные дворы со множеством соседей (и собак), по мостовой ездили машины, по рельсам - трамваи, поэтому, едва научившись бегать, мы позволяли себе «побуцать» детским резиновым (редко), или тряпичным мячом прямо на тротуаре перед нашим домом, с парой кирпичей вместо ворот. Ни о каких «атрибутах» настоящего футбола тогда и мыслей не возникало, да и особого интереса к нему тоже. Запомнились, правда, еще с тех времен темпераментные футбольные радиоре-портажи Вадима Синявского и походы с отцом на «большой футбол» в качестве зрителя - на единственный в районе стадион «Спартак» (ныне «Локомотив») возле Городского Сада. Но и тот «большой футбол» до неузнаваемости отличался от современного…

В 1957 году наш домик пошел пол снос для строительства многоэтажного дома, а нам предоставили квартиру в пятиэтажном девятиподъездном доме №24 по Проспекту Республики (ныне Проспект Ленина). У этого дома имелась (и имеется поныне) довольно приличная придомовая территория, которую тут же начали активно обживать владельцы автотранспорта для гаражей, а мы, пацаны – для игры в футбол, используя в качестве футбольных – гаражные ворота. Наше соседство с автолюбителями не всегда было безоблачным, хотя и среди них попадались любители погонять мяч, или хотя бы «забить пеналь». Конечно, «штатной» дворовой команды у нас не было, игроки заметно отличались и по возрасту, и по «классу игры», но это не мешало нам гонять мяч от зари до зари (передавая его, как эстафетную палочку) и даже проводить «междворовые матчи».

Так получилось, что я оказался самым старшим среди футболистов, мне  исполни-лось 14 лет, я поступил в ЖМТ (Ждановский металлургический техникум), в общем, у младших пользовался определенным авторитетом. Да и мой «класс игры» (в условиях площадки размерами с гандбольную) постепенно рос. Уже не помню, по чьему совету я записался в секцию футбола при ДК Коксохима (ныне ДК «Азовсталь»), тренером которой был Анатолий Петрович (к сожалению, забыл фамилию). Тренировки проходили как на спортплощадке у ДК, так и на том же стадионе «Спартак».

В те же годы я «набирался игрового опыта» во время практики в мастерских техникума (где мяч нам обычно заменяли рукавицы сварщика) и в подшефных колхозах, куда нас регулярно посылали помогать сельскому хозяйству. В эти же годы мы стали посещать официальные матчи команд класса «Б» (на стадионе «Азовсталь», в районе нынешнего легкоатлетического манежа и парка имени Лепорского).

В 1962 году я окончил техникум и по направлению год работал электросварщиком на Макеевском металлургическом заводе, а в 1963 году был переведен на завод Азовсталь, и в том же году поступил на вечернее отделение ОИИМФ (Ждановского филиала Одесского института инженеров морского флота).

Так незаметно подошло время моего призыва в ряды Советской Армии в октябре 1963 года. Напутствуя меня не бросать занятия футболом и в армии, тренер вручил мне удостоверение спортсмена 2 разряда, которое должно было послужить «визитной карточкой» для руководителей армейского спорта.
 
Служить я попал в сержантскую школу РВСН в городе Переславле-Залесском Яро-славкой области. В школе существовала специальная спортивная рота, в которую отбирали, однако, не по игре, а по удостоверению спортсмена только 1 разряда. У одного из моих земляков такое удостоверение оказалось при себе, и его тут же перевели в спортроту, а остальные продолжили боевую учебу по различным специальностям. Я выучился на радиста, после чего еще два года служил на боевом дежурстве в городе Шадринск Курганской области, продолжая заниматься футболом (а еще и хоккеем с мячом) «факультативно, то есть в свободное от дежурства время. Немало способствовало «приобщению к большому футболу» благосклонное разрешение командиров смотреть по телевидению трансляции с чемпионата мира 1966 года (хотя репортажи эти приходились на глубокую ночь в Зауралье).

Демобилизовавшись в сентябре 1966 года, я вернулся в Жданов, восстановился в ОИИМФ, а работать пошел конструктором в КО-1 ЖЗТМ (Ждановский завод тяжелого машиностроения, ныне – ПО «Азовмаш»). С первых дней включился и в общественную работу вообще, и в занятия спортом в частности. В конструкторском отделе, будучи секретарем комсомольской организации, приходилось выступать «за себя и за того парня» чуть ли не по всем видам спорта, включенным в программу спартакиады  завода (в том числе, естественно и по футболу) на стадионе и в спорткомплексе в парке Петровского.

В 1967 году я женился, в 1968 году у нас родился сын Владимир. Жена Людмила к моим общественным нагрузкам  всегда относилась с пониманием и сочувствием, а сын начал осваивать технику футбола на нашей дворовой площадке, едва научившись ходить.   

Кроме того, еще в те годы у нас сформировалась «группа здоровья» из наших конструкторов и «примкнувших к ним» их родственников, друзей и знакомых, не безразличных к футболу. Эта группа просуществовала добрый десяток лет, через нее «прошли» многие жители Мариуполя (в какой-то период со мной ходил и мой подросший сын). В зависимости от времени года и погоды мы собирались на различных спортплощадках или просто полянах Приморского района (От Приморского бульвара до проспекта Нахимова).
 
С другой стороны, мне повезло и с институтом. Деканом филиала ОИИМФ был Анатолий Александрович Гощанский, очень неординарный человек, который умудрился на базе вечернего филиала и проводить вечера отдыха, и даже создать футбольную команду для участия в кубке города, в чем ему содействовал и наш однокурсник, истинный фанат футбола – Павел Васильевич Каракаш, несмотря на солидный возраст, выступавший и в роли игрока. Большого успеха в кубке мы не добились, но запомнился матч с командой бывших «профессионалов», у которых в воротах стоял известный в городе футболист (правда, не вратарь, а защитник)  Александр Макарович Мазай (сын знаменитого мариупольского сталевара). Проигрывая с крупным счетом, мы всё же умудрились забить единственный гол в его ворота – и радости нашей не было предела…

А теперь о своём прощании с футболом. «Первым звонком» стала не слишком серьезная, но весьма болезненная травма, полученная на той же «группе здоровья». После нее последовал довольно длительный перерыв в занятиях, которые до этого были привычной субботней традицией. Потом – назначение меня начальником бюро, заместителем главного конструктора, когда суббота перестала для меня быть безусловным выходным днем. А  «третьим звонком» оказался несчастный случай в туристическом походе по Прикарпатью, когда на ту же, ушибленную ногу опрокинулся котелок с кипящей водой. Обширный и глубокий ожог заживал очень долго, в результате обострились и сосудистые, и кожные заболевания, да и возраст уже поджимал… В 1978 году у нас родился второй сын, Сергей, появились дополнительные хлопоты. Активные занятия спортом сменились пассивным просмотром телерепортажей о футбольных матчах мастеров.

Хотя любовь к футболу никуда не исчезла, проходя и сейчас мимо многочисленных футбольных площадок, я с завистью смотрю на пацанов в фирменных кроссовках и спортивной форме, играющих классным футбольным мячом на оборудованной и огороженной площадке с искусственным покрытием… И зависть моя – не ко всем этим «атрибутам», а к желанию и возможности так же от зари до зари гонять мяч, как я полвека назад…

Однажды на дне рождения у моего внука Саши, в той самой «зеленой зоне», где когда-то собиралась наша «группа здоровья», я, «после третьей», продемонстрировал внуку технику обводки и  жонглирования мячом, после чего у него глаза полезли на лоб, а у меня сердце чуть не выскочило из груди… Нет, наверно, всему своё время… Пеле из меня, явно, не вышло, и с этим надо смириться…

… И, наконец, печальный «постскриптум»: Год назад у нас в семье случилась трагедия: после тяжелой и продолжительной болезни умерла моя горячо любимая женушка Люсенька, с которой мы прожили почти сорок семь лет… После ее ухода – сама жизнь для меня практически потеряла смысл, превратившись в ожидание своего… Естественно, значительно снизился и мой интерес к «большому футболу» (несмотря на обилие телеканалов, на которых сейчас круглосуточно транслируются матчи с участием звезд мирового футбола). Мне пошел восьмой десяток, самое время писать «мемуары»…

Итак, выходит, что Пеле из меня - не вышло, а вот сам футбол (после того, как я от него отошел) – из меня «маленько вышел»… Тем не менее, в душе осталась благодарность и к самому футболу, и к Пеле, как одному из символов этой увлекательной индивидуально-коллективной игры. Далеко не каждому мальчишке (или девчонке) суждено стать мастером футбола, но дружить с ним – я бы посоветовал всем. «Чтобы тело и душа были молоды», как пелось в старой доброй песне. Физкульт-привет!


Рецензии