О русской Илиаде, или лежачем человеке

        Я знаю, что большинство современных читателей, это вовсе и не читатели в классическом понимании. И откуда собственно на Руси взялись эти читатели и когда? До Кирилла и Мефодия расцветало устное творчество. Все слушали и запоминали. Если не услышишь и не запомнишь, будешь наказан.

Когда небезызвестный нам Илья Обломов, будучи мальчиком, был вырван из объятий любящих родных и  отправлен в школу, он понял сразу, что "труд" и "скука" это сходные по значению слова. Он посещал школу по необходимости, с трудом выучивал задаваемые ему уроки, и все это обучение считал за наказание, "ниспосланное небом за наши грехи". "Серьезное чтение утомляло его". Почему же нас, в чьих жилах течет обломовская кровь, чтение не должно утомлять? Конечно, как истинные русские, мы чаще слушаем, а не читаем. Однако некоторые научились все же читать о чем-то. А, что Вы хотите, идет лавина информации, пойди успей прочитать, да ещё понять и вычитать что-то!

Признаюсь сразу, в детстве я читал, что хотел. Роман И.А.Гончарова "Обломов" не значился в моем списке хотения. Это был "программный" продукт. Все, что нужно было "читать по школьной программе", я читал не по строкам, а по диагонали. Сегодня такое чтение обозначается термином "курсорное" (беглое) чтение. Наводишь свои курсоры на начало страницы, далее косишь по диагонали вниз в правый угол - раз!.. И страница прочитана. Но, даже читая таким способом, я заметил, что главный персонаж романа "Обломов" очень по-современному понимает жизнь и труд. Основной вопрос для него - "Когда же жить?, если беспрерывно нужно трудиться. Это сегодня все знают, что труд восходит к слову трудно, а работа к слову раб. А в то время самосознание "Мы не рабы, рабы  не мы" только-только зарождалось. И первым, кто открыто заявил, что хочет "жить по-своему, то есть лежать молча, дремать или ходить по комнате", был Обломов.

Мне кажется иногда, что Илья Ильич не персонаж вовсе. Это реальный человек, живший в Симбирске на рубеже 18-19 веков. Что только не понаписали о нем современники И.А.Гончарова! Обломов - это сонный ленивец; кроткий голубь; человек, обалдевший от долгого лежания в постели и впавший в общественную спячку. Обломов возрос на "субстрате" крепостного рабства. Он - постельный мечтатель, не принявший этот суетный, грязный мир. Обломов сначала пережил свою духовную погибель, а потом уже умер физически. 

Да! Этот человек не захотел развиваться по законам того общества, в котором ему было суждено родиться и жить, потому что всякое развитие предполагает "выход за пределы себя". Он не смог переступить через себя, как делали и делают это другие. Обычно развитие мы представляем как движение, устремленное по прямой в высь, в будущее. Обломов же все время двигался по кругу, а если и выходил за его пределы, то скоро разочарованный возвращался назад. Не зря фамилия Обломов образована от старорусского слова "обло" (круг, окружность). Правда, некоторые критики видят в фамилии художественную метафору - ведут речь об "обломке" крепостнического общества.

Одни умные люди называют Обломова мудрым дураком и подводят его под сказочный персонаж Емели. Другие называют его "лежачим камнем", под который вопреки русской смекалке вода все-таки течёт. Наиболее смышленые объявили Обломова русским Гамлетом, указывая при этом на то, что Гамлет в отличие от Обломова не успел решить свой главный жизненный вопрос: "Быть или не быть?", а вот Илья Ильич знал ответ на этот вопрос, так как твердо заявил: "Я не хочу делать...".

Примечательно, что друзья и знакомые любят Обломова не за его неспособность к любой деятельности, а за его незлобность, милосердие, за то, что он не себялюб. Ну, и что, что он перестает бороться за жизнь, в которой у людей вырабатывают привычку к систематическому труду на чьё-то благо?

Больше всего, конечно, раздражает, что "обломовщину" как явление приписывают русскому народу. Русским, якобы, характерна небрежность, неточность, неряшливость, привычка опаздывать, неспособность доводить начатое до конца. Только не могут объяснить, почему мы иногда ведем себя так.

Что такое небрежность? - Это халатность (Обломов большую половину жизни провел в халате). Это ещё и нерадивость (Работаем на барина без радости).
Да, мы бываем неточны и допускаем ошибки, но ведь на этих ошибках учатся другие.

Бывает, что русские люди опаздывают. А куда собственно торопиться? Ответ зафиксирован в "Толковом словаре русского языка" великого датчанина Владимира Ивановича Даля (его отец - Йохан Кристиан вон Даль. [ Не "фон", а "вон"]). Так, вот в этом словаре дается руководство для русских людей  - Тише едешь, дальше будешь.

Что касается обвинения в неспособности доводить начатое до конца, то это никакая не неспособность, а, наоборот, способность. Во-первых, всякий конец - делу венец. Чтобы довести дело до венца, нужно его тщательно выполнять, на что уходит уйма времени. Во-вторых, сделаешь быстро одну работу, спрятав концы в воду, тебе тут же найдут другую работу и так бесконечно. За один крепостнический час можно, конечно, горы свернуть. Только какая от этого выгода при почасовой оплате?

Обычно Обломову противопоставляют Штольца, этого "бикультурного" полунемца и полурусского. Кто такой Штольц? Это тот самый Мефистофель с рогами, который разрушает сонное царство Обломова. Он посылает к нему девушку Ольгу (кстати, Ильинскую). Так уж повелось со времен Адама, что нечистая сила всегда подсовывает человеку женщину, чтобы сбить его с пути истинного. Н.А.Добролюбов, критикуя И.А.Гончарова, написал прямым текстом, что "таких девушек не бывает" в природе. Еще как бывает! Ольга Ильинская - это главный инструмент дьявольского деяния. И она об этом знает, так как заключила с Штольцом соглашение. Однако ни она, ни он, ни они вместе не смогли подвигнуть Илью Ильича к "жизни". Не удался экспериментик! Смекалка у Ильи была что надо, не зря он как и Илья Муромец, ума набирался, более тридцати лет лежа в постели. Теплая постель - это прототип русской печи. Только кровать у Обломова была без подогрева.

Самое главное, что протестное лежание Ильи Обломова не прошло даром. В романе есть одна короткая сюжетная линия, в соответствии с которой у Обломова родился сын от гражданки Пшеницыной Агафьи, которая, когда Обломова не стало, отдала сыночка на воспитание Штольцам. Ильич, сын Обломова, родился на Симбирской земле где-то в 1870 году и очень походил на отца. Сама Агафья Матвеевна говорила: "Весь в покойника!". Не он ли в 1917 оттаскал за патлы Временное правительство и обломал сухие ветки с Российского древа жизни?

Мы почти целый век благополучно строили то общество, о котором мечтал Илья Ильич Обломов! Это общество, в котором была "протянута рука падшему человеку", где совершались чудеса и было искоренено взяточничество, где сказка стала былью. Но как только мечты Обломова начали во всей своей полноте воплощаться в цельную, богатую духовную жизнь, к власти пришли прозападные рационалисты Штольцы и цинично заявили, что "пойдут другим путем". Для них ненормированный во времени труд есть главная цель в жизни, а материальные блага - эрзац всякой духовности... Все снова обломилось.

Что остается делать истинному обломовцу?  У него один выход - впасть в спячку до светлых времен. Но прежде ему нужно полюбить Агафью!
 
 

ПРИТЧИТАНИЯ:

• Как не Илья, так пророк.

• Тот, кто сказал, что цель жизни есть сама трудовая жизнь, не был русским человеком.

• Чтобы вогнать общество в спячку, ему нужно создать условия для "недвижимости".

• Обломова кормили натурпродуктами - разными кулебяками, булочками, сухариками, сливочками и отвлекали от "соблазнительных покушений на вино". Но это не помогло. Обломова не смогли вывести из жизненной дрёмы.

• Современных обломовцев травят пищей с эмульгаторами, спаивают по праздникам и в будни палеными спиртными напитками. Есть основания полагать, что это тоже не поможет. Однако в данном факте, как ни странно, теплится надежда на светлое будущее!

• Смерть от лежачки - это не смерть, а "только вечер жизни"!

• Подвиг современного обломовца  - не в мелких будничных деяниях, а в одном жизненном поступке.

• Какая польза от всех штольцовых дел, если за их исполнение берутся люди, не имеющие призвания? Они в миг превращают все великие дела в делишки. Не задумывались, почему сейчас при встрече не принято говорить о делах, а модно спрашивать: "Ну, как делишки?".

• Пшеницына Агафья Матвеевна не "чудовище, погубившее Обломова". Эта прекрасная женщина своей каждодневной, ежечасной и ежеминутной заботой предоставила Обломову возможность чуть-чуть пожить "своей жизнью" - реализовать хоть маленькую толику главной обломовской мечты об "ином бытии", "где нет ни ночей, ни холода" и текут медовые реки.

• Мы-то знаем, почему штольцовцы набрасываются на эту женщину - она дала продолжение бунтующему духу Обломова (родила ему сына).

• Антипод Агафьи - Ольга Ильинская.  Это эгоистичная женщина. Вы только послушайте, что она говорит Обломову при расставании: "Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь ещё жить для меня...". Ишь, чего захотела!

• Каждому Илье по Агафье!

• Каждому Штольцу по  Ольге!

• Обломов не "обломок", а лежачая глыба общества, под которую вопреки российскому законодательству продолжает течь вода.

• У обломовцев одна культура, а не две, как у некоторых прозападников, поэтому они подтекают.

• Илья Ильич успел ещё при жизни сформулировать ряд путеводных мыслей, которые дороги каждому его последователю:
• "Грамотность вредна мужикам"
• "Члены света и общества - это мертвецы, спящие люди хуже меня"
• "Жизнь начинается с погасания". Она гаснет во время писания бумаг в канцеляриях (офисах). Она затухает при вычитывании истин из книг. Она растрачивается от сходок (корпоративов) без цели.
• "Ничто не мешает думать лёжа!" 
• Последняя истина имеет высокую теоретическую ценность.  Лежание  - это нормальное состояние человека.

• Я верю, что лучшие свои мысли человечество сформулировало в лежачем положении.

• В конце концов сама человеческая жизнь, в отличие от животной, закладывалась лежа, под мягким обломовским одеялом!
 
23.12.2012


Рецензии