Когрушев Григорий Александрович
Родился 20 ноября 1909 года в деревне Шишов Выселок Инсарского района Пензенской (Самарской) области (Россия). Русский. Рано лишившись родителей, рос и воспитывался в семье старшего брата. Трудился рабочим на сахарном заводе в Самаре. Окончил рабфак в 1930 году, а в 1934 году - Самарскую высшую сельскохозяйственную школу.
В РККА с 20 сентября 1930 года (22 сентября 1934 года), был призван Пологовским районным военкоматом Запорожской области.
Окончил 11-ю Ворошиловградскую школу пилотов.
В звании лейтенанта командовал звеном в 57-й истребительной авиационной эскадрилье 142-й истребительной авиационной бригады Белорусского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 26 марта (3 апреля) по 5 августа 1938 года в качестве командира звена истребителей И-16.
Всего в Испании совершил около 70 боевых вылетов, участвовал в 12 воздушных боях.
В одном из полетов, выпуская шасси, сильно поранил руку, из-за чего вскоре был отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
В 1938 году получил звание капитана.
В сентябре 1938 года был назначен командиром эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка, а в сентябре следующего года, получив звание полкового комиссара, убыл на должность комиссара 2-й истребительной авиационной бригады.
В 1940 году ему было присвоено воинское звание «подполковник».
Стал командиром 11-го истребительного авиационного полка Московского военного округа.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня (с июля) 1941 года. Командуя своим полком, участвовал в обороне Москвы. С 17 ноября 1941 года по 14 января 1943 года командовал 172-м истребительным авиационным полком, затем по 21 декабря 1943 года был помощником командира 303-й истребительной авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе, после чего до конца войны командовал 168-м истребительным авиационным полком.
26 октября 1944 года ему было присвоено воинское звание «полковник».
Принимал участие в освобождении Польши, в боях за Германию.
За время Восточно-Прусской операции произвел 12 боевых вылетов.
Летал на истребителе Як-9 с бортовым номером 100, на капоте которого слева была изображена «Игральная карта с червонным тузом, пробитым черной стрелой».
Всего за период Великой Отечественной войны произвел около 180 боевых вылетов, сбил 6 самолетов (4 лично и 2 в группе).
По другим данным, сбил в группе 2 самолета.
Летал на истребителях И-16, Як-1, Як-9.
После окончания войны продолжал служить в авиации.
4 октября 1946 года вышел в отставку в звании полковника.
Проживал в городе Люберцы Московской области (Россия).
Умер в 1976 году.
Награжден двумя орденами Красного Знамени (22.02.1939, 08.06.1945), орденом Александра Невского (19.03.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (03.02.1944), орденом Отечественной войны 2-й степени (06.04.1985), орденом Красной Звезды (08.03.1942), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и другими.
Свидетельство о публикации №215061300619