Вавилов дол

               
Недалеко от реки Большой Иргиз, на границе Саратовской и Самарской областей находится Вавилов Дол. Место это с особой репутацией. Паломники считают Дол святым местом
Я побывала в этих местах, где лет сто назад жили «несогласные», бежавшие от репрессий различных властей,  в середине прошлого века – искатели чудес,  а в последнее время – так называемые сурвивалисты (выживальщики), облюбовавшие  безлюдные места для будущих поселений после какой-нибудь  техногенной или  природной катастрофы….
- В святое место нужно дойти пешком, - предупредили меня жители села Ивантеевка, что в 12 километрах от Вавилова Дола. Мол, если ноги не потрудить, ни знамений не увидишь, ни благодать не сойдёт.
Пришлось шагать по обочине асфальтированной дороги. Тем более рейсовый автобус до загадочного места ходит один раз в день. Зато спутница Таня, шедшая аж из самарской Марьевки, на ходу меня просветила.
История вкратце такова. Название Дола связано с проделками некоего Вавилы – одного из самых жестоких в Поволжье атаманов, орудовавшего  здесь во времена Петра I. Его шайка грабила без разбору купцов и местных жителей. Дерзость и масштаб «озорства» вынудили государя направить в наши края войска. Выкуривая разбойников из логовищ, солдаты подожгли лес, посадили на кол или порубали большую часть лихих людишек, а главаря ослепили и бросили в пожарище. Но, как гласит предание,  потеряв очи телесные, Вавила обрёл очи духовные. Во искупление прежних преступно прожитых лет дал он обет найти нерукотворный храм, некогда пустившийся с небес  и ушедший под землю. Храм, похоже, обнаружился неподалёку, и Вавила вырыл рядышком первую подземную келью-пещеру. прослышав о праведнике, потянулись другие искатели строгой жизни.  Пещер становилось всё больше. Подземные жители соединяли их тайными галереями. Так возникла пещерная обитель. Много лет протекала здесь жизнь затворников. А после 1917 года пошли  сюда изгнанные из храмов священники и миряне, не желавшие общаться с новой властью. Местные крестьяне верили, что здешние обитатели видят сквозь стены и лечат неизлечимые болезни. В 1929 году почти все вавиловцы были арестованы. В Самаре прошёл показательный суд с широким освещением  процесса во всех тогдашних СМИ.  В одной из статей говорилось: «Нам важно, чтобы их не зачислили в мученики за веру».
Материалы со следственными протоколами были разосланы во все населённые пункты Средневолжского края  с требованием к местной власти довести приговор «резонансного дела» до  сведения всех трудящихся Средней Волги. Суд постановил: Ивана Осиповича Дорофеева (монаха Святой Горы Афон), священников Ивана Павловича Журавлева и Анисима Алексеевича Пряхина, старцев Степана Агаповича Турапина и Кондратия Федоровича Молодых, попечителя Дола Федора Александровича Малова приговорить к высшей мере «социальной защиты» — расстрелу. Евгению Матвеевну Афанасьеву (мать игумению, 79 лет) — к 8 годам строгой изоляции без права проживать в европейской части России (а по сути — тоже к смерти, так как этапа не выдерживали даже многие молодые люди). Приходских священников Серафима Петровича Белова и Александра Агаповича Корина приговорили к длительным срокам заключения без права дальнейшего проживания в европейской части РСФСР. Осуждены были также все члены приходского совета и ряд крестьян, активно помогавших подвижникам. Церковь, часовня и все постройки Вавилова Дола были полностью разрушены. Загрязнены и засыпаны два колодца с чудотворной исцеляющей водой. Весь район Вавилова Дола периодически прочесывался, и всякому обнаруженному там грозило тюремное заключение сроком на 10 лет. По свидетельствам населения округи, работа эта в какой-то степени продолжалась вплоть до 80-х годов прошлого столетия!!!
- Но люди продолжали приходить сюда с верой, что монахи спустились в более глубокие пещеры, ушли в ту самую нерукотворную церковь, - заключила паломница Таня.
Вавилов Дол открылся неожиданно – овальный лесной колок посреди степи. Крутые ступени вели к колодцу. Попив водички из чудодейственного источника, мы двинулись по маршруту, предложенному Таней. Поднялись к могиле неизвестного монаха, затем отправились на холм со скромным названием Афон к дубовому кресту, обложенному камнями от взорванной церкви.  Паломница приникла   к земле. – Говорят, здесь лучше всего слышен звон колоколов и пение хора. В церкви-то подземной до сих пор службы идут. А поднимется она в конце света. Таких невидимых церквей на Руси видимо-невидимо, одна из них у нас, - продолжала радовать своей осведомлённостью Таня.
Легли на земли и мы. Правда, что-то слышно! То ли звон басового колокола, отбивающего службу в подземелье, то ли глухой рокот сильного потока воды, текущей под землёй на большой глубине.
Наша спутница печалится. – Ничего не слышу! Предупреждали меня, что ночью приходить надо. -  И сама себя утешает:  - А может, не всем дано.
С горы Афон спускаемся в «мемориальную» келью Вавилы – землянку с лежанкой из той же глины, что и само жилище. По периметру разложены иконки, под  образом святителя Николая – кипа записочек: слав о том, что здравствующие  поныне старцы крепко связаны с небесной канцелярией, жива. Люди, подходившие к пещерке, для верности громко проговаривали свои желания вслух: «Чтобы дочка в институт поступила»,  «Чтобы зять выздоровел». И вовсе уж пустое: «Чтобы завтра в продаже КИА были цвета «чёрный призрак» или  «синий сапфир».  Просьбы подкрепляют подношением: яблоки кладут, соль, а кто и банку тушёнки. Мирские и божественные разговоры перемежаются мистикой. – Знакомые говорили, что в крестные ходы здесь монахов видят. А днём частенько отшельник появляется перед паломниками.
Мы отшельника не увидели. Но прочесав от любопытства весь угрюмый Вавилов Дол, нашли небольшую нишу в стенах оврага. Под корнями деревьев она продолжилась ямой, где вполне мог укрыться человек. Прождав до ночи, ответа на вопрос, почему до сих пор у людей возникает желание отгородиться от всего мира, так и не получили. Но на следующее утро убедились, что некоторые современные мужики не пропадут даже в яме сидючи – в мемориальной землянке  не было паломнических подношений. Кто-то же их забрал? Местные рассказали, что с недавнего времени эту местность облюбовали так называемые выживальщики. Они делают здесь схроны с продуктами, оружием на случай какого-нибудь катаклизма. Ядерная война  не  рассматривается – для  спасения от радиации нужны специально оборудованные бункеры. А вот какие-нибудь социальные конфликты  могут привести к тому, что город станет местом всеобщего хаоса. События в Украине только подтверждают, что сурвивалисты  вовсе не сумасшедшие, а вполне себе разумные люди, беспокоящиеся о будущем своём и своих детей.
Светлана ЕРЕМЕНКО, журналист АиФ-Самара.


Рецензии