Патриотизм

               

                1

    Читаем в словаре русского языка Ожегова: «Патриотизм – преданность и любовь к своему народу, и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов Родины».
    Патриотизм, в той или иной мере, присущ всем людям. Вот какое мнение Карамзина на этот счет: «Истинный космополит есть существо метафизическое или столь необыкновенное явление, что нет нужды говорить об нем, ни хвалить, ни осуждать его. Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; Личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя».
    Любовь к родине нередко воодушевляет людей на подвиг. Все народы мира знают массу примеров – когда их граждане рисковали жизнью в борьбе за общие интересы, завоевав себе тем самым, вполне заслуженно, всенародное уважение. Самоотверженные поступки некоторых таких героев стали легендами. А рассказы об их подвигах передаются, многие века, с поколения в поколение. Триста спартанцев, Ивана Сусанина, Александра Матросова и многих других отважных людей – знают все, кто интересуются историей.
    Формируется наш патриотизм многими факторами: воспитанием, политикой государства, средствами массовой информации, коллективным духом, чувством собственного достоинства и внутренним протестом против поработителей, недоброжелательным отношением к другим народам, чувством гордости за свою страну и ее «божественным предназначением», навеянным религией и так далее.
    Одним из факторов патриотизма есть наша неосознанная, данная природой, а поэтому не имеющая разумного объяснения, привязанность к пространству и явлениям, окружающих нас. Так, например, многие, непонятно почему, любят какие-то футбольные команды, и готовые на многие глупости ради них. Это притом, что, обожаемые нами, спортивные коллективы состоят из игроков, купленных в других странах.

                2
    
    Можно ли считать себя патриотом, критически относясь к своему народу и государству? Оказывается можно. В истинных сынов Отечества всегда найдется повод – быть недовольным положением дел, в родной стране. Много горьких замечаний в адрес своих земляков высказал Тарас Григорьевич Шевченко. А слова Лермонтова: «Прощай немытая Россия» - глас душевной боли за свою Родину. И обоих поэтов никто не станет уличать в их не патриотизме.
    Значительная интеллигентная (и не только интеллигентная) прослойка населения Советского Союза ненавидела власть Советов, и, тем не менее, любила свой народ. Или такой случай: многие белогвардейцы, удравшие от Красной армии за границу, не стали помогать Гитлеру в его войне. Да, вынужденные беглецы с родины ненавидели страну Сталина и его партии. Но в душе они остались русскими, и не могли радоваться победам немцев.
    Могут ли патриоты приносить вред своей стране? Могут. Наполеон и Пол Пот, например, причинили больший ущерб своим родинам, чем это могли бы сделать враги. А сколько крови, слез и горя приносят гражданские войны – эти жестокие сражения не на жизнь, а на смерть патриотов, по-разному любящих свою страну? Иногда такие выяснения отношений, любящих свой народ, граждан уводили в небытие целые народы. Украина тоже знала подобный период в своей истории, который историки называют «Руиной». Происходило это в семнадцатом веке. Правда, страна тогда уцелела, но после этого, долгие годы, она вся лежала в развалинах.
      
   
                3

    Формы проявления патриотизма диктуются исторической целесообразностью. Во времена Древней Руси люди были патриотами отдельных маленьких территорий и проявляли массовый героизм в борьбе за сохранение независимости небольших племен или княжеств. Во времена существования Советского Союза люди были патриотами самого большого в мире интернационального государства. А во время распада страны Советов люди стали патриотами отделных ее национальных составляющих. Сейчас многие жители европейских государств считают себя патриотами всей Европы.
    После приобретения государствами территориальной и экономической стабильности правящие верхушки поймут, что любовь народа к родине можно использовать в своих интересах.  Они возьмут на вооружение искренние чувства своих подданных к отечеству, и начнут вкладывать в них нужный им смысл. Лозунгом российского императора Николая Первого (того самого, что казнил декабристов) было – православие, самодержавие, народность.  Идеологи коммунизма считали, что наивысшего развития патриотизм достигает после социалистической революции, когда трудящиеся берут управление страной в свои руки, создавая социалистический общественный строй. И «подлинный» патриотизм несовместим с буржуазным национализмом и космополитизмом, и нераздельно связан с пролетарским интернационализмом, и со стремлением к миру между народами.
    Немцам, времен Гитлера, насаждалось убеждение, что они «высшая» раса. Фюрер так провозглашал в своей программной книге «Моя борьба»: «Мы, национал-социалисты, являемся хранителями высших арийских ценностей на земле…мы должны…сделать все необходимое для защиты чистоты расы». И там же: «Наше новое, собственное патриотическое государство возникнет…в результате стальной воли нашего собственного движения, которое проложит себе дорогу против всех». Поэтому своим указом Гитлер снял всякую моральную, и правовую ответственность своих солдат за уничтожение покоренных народов.
    Поляки грезили страной – «от моря до моря», и так далее. Патриотизм каждого народа начал носить свой, «национальный» характер. Правда, в последнее время появился и «общеевропейский» патриотизм, когда многие люди считают себя, например, не голландцами или немцами, а европейцами.

                4

    Всегда ли патриотизм – это доброе отношение только к своей стране? Оказывается - нет. Если родина произвела удачную войну по захвату чужой территории, то и на нее начинает распространяться любовь населения, расширившего свое «жизненное пространство». Ничто так не воспламеняет гордость за свою страну, как победоносные войны.
    А тоска, по утраченным когда-то землям, веками тлеет в умах (когда большей, когда меньшей прослойки) патриотов, стран-неудачниц. Тоску эту очень часто подогревают учебники истории, настраивая «обиженных коварными соседями» граждан на реванш, который когда-нибудь, но произойдет.

                5

    Патриотизм не может существовать вне нашего стремления к лучшей жизни. Каждая страна – это всего лишь сфера жизнедеятельности ее граждан. И, естественно, все  помыслы наши о родине не могут не восприниматься через призму личных, индивидуальных запросов. Конечно, Сусанин, уводя вражеский отряд в непроходимые болота, не думал о своей выгоде, но мысли о спокойной жизни близких ему людей, мне кажется, его не покидали.
    Многие страны оставили бывший СССР и присоединились к Европейскому Союзу только потому, что жители их надеялись таким образом улучшить свое благосостояние. Ни о какой борьбе за свою национальную самобытность в этом случае говорить не приходится. Европа не консервирует нации, а не навязчиво превращает их все в единую народность. Что это будет за народность? – время покажет.
    Кем считать людей, уезжающих в другие страны в поисках счастья? Если безапелляционно следовать логике данного разговора, то патриотами их никак нельзя назвать. А среди цыган их вообще быть не может, как снега в Африке. Тот, кто любит землю отцов своих, должен стойко переносить все тяготы и лишения, посланные им Богом, никуда не уезжая. В Советском Союзе таких «беглецов» клеймили позором, как предателей родины.
    Подобное категорическое осуждение своих «непослушных» граждан не выдерживает никакой критики. Как известно, миграция населения – один из основных законов расселения людей на планете. Судьба мигрантов не простая. Многие с них находят себе вторую родину, но любовь к земле предков никуда не девается, а лишь претерпевает изменения.

                6

    Всегда ли патриотизм способствует благу родины? Оказывается нет. Любовь людей к своим племенам затрудняла древней Руси стать единым, мощным государством. А когда единое, мощное государство начало дробиться на мелкие княжества, местнический патриотизм способствовал этому процессу.
    Патриотизм индейцев привел к их полному вымиранию. Что-то похожее могло бы случиться и с Русью во время татарской навалы. Но русские правители покорились завоевателям, и спасли от уничтожения свой народ. Вот как Карамзин пишет о деятельности одного с князей того времени: «Герой Невский, некогда ревностный поборник новгородской чести и вольности, должен был с горестью…склонить к рабству народ гордый, пылкий, который все еще славился своей исключительной независимостью». Более того, когда возникло на Руси народное восстание против монгольского ига, Александр Невский жестоко подавил его. И, тем не менее, потомки причислили его к лику Святых.

                7

    Говоря о патриотизме, нельзя ничего не сказать о национализме, «истерике патриотизма». Знаменитый гитлеровский генерал Гудериан, живший в стране, в которой национализм был объявлен государственной политикой, высказался о нем следующим образом: «Национализм означает… эгоистическое преувеличение своей любви к отечеству и заносчивость по отношению к другим народам и расам».
    Восторженное отношение людей к своей нации было всегда. Примером древнего панегирика национализму может служить Старый Завет Библии. Согласно этой Святой книге – евреи избранный народ. С ним Бог заключил договор, в котором обязуется оберегать его всегда и везде. Придерживаясь своего обещания, Всевышний защищал израильтян от всех враждебных народов и дал им обетованную землю.
    Русские (наравне со всеми остальными народами) тоже не лишены внимания Небес. Как утверждает летопись «Повесть временных лет», однажды, по Днепру плыл один с Апостолов Иисуса Христа. Увидев горы, где сейчас находится Киев, он заявил, что на эту местность снизойдет «Благодать Божья».
    Национальная нетерпимость, была причиной многих беспощадных войн на всем протяжении существования человечества. Нет такого народа, который не подвергался бы гонению, от рядом живущих, соседей только из-за своей принадлежности к другой нации. В Украине, например, кровавые столкновения украинцев были с евреями, поляками, крымскими татарами, русскими и другими нациями. А, однажды, запорожский атаман Сирко уничтожил несколько тысяч своих соотечественников (мужчин, женщин, детей) только за то, что они хотели жить на территории Крымского ханства.

                8
   
    Свои размышления хочется закончить словами Чаадаева: «Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть нечто еще более прекрасное – это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов…человек может быть полезен своей стране только в том случае, если хорошо понимает ее…».
    От себя добавлю: «Патриоты, будьте мудрецами!».
   

 


Рецензии