Ковтун Карп Иванович

Родился  15  мая  1908  года  в  селе  Шаро-Бакумовское  (поселок  Шарко-Бакумовка)  ныне  Панинского  района  Воронежской  области  (Россия)  в  семье  крестьянина.  Украинец  (по  другим  данным  русский).  Окончил  4  класса  сельской  школы.  Работал  батраком,  заведующим  избой-читальней.  В  1928  году  окончил  в  Борисоглебске  курсы  председателей  сельсоветов  и  работал  на  этой  должности. 
В  РККА  с  1930  года. 
Окончил  полковую  школу  и  служил  командиром  отделения  в  48-м  стрелковом  полку. 
В  1933  году  окончил  Ворошиловградскую  военную  авиационную  школу  лётчиков,  а  в  1934  году  -  курсы  командиров  звеньев  в  1-й  Краснознаменной  школе  пилотов  им.  Мясникова. 
В  звании  лейтенанта  командовал  звеном  в  109-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  36-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  20  октября  по  13  ноября  1936  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-15  (по  другим  данным  был  командиром  3-й  эскадрильи  истребителей  И-15). 
Имел  псевдоним  «Костя»,  «Ян», «Ян  Ковальчук».
Участвовал  в  нескольких  воздушных боях,  лично  уничтожил  1  истребитель.
Утром  13  ноября  1936  года  во  время  воздушного  боя  в  районе  Каса-де-Кампо  над  Мадридом  протаранил  истребитель  Хе-51*.  Выпрыгнул  из  горящего  самолета  на  парашюте,  но  при  спуске  выпал  из  не  застегнутых  лямок  парашюта  и  разбился. 

     «…Война  без  потерь  не  бывает,  и  погибают  на  войне  по-разному.  Для  воюющего  человека  эта  горькая  истина  не  является  откровением.  Но  есть  потери,  которые  никак  не  укладываются  в  нашем  сознании,  сколько  бы  лет  ни  прошло.  13  ноября  1936  года  над  Мадридом  была  сбита  машина  Кости  Ковтуна.
     Вообще-то  Ковтуна  звали  Карпом,  но  он  не  любил  это  имя,  и  товарищи  звали  его  Костей.  Итак,  при  выходе  из  атаки  на  бомбардировщики  наше  звено  было  атаковано  истребителями  их  прикрытия.  Костина  машина  загорелась,  и  я  перешел  с  места  левого  ведомого  вправо,  чтобы  прикрыть  его.  Я  видел,  как  целый  и  невредимый  Костя  вылез  из  кабины.  Видел,  как  он  прыгнул,  открыл  парашют.  Видел,  как  его  перевернуло  вниз  головой  и,  как  он  выскользнул  из  ножных  лямок.  Очевидно,  летчик  по  привычке  не  застегнул  на  груди  карабин  (Костя  всегда  грешил  этим,  объясняя,  что  лямки  сковывают  его  движения  в  кабине).  Пустой  парашют  ветер  понес  в  сторону  позиций  мятежников,  а  еще  живой  Костя  Ковтун  падал  на  мадридскую  мостовую…»
     (Из  книги  Г.  Н.  Захарова  «Я - истребитель»).

Похоронен на  деревенском  кладбище  Компорналь,  в  12  километрах  от  аэродрома  Алькала-де-Энарес  (Испания).
 
Список  известных  воздушных  побед  К.  И.  Ковтуна:
13.11.1936     1     Хе-51*           Каса-де-Кампо                лично  (тараном)

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  31  декабря  1936  года,  за  мужество  и  героизм,  Карпу  Ивановичу  Ковтуну  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза**.

Награжден  орденом  Ленина  (31.12.1936).

Примечания:
*     Пилотом  этого  Хе-51  был  лучший  ас  немецкого  «Легиона  Кондор»  обер-лейтенант  Крафт  Эбергард,  имевший  на  своем  счету  7  воздушных  побед  в  Испании.  Посмертно  был  награжден  Золотым  крестом  с  бриллиантами  за  Испанию.
**     К.  И.  Ковтун  -  первый  из  уроженцев  Воронежской  области,  удостоенный  звания  Героя  Советского  Союза. 


Рецензии
Вышеприведенная выдержка не из книги Гусева, а из мемуаров Г.Н.Захарова "Я - истребитель"

Юрий Чумак   28.11.2021 23:02     Заявить о нарушении
Спасибо! Ошибку исправил.

Олег Каминский   29.11.2021 04:45   Заявить о нарушении