Слова - паразиты

 
В языках многих народов мира существует такое лингвистическое явление, когда при общении между собой кроме слов, несущих смысловую нагрузку, люди используют и другие единицы речи. Они называются асемантическими и не несут никакой информации. Не избежал данного явления, которое ещё называется речевой паразитологией,  и русский язык, "как бы" великий и "типа" могучий.  Выражается это в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «это самое», «например», «ну», «так сказать», «короче», «вот», «в общем», «то» и т.п.   
    Сам человек, использующий в своей речи слова-паразиты, часто их не замечает. А слушатель устаёт, изнемогает.
    Педагогический коллектив одной из средних  школы города Н. возглавлял Семён Николаевич Тагин, высокий плотный мужчина лет пятидесяти от роду. Кроме административной работы на посту директора учебного заведения Тагин вел уроки истории в старших классах школы. Имея за плечами высшее историческое образование и четверть века стажа педагогической работы, он практически в совершенстве овладел предметом, на память знал все мало-мальски значимые исторические даты и события.
    Но вот устная речь Семёна Николаевича, увы не была свободна от явления, о котором говорилось выше. Наиболее часто в разговорах с коллегами и на уроках, проводимых им в школе, Тагин к месту и не к месту употреблял выражение «как говорится». И это было заметно даже учащимся.
    Дети обладают разными способностями к учению. Одним школьные науки даются легко. С другими преподавателям приходится повозиться, пока удаётся вложить в их головы необходимые знания.
    Ученик 10 «В» класса Гриша Пашков уроки схватывал, можно сказать, на лету. Он порой скучал на занятиях, не зная, чем себя занять, пока учителя втолковывали прописные истины не таким способным к учению подросткам.
    Однажды в голове Григория созрела идея посчитать, а сколько же раз за школьный урок (45 минут) директор произнесёт выражение «как говорится». Задумано - сделано. Перед очередным уроком истории Пашков заготовил четвертушку чистого тетрадного листа в клетку, которую вложил в тетрадку, где вел записи на уроке.
    На занятиях Гриша на этот раз был очень сосредоточен и внимателен. Он старался не пропустить каждое выражение, каждое слово преподавателя. Очередное сказанное Семёном Николаевичем «как говорится» Пашков старательно отмечал на листе палочкой. Всего таких палочек набралось за урок 29.
    Своей статистикой Гриша на перемене поделился с одноклассниками. И пошло –поехало. Почин быстро распространился среди десятых классов школы. Между классами развернулось негласное состязание: у кого на уроке истории, который проходил два раза в неделю, Тагин большее количество раз скажет «как говорится»? Чтобы всё было по-честному, без приписок, учет выражений вели по два-три ученика, «авторитета» в своих классах.
    «Рекорд» рос и вскоре достиг 39 высказываний «как говорится» за 45 минут школьного часа. На этой цифре результат директора надолго задержался, замер. Но однажды, после бурного педсовета, разволновавшийся Семён Николаевич этот «показатель» побил. За школьный урок он выдал «как говорится» аж 47 раз.
    Всё тайное когда-то становится явным. Побить такой «мировой рекорд» было нереально, и один из счётчиков, Кирилл Гричаный из 10 «Г», расслабился и не смог соблюсти необходимую конспирацию. Да и Тагин к тому времени стал замечать, что раньше самые озорные  ученики с повышенным вниманием слушают его на уроках. И на вопрос преподавателя: - «Что это за листок с палочками?» Кирюша ничего вразумительного ответить не смог. Вызванный на беседу «с пристрастием» в директорский кабинет Гричаный «раскололся» и «сдал» организатора всей этой затеи Пашкова. Впрочем, разговаривать с Сергеем учитель не стал. Но на итоговом экзамене по предмету, несмотря на неплохие, даже хорошие знания истории, выше «тройки» у Пашкова заработать не получилось. Семён Николаевич Тагин после этих событий стал более внимательно следить за своей речью, особенно на уроках в школе.


Рецензии
Яков, доброе утро. Проблема существует. Но не всегда эти паразиты лишние. Пример, знаменитый мультик "Ну, заяц,погоди!" Этот мультфильм часто повторяют на Т/В. И его каждый раз с удовольствием просматриваю. У меня вопрос: исправил ли Ваш директор свою речь? Вам зеленая кнопка и удачи. Е.М.

Евгений Борисович Мясин   28.11.2018 11:04     Заявить о нарушении
Евгений Борисович, доброго времени суток!Хотя описываемые события происходили лет 50 назад, по моим ощущениям несколько исправил. Потом его перевели в другую школу.

Яков Стромский   29.11.2018 11:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.