Серёжа

Он шёл по улице. Было темно, лишь вдали одиноко мерцали несколько фонарей. Школьники давно уже сидели за своими партами и прилежно записывали за учителем. А он опаздывал. Как всегда.

Серёжа Порфирьев, под два метра ростом в свои неполные четырнадцать лет, был способным, но очень ленивым учеником. Он твёрдо считал, что все слова учителей его не касаются, а если он вдруг сделает домашнее задание, то непременно случится что-то ужасное. Когда он думал (если такое вообще случалось), его мозг уже отказывался что-либо соображать, кроме очередного предлога уйти с уроков. Это ему придумать удавалось всегда, но впрочем, это обычно был или больной живот или «раскалывающаяся» голова. На перемене вёл он себя словно мартышка в цирке, зато на уроках он не производил ни звука, что было обусловлено лишь тем, что сорок пять минут урока для него были волшебными минутами сна.

Прервав свои невесёлые размышления о тяжкой судьбе школьников, Серёжа остановился у газетного киоска, не столько желая посмотреть, что нового появилось, сколько занять себя чем-нибудь и не идти в школу. Разглядывая брелочки, наклейки и вообще всякого рода безделушки, он заметил, что какой-то старец на обложке журнала глядел на Серёжу, словно живой, наблюдая за ним. «Интересно, кто это?» - почему-то вслух произнёс Серёжа. «Это Преподобный Сергий Радонежский, малец», - скрипуче произнес женский голос. Серёжа повернулся: к киоску подошла старушка, которая сложилась пополам и держалась ещё только потому, что в руках её была какая-то палка. «Святой человек, многим помог…» - заговорила снова старушка, но Серёжа вспылил: «Мне никто не поможет!» и пошёл прочь.

Вот показался силуэт его школы, такой пугающий, отталкивающий от себя, что мальчик невольно поёжился. А может, это просто дунул холодный и ворчливый ветер ноября? Или тьма решила подшутить над нерадивым школьником? Но что бы то ни было, на урок русского языка Серёже идти совсем не хотелось.

«Ну и ладно!» - подумал он. «Не пойду я никуда! Ну, её, эту школу! Противно там, не могу!» И ученик уже хотел было пройти мимо этого ничем не привлекательного здания, как вдруг заметил мамину подругу, и ему ничего не оставалось, как проскочить в школьные ворота и бегом добежать до крыльца.

Очутившись в школе, он нехотя снял куртку и сапоги, потом лениво надел сменную обувь и поплёлся вешать свои вещи. И как назло, мимо раздевалки медленно проплыл завуч.

«Можно подумать, у неё дел нет! Тащится, как черепаха!» - проворчал себе под нос Серёжа, прячась за вешалкой с огромным количеством курток.

Учительница русского языка, Наталья Михайловна, была женщиной умной, образованной, умела понятно объяснять и интересно рассказывать. Её истории дети слушали, что называется, затаив дыхание. Но как бы то ни было, Серёже она совсем не нравилась. Какая ей разница, во что он одет или какой длины у него волосы на голове? И что, что у него на щеке грязь? Почему её так волнует, чем от него пахнет? А что такого в том, что ногти у него длинные? И вообще, какое ей дело до его внешнего вида?

- Уважаемый, не изволите ли вы ответствовать нам, что вы делаете здесь в этот весьма ранний для вас час? – притворно кланяясь вновь заснувшему Серёже, с выраженным на лице недовольством произнесла Наталья Михайловна.
- Отстаньте, я сплю… - зевая, лениво проронил Серёжа.
- Давай сюда дневник! – вскипела Наталья Михайловна.
- Его мама забыла положить… - он сказал это, как само собой разумеющееся.

Я предпочту оставить ненадолго наших героев и сказать несколько слов о школе.

Школа, в которой учился Серёжа, была недавно отремонтирована, оборудована компьютерами с выходом в интернет, повсюду было установлено видеонаблюдение, в каждом классе был проектор. Словом, школа была оснащена по последнему слову техники.

Следующим уроком был ещё один нестерпимый для нашего главного героя предмет – литература, которую так же вела уже известная нам с вами Наталья Михайловна. На этот день было задано сделать проект группами. Серёжа оказался в группе с пятью одноклассницами, которые уж если решали что-то сделать, то спасения от них не было никому. Их команде задали сделать проект в виде ответа на вопросы по прочитанному материалу о Сергии Радонежском. Каждому досталось по одному вопросу. На свой вопрос, как вы поняли, ответа Серёжа не преподнёс.

Настало время представлять свой проект, выполненный в форме электронной презентации, группе Серёжи. Одна из его одноклассниц села за учительский компьютер, чтобы перелистывать слайды. Дошло до слайда с вопросом Серёжи, который был абсолютно уверен, что девочки сделали всё за него. Но он глубоко ошибался…

«Серёже Порфирьеву не хватило времени с четверга до вторника, чтобы написать целых два-три предложения в ответ на вопрос!» - гласила ярко-фиолетовая надпись на слайде, а ниже была фотография Серёжи с его обычным равнодушным лицом.

Казалось, должен был раздаться взрыв смеха или гул осуждения, но Серёжа ничего не слышал. Надпись вдруг стала ярко-красной до такой степени, что на неё больно было смотреть, а фотография Серёжи постепенно стала меняться, на её месте появился кого-то напоминающий старец, который буквально вышел из экрана, указывая на надпись. Старец не пугал Серёжу, он внушал доверие, весь светился теплотой, добротой и душевностью.

- Здесь проблема твоя, Сергей. Коли не справишься, не повредишь никому. Да только себе хуже сделаешь, пренебрегши бытом своим… Кратко время, кратко…

И исчез всея России чудотворец, преподобный Сергий Радонежский. А следом исчез и прежний наш Серёжа, сподвигнутый святым на образ и быт человеческий.


Рецензии